Пределы действия нормативных правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:23, доклад

Описание

Нормативно правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются. Таким образом, пределы действия правовых норм как правило определяются пределами действия нормативно- правовых актов, в которых данные правовые нормы содержатся.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие юридического действия нормативных правовых актов………………………………………………………………….……… 5
Глава 2. Действие нормативных правовых актов во времени.
Обратная сила закона………………………………………………….…… 8
Глава 3. Действие нормативных правовых актов в пространстве. Случаи экстерриториального действия закона………………………… 15

Глава 4. Действие нормативных правовых актов по кругу
лиц. Особенности правового положения иностранцев и
лиц без гражданства.……………………………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………..………. 24
Список использованной литературы…………………………………….. 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа .doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

      Некоторые нормативные правовые акты распространяют своё действие лишь на определённые категории  лиц, государственных органов, организаций. Так Закон Республики Беларусь “Об органах внутренних дел” действует  в отношении сотрудников органов внутренних дел. Определённые акты распространяются только на военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и т.п.

      В соответствии с законодательством  Республики Беларусь  иностранные  граждане и лица без гражданства  на её территории пользуются правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами страны, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.20

      Определённые  лица пользуются на территории Республики Беларусь правом экстерриториальности, т.е. внеземельности. Так, в соответствии с международными соглашениями главы иностранных государств и правительств, сотрудники иностранных дипломатических представительств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане в силу их определённой служебной принадлежности пользуются так называемым правом экстерриториальности, т.е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица обладают правом личной неприкосновенности и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.21

      Вопросы уголовной или административной ответственности дипломатических  представителей иностранных государств в случаях совершения им соответствующих правонарушений на территории страны пребывания разрешаются дипломатическим путём. В то же время дипломатические представители обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

     Высокий уровень знания всех требований правоположений, касающихся пределов действия нормативных правовых актов, является необходимостью профессиональной черты сотрудников правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел. Без знания этих положений невозможно обеспечить требуемую законность в сфере правореализации. Недостаточная осведомленность может привести к ошибочным решениям и к серьезным негативным последствиям.

     В процессе разрешения конкретных юридических  дел сотрудники правоохранительных органов  сталкиваются с законными потребностями и интересами людей и их организаций, удовлетворение которых предусмотрено законодательством и предполагает осуществление различных прав и обязанностей.22

Особенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

    Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь определяет ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 июня 1993 г. № 2339-XІІ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями:

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 422-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 73, 2/197) ;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 178-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/927);

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 41-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 121, 2/1138) – новая редакция ;

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397)

     Иностранцы  на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют  обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и международными договорами Республики Беларусь.

    Особенности правового положения иностранцев, ходатайствующих о признании  их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которые  признаны беженцами или которым предоставлено убежище в Республике Беларусь, и членов их семей регулируются специальными законодательными актами Республики Беларусь.

    В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы  правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства. Данные ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, указанных в части второй настоящей статьи (ст.4).

    Иностранцы  в Республике Беларусь пользуются всеми  средствами правовой защиты прав и  свобод личности, предусмотренными законодательством  Республики Беларусь (ст.16).

    Иностранцы  не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать  участие в референдумах (ст.18).

    Иностранцы  не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством  Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь (ст.19).

    Иностранцы, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют воинской обязанности (ст.20).

    Иностранцы, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь, уважать ее национальные традиции (ст.21).

     Иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь, обязаны пройти регистрацию в  органах регистрации в порядке, установленном настоящим Законом  и Правилами пребывания, если иное не определено настоящим Законом (ст.22).

    Иностранцы  могут временно пребывать, временно и постоянно проживать в Республике Беларусь. Порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания иностранцев в Республике Беларусь устанавливается настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь (ст.42).

     Право на воссоединение семьи имеют  супруг (супруга), несовершеннолетние дети и усыновленные (удочеренные), а также не состоявшие и не состоящие  в браке дети и усыновленные (удочеренные) старше восемнадцати лет, нетрудоспособные родители и усыновители, имеющие приглашение соответственно от супруги (супруга), родителей, усыновителей, детей, усыновленных (удочеренных), являющихся гражданами Республики Беларусь или иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь (ст.52).

    Иностранцы  могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь (ст.60).

    Иностранец  может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке.

    Порядок осуществления высылки устанавливается  Советом Министров Республики Беларусь (ст.61).23 
 
 
 
 

Заключение 

      Целью работы являлся анализ нормативно-правовых актов как внешних форм права, где определяются общественные отношения, которые регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

      В результате проведенного анализа, я  пришел к следующим выводам:

- действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы, если в нормативном акте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу, если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом. Также с действием нормативных правовых актов во времени связаны понятия, как переживание закона, который означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникающие до утраты им юридической силы, и обратная сила закона, который означает распространение действия положений нового нормативного правового акта на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.

- действие нормативных актов в пространстве в первую очередь связано с понятием территорией государства, в состав которого входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство. Также связано понятие экстерриториальность, которое означает, что в соответствии с нормами международного права в пределах границ государства могут находиться некоторые территории

( и лица), на которые не распространяются  законы этого государства.

- действие  нормативных актов по кругу лиц в первую очередь касается граждан данного государства, граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также всех организаций, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем исключение из общего правила как в отношении собственных граждан, так и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства.

      Таким образом, установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Ведь любой нормативно-правовой акт издаётся для того, чтобы в установленный промежуток времени на определённой территории регулировать поведение определённого круга людей. Особо важное значение, как отмечалось ранее, эта проблема имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 
 

  1. Алексеев  С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.238
  2. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: теория, законодательство, судебная практика/ Д.Н. Бахрах. – М.: Норма, 2004. – 223 с.
  3. Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила закона. Действие советского уголовного закона во времени / М.И. Блум, А.А. Тилле. – М.: Юрид. лит. 1969. – 135 с.
  4. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций. – Минск: Тесей, 2009. – 365 с. 
  5. Горбаток Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах: Учебн.пособие.-Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005.-184 с., 110с
  6. З.М. Черниловский «Всеобщая история государства и права», М., «Юрист», 1996
  7. Каравай, А.В. Действие гражданско-правовых норм во времени / А.В. Каравай. – Минск: ООО «Тесей», 1999. – 221 с.
  8. Конституция  Республики Беларусь 1994 года(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.)- Мн.: Амалфея, 2006. – 48 с.
  9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права:Учебник для вузов.- 2-е изд., испр. и доп. –М.: Спарк, 2000. -511с.
  10. Медведев, А.М. Правовое регулирование действия закона во времени / А.М. Медведев // Государство и право. – 1995. – № 3. – С. 69–75.
  11. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361–З:  в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136.
  12. Общая теория государства и права: учебник/    А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; под общ. Ред. В.А.Кучинского.-Минск: Интегралполиграф, 2009.-552с
  13. Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь, 10 декаб. 1998 г., № 22: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 4.11.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
  14. Тилле, А.А. Время, пространство, закон: Действие советского закона во времени и в пространстве / А.А. Тилле. – М.: Юрид. лит., 1967. – 203 с.

Информация о работе Пределы действия нормативных правовых актов