Пределы действия нормативных правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:23, доклад

Описание

Нормативно правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются. Таким образом, пределы действия правовых норм как правило определяются пределами действия нормативно- правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие юридического действия нормативных правовых актов………………………………………………………………….……… 5
Глава 2. Действие нормативных правовых актов во времени.
Обратная сила закона………………………………………………….…… 8
Глава 3. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона………………………… 15

Глава 4. Действие нормативных правовых актов по кругу
лиц. Особенности правового положения иностранцев и
лиц без гражданства.……………………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………..………. 24
Список использованной литературы…………………………………….. 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа .doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

      Следует помнить, что некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов или содержат государственные секреты. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующим органам для применения. Такие акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

      Между двумя сменяющими друг друга законами лежит граница: один и тот же момент определяет утрату силы одним законом  и вступление в силу другого. Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, что между старым и новым законами не может быть не только коллизии, но и точек соприкосновения — все отношения времени действия старого закона регулируются старым законом, а с момента вступления в силу нового закона эти отношения регулируются новым.11

      Утрата  нормативными актами юридической силы происходит при наступлении определённых обстоятельств: во-первых, в связи с истечением срока действия акта, если он был принят на определённый срок; во-вторых, вследствие прямой отмены нормативного акта путём указания об этом в новом акте соответствующей юридической силы; в-третьих, когда нормативный акт фактически заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же общественные отношения.12 Это является самым неудачным, поскольку на практике может вызвать путаницу и ошибочные решения. Наконец, в-четвертых, акт прекращает действие и теряет юридическую силу в том случае, когда изменились обстоятельства, на которые он был рассчитан (например, на период военных действий).

      С действием нормативно-правовых актов  во времени неразрывно связаны такие юридические категории, как “переживание закона” и “обратная сила закона”. Эти понятия выходят за рамку общих правил действия нормативно-правовых актов во времени и относятся к числу исключений.13

      Переживание нормативного правового акта означает такую ситуацию, когда отменённый акт продолжает действовать в отношении правоотношений, возникших ранее на основании его норм. Такое положение нередко складывается в связи с тем, что некоторые правоотношения (арендные, кредитные, подрядные и др.) являются длящимися и их невозможно привести в соответствие с новым законодательством без ущерба для интересов сторон и подрыва стабильности имущественных отношений. О положениях отменённого нормативно-правового акта, которые продолжают действовать после принятия нового и о периоде такого действия делается специальная оговорка в новом акте. Такая необходимость возникает при установлении для отдельных сфер правового регулирования более продолжительных переходных периодов в случаях изменения законодательства.

      Обратная  сила закона означает распространение действия нормативно-правового акта на те отношения, которые существовали ещё до его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта действуют на прошедшее время, обращены в прошлое. Однако, как правило, закон обратной силы не имеет и распространяет своё действие только на те отношения, которые возникают после вступления его в силу. Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния дело должно рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния.

      Но  это общее принципиальное правило (сформулированное как юридическая  аксиома древнеримскими юристами) имеет  исключения, продиктованные гуманными  соображениями. Обратная сила в обязательном порядке придаётся закону в тех случаях, когда закон смягчает или отменяет юридическую ответственность, либо когда в самом нормативно-правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет своё действие на определённые отношения, возникшие до его вступления в силу. Об этом чётко сказано в (ст. 104)Конституции Республики Беларусь и (ст. 67) “О нормативно-правовых актах Республики Беларусь”. 

В то же время  в упомянутой статье Закона “О нормативно-правовых актах Республики Беларусь” установлено, что обратной силой обладают нормативные акты, которые иным образом (кроме отмены или смягчения ответственности) улучшают положение лиц, на которых распространяется действие соответствующих актов.

     Следует иметь в виду, что для любого демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно-правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъектов.14

     Для понимания юридических особенностей обратной силы нормативного акта (в  частности, при ее отграничении от немедленного действия закона) важно иметь в виду не только то, что регулируемые правом отношения могут иметь длящийся характер, но и то, что само правовое регулирование нередко является длящимся, растянутым во времени.

Здесь нужно учитывать обстоятельства двоякого рода.

     Во-первых, с юридико-фактической стороны  такого рода ситуация, требующая поворота "назад" нового акта, складывается при наступлении незавершенных правовых последствий, которые возникают из части фактического состава. Во-вторых, существенно важно учитывать, что нередко правовое регулирование завершается в индивидуальном порядке – вынесением правоприменительного акта. И если применительно к длящемуся правоотношению компетентным органом уже вынесено правоприменительное (судебное) решение, то распространение нового закона на эти права и обязанности означает, что закон поворачивает "назад" и по отношению к правоприменительному решению, состоявшемуся в прошлом.

     Обратная  сила нового нормативного акта по своим  юридическим особенностям и глубине зависит от степени завершенности наступивших в соответствии с прежним актом правовых последствий. По этому признаку различается обратная сила: а) простая, б) ревизионная.

     Простая обратная сила-это распространение  нового нормативного акта на факты прошлого, в силу которых окончательные юридические последствия еще не наступили. Она касается, в частности, таких длящихся отношений, применительно к которым вынесено правоприменительное решение, регламентирующее права и обязанности субъектов на будущее.

     Ревизионная обратная сила-это распространение  нового нормативного акта на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили, т.е. на факты, которые уже полностью "сработали", в частности, на целиком реализованные правоприменительные решения. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона.

    В отличие от действия нормативно-правовых актов во времени, их действие в пространстве связано с определением территории, на которой их нормы подлежат обязательной реализации. Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства.

      В международном праве под территорией  государства понимается часть земного  шара, которая принадлежит определённому государству и находится под его суверенной властью.

     В состав территории государства входят: вся суша в пределах его границ, включая недра; внутренние (национальные) и территориальные воды (прибрежные воды морей и океанов определённой ширины); воздушное пространство в пределах границ государства; военные суда (морские и воздушные) под флагом государства; невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве; космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект. К территории государства приравниваются территории посольств, консульств, находящихся за рубежом (в последнем случае речь идет об экстерриториальных отношениях).

     В соответствии с международным принципом  территориального верховенства как составной части государственного суверенитета нормативно-правовые акты высших и центральных органов государства действуют на всей территории государства или на обозначенной в них части этой территории.16

      Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в пределах той территории, на которую распространяются их управленческие функции. Например, отдельные акты Республики Беларусь действуют только на территории, находящейся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС.17 Эти теоретические положения нашли нормативное закрепление в (ст. 68) Закона “О нормативно-правовых актах Республики Беларусь”: “ Нормативные правовые акты республиканских (центральных) государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления – на соответствующей территории Республики Беларусь”.

      Законы  имеют территориальное действие, но в особом порядке и в особых случаях и экстерриториальное действие. С действием закона в пространстве связано понятие экстерриториальности. Оно означает, что в соответствии с нормами международного права в пределах границ государства могут находиться некоторые территории (и лица), на которые не распространяются законы этого государства. Порядок и правила экстерриториального действия нормативных актов государства на территории его посольств, в других государствах определяются международным правом. Наиболее строго экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного права.

      Обычной практикой экстерриториальности является институт дипломатических и консульских  привилегий и иммунитетов. Однако, применительно к данному случаю термин «экстерриториальность» постепенно вытесняется более точными обозначениями различных форм иммунитета от юрисдикции иностранного государства. Это связано с тем, что ранее из принципа экстерриториальности делали вывод о том, что освобождаемое от уголовных, административных и экономических правовых норм, ответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Поскольку эта юридическая фикция может послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий, термин экстерриториальность не рекомендуется толковать расширительно. Согласно с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров, государства на условиях взаимности освобождают сотрудников дипломатических миссий от действия уголовных, административных и экономических правовых норм принимающей страны. В истории экстерриториальность также могла быть навязана одним государством другому в одностороннем порядке, причем её действие не ограничивалось дипломатическим персоналом, а включало всех граждан страны (иногда в рамках определённой территории), пользующейся данным правом, и на граждан этой страны фактически не распространялись нормы и законы принимающей страны (неравные договоры).18 Экстерриториальностью, например, пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН. В некоторых отраслях международного права экстерриториальность сохранила своё значение. Например, в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

      Следует обратить внимание и на такую особенность  действия нормативно-правовых актов  в пространстве, как возможность применения законов государства к деяниям его граждан, а также постоянно проживающих в республике лиц без гражданства, находящихся за границей.

     Так согласно (ст. 6) УК Республики Беларусь граждане нашей страны или постоянно проживающие в республике лица без гражданства, совершившие преступление вне её пределов, подлежат ответственности по белорусскому законодательству, если совершённые ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве. При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи УК Республики Беларусь, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление.

     В соответствии с Конституцией (ст. 10) гражданину Беларуси гарантируется  защита и покровительство государства, как на собственной территории, так и за её пределами.

     Что касается применения нормативно-правовых актов одной страны на территории другой, то оно может осуществляться в соответствии с международными соглашениями постольку, поскольку определённые государства сами допускают эту возможность. Необходимо иметь в виду, что между странами, входящими в Содружество Независимых Государств, 22 января 1993 г. заключена специальная Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, в которой определён порядок взаимоотношения этих стран в случаях возникновения юридических дел, связанных с территориальными пределами действия актов государств – членов Содружества.19   
 
 
 
 

Глава 4. Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства. 

      С действием нормативно-правовых актов  в пространстве тесно связано  их действие по кругу лиц. По общему правилу нормативные акты государства действуют в отношении всех субъектов права, находящихся на его территории. Это – граждане данного государства, лица без гражданства, граждане других государств (иностранцы), лица с двойным гражданством, а также все организации, функционирующие на территории государства.

      Соответствующее положение закреплено в ч. 2 (ст. 68) Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”: “Действие нормативно-правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц”. Однако в приведённой правовой норме не названы иные организации, кроме юридических лиц, которые действуют на территории страны.

Информация о работе Пределы действия нормативных правовых актов