Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:23, доклад
Нормативно правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются. Таким образом, пределы действия правовых норм как правило определяются пределами действия нормативно- правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие юридического действия нормативных правовых актов………………………………………………………………….……… 5
Глава 2. Действие нормативных правовых актов во времени.
Обратная сила закона………………………………………………….…… 8
Глава 3. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона………………………… 15
Глава 4. Действие нормативных правовых актов по кругу
лиц. Особенности правового положения иностранцев и
лиц без гражданства.……………………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………..………. 24
Список использованной литературы…………………………………….. 26
Некоторые нормативные правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории лиц, государственных органов, организаций. Так Закон Республики Беларусь “Об органах внутренних дел” действует в отношении сотрудников органов внутренних дел. Определённые акты распространяются только на военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.п.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на её территории пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.20
Определённые лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности, т.е. внеземельности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных государств и правительств, сотрудники иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определённой служебной принадлежности пользуются так называемым правом экстерриториальности, т.е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица обладают правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.21
Вопросы
уголовной или административной
ответственности
Высокий уровень знания всех требований правоположений, касающихся пределов действия нормативных правовых актов, является необходимостью профессиональной черты сотрудников правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел. Без знания этих положений невозможно обеспечить требуемую законность в сфере правореализации. Недостаточная осведомленность может привести к ошибочным решениям и к серьезным негативным последствиям.
В процессе разрешения конкретных юридических дел сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с законными потребностями и интересами людей и их организаций, удовлетворение которых предусмотрено законодательством и предполагает осуществление различных прав и обязанностей.22
Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь определяет ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 июня 1993 г. № 2339-XІІ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями:
Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 422-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 73, 2/197) ;
Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 178-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/927);
Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 41-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 121, 2/1138) – новая редакция ;
Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397)
Иностранцы
на территории Республики Беларусь пользуются
правами и свободами и
Особенности
правового положения
В
случае, если другое государство ограничивает
или нарушает общепризнанные нормы
правового положения
Иностранцы в Республике Беларусь пользуются всеми средствами правовой защиты прав и свобод личности, предусмотренными законодательством Республики Беларусь (ст.16).
Иностранцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах (ст.18).
Иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (ст.19).
Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности (ст.20).
Иностранцы, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, уважать ее национальные традиции (ст.21).
Иностранцы,
прибывшие в Республику Беларусь,
обязаны пройти регистрацию в
органах регистрации в порядке,
установленном настоящим
Иностранцы
могут временно пребывать, временно
и постоянно проживать в
Право на воссоединение семьи имеют супруг (супруга), несовершеннолетние дети и усыновленные (удочеренные), а также не состоявшие и не состоящие в браке дети и усыновленные (удочеренные) старше восемнадцати лет, нетрудоспособные родители и усыновители, имеющие приглашение соответственно от супруги (супруга), родителей, усыновителей, детей, усыновленных (удочеренных), являющихся гражданами Республики Беларусь или иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь (ст.52).
Иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь (ст.60).
Иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке.
Порядок
осуществления высылки
Заключение
Целью работы являлся анализ нормативно-правовых актов как внешних форм права, где определяются общественные отношения, которые регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.
В результате проведенного анализа, я пришел к следующим выводам:
- действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы, если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу, если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом. Также с действием нормативных правовых актов во времени связаны понятия, как переживание закона, который означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникающие до утраты им юридической силы, и обратная сила закона, который означает распространение действия положений нового нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.
- действие нормативных актов в пространстве в первую очередь связано с понятием территорией государства, в состав которого входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство. Также связано понятие экстерриториальность, которое означает, что в соответствии с нормами международного права в пределах границ государства могут находиться некоторые территории
( и лица),
на которые не
- действие нормативных актов по кругу лиц в первую очередь касается граждан данного государства, граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также всех организаций, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем исключение из общего правила как в отношении собственных граждан, так и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства.
Таким
образом, установление пределов действия
нормативно-правовых актов необходимо
для правильной реализации норм права.
Ведь любой нормативно-правовой акт издаётся
для того, чтобы в установленный промежуток
времени на определённой территории регулировать
поведение определённого круга людей.
Особо важное значение, как отмечалось
ранее, эта проблема имеет для правоохранительной
деятельности компетентных органов.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Пределы действия нормативных правовых актов