Предмет и метод теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 06:45, контрольная работа

Описание

Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи. Теория государства и права имеет двуединый предмет — государство и право. Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государство и право имеете с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития. Государство немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения фундаментальных своих функций. Без права государство существовать и функционировать не может.

Работа состоит из  1 файл

к.работа по теории гос. и права.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Самостоятельными исследователями  в области общего учения о праве  являются Н. М. Коркунов (1853–1904) и С. А. Муромцев (1850–1910). Первый написал  «Энциклопедию права» (1883) и «Лекции по общей теории права» (1898); второй – «Определение и основное разделение права» (1879), «Учение немецких юристов об образовании права» (1886) и др. Оба они в изучении права отводили значительное место историко-социологическим элементам.

Ряд блестящих страниц по общим  вопросам права содержится во введении к лекциям по гражданскому праву  Н. Л. Дювернуа (Санкт-Петербург, 1889), являющегося  противником иеринговской теории права. Немецкий юрист Рудольф фон Иеринг (1818–1892) трактовал право как юридически защищенный практический интерес. Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда правовых доктрин XX в.: юриспруденция интересов в Германии, юридический прагматизм в США и т. д. Антагонистом иерин-говских воззрений выступил также С. В. Пахман в своей речи «О современном движении в науке права» (Санкт-Петербург, 1882), на которую С. А. Муромцев ответил этюдом «Что такое догма права?». Эта полемика обратила на себя внимание за границей.

В «Очерках энциклопедии права» П. Деларова (1878, не окончено) право рассматривается как один из элементов общественной жизни, а статья профессора Н. А. Зверева «Энциклопедия права в ряду юридических наук», опубликованная в «Юридическом вестнике» за 1880 г., в противоположность господствующему среди русских юристов мнению проводит мысль о необходимости сохранить различие между философией и энциклопедией права. Как видим, на фоне столь различных философских воззрений создание цельной науки, которая охватывала бы всю совокупность юридических знаний, оказалось в тот период невозможным. В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу о том, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, т. е. того, что присуще любой науке.

Конечно, энциклопедия права не может  быть признана наукой в ее современном  понимании, однако энциклопедические  словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических  понятий, информацию о действующем  законодательстве, весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знания о государстве и праве нужны в том числе и будущим юристам.

Таким образом, энциклопедия права, которую  стали преподавать в Московском университете еще в конце XVIII в., ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием «Введение в юридическую специальность». Она изучается во многих юридических учебных заведениях страны.

1.4 Общая теория права

Научно-педагогическое произведение российского религиозного философа и правоведа князя Е. Н. Трубецкого (1863–1920) «Лекции по энциклопедии права» представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это уже теория, а не энциклопедия юриспруденции.

Общая теория права как наука  сформировалась в России в трудах Ю. С. Гамбарова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковско-го, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражиц-кого, В. П. Сергеевича, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, Г. Ф. Шершеневича и  др. Русские авторы в своих исследованиях опирались на произведения немецких юристов, философов, социологов, политологов (В. Виндельбанда, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Еллинека, Р. Иеринга, И. Канта, А. Лас-сона, Г. Майера, К. Стенберга, Ф. Шеллинга, Ф. Ю. Шталя, Р. Штаммлера, А. Шютце), создавая стройную систему общетеоретических знаний о государстве и праве применительно к условиям российской общественной жизни. Многие теоретические выводы представителей русской дореволюционной юридической мысли актуальны и по сей день. Русская юридическая наука конца XIX – начала XX в. сочетала в себе самые разнообразные общетеоретические взгляды на государство и право: естественно-правовые, материалистические, социологические, нормативистские, психологические. При всем разнообразии научные работы (монографии, учебники, пособия, статьи) русских юристов отличаются фундаментальностью, убедительностью, стройностью и логичностью. Разночтения в общетеоретических взглядах на государство и право в отечественной и зарубежной науке незначительны и по существу, и по формальным признакам. Они едины в главном: и государство, и право – это социальные инструменты, призванные обеспечивать благополучие человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Учебники, изданные в нашей стране в советский период, как правило, назывались «Теория государства и права». По мнению авторов данного учебника, такое название необходимо сохранить. В наше время дискуссии о том, что первично – государство или право, – не имеют под собой ни научной, ни практической почвы. Ведь очевидно, что право как явление общественной жизни, мерило свободы и справедливости в человеческих отношениях сформировалось гораздо раньше, чем государство. С возникновением государства право приобретает лишь новое качество: оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой; приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством. Государство и право трактуются ныне как важнейшие элементы цивилизации; ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и создание нового мирового порядка на основе общепризнанных принципов и норм.

Изучение теории государства и  права на базе данного учебника направлено на усвоение комплекса общетеоретических  знаний о государственно-правовых явлениях; получение представлений об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; определение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности; развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости; уяснение основных принципов права, умения правильно толковать и применять его.

 

2. Развитие науки теории  государства и права 

 

2.1 Вехи развития науки теории  государства и права

Теория  государства и права в российской высшей школе до последнего времени читается как единая учебная дисциплина. Главная причина этого — неразрывная связь и взаимозависимость государства и права в реальной действительности и отсутствие другой науки, которая бы их отражала, изучала и обобщала. Вместе с тем государство и право достаточно автономны, и в системе юридических наук они были представлены и как объекты двух относительно самостоятельных теорий.

Следует также отметить, что государство  и право являются не только юридическими, но и социальными феноменами. Это объекты изучения и политической науки, и социологии, и экономической теории, и философии. В связи с этим ограничить изложение чисто юридическими вопросами очень трудно.

Несколько слов об истории развития самой теории государства и права. Прямыми предшественниками теории государства и права как науки и учебной дисциплины были философия и энциклопедия права. Возникновение науки о государстве и праве под названием общая теория права относится к двадцатым годам XIX в. Именно тогда немецкий ученый Фальк предложил заменить философию права об щей теорией права. Основоположником этой юридической науки считается английский юрист Д. Остин, издавший в 1832 г. цикл своих лекций под названием «О предмете науки права». В начале 60-х гг. XIX в. вышел его итоговый труд «Лекции о юриспруденции или философии положительного права».

Д. Остин полагал, что в системе  юридических наук должно существовать общее правоведение, ставящее своей  за дачей исследование понятий, лежащих  в основе позитивно го права различных государств.

В 70-х гг. XIX в. эту линию продолжил  немецкий юрист А. Меркель. Обосновывая  необходимость замены теории естественного  права общей теорией права, он по-новому определил исходные начала новой науки. Нужна специальная наука, которая бы свела воедино и систематизировала общие части всех юридических наук. Такой наукой и должна стать общая теория права, имеющая своим объектом исключительно положительное право.

Ко  второй половине XIX в. относится и  возникновение отечественной теории государства и права, когда общее учение о праве сначала излагается М.Н. Капустиным в сочинении «Теория права. Общая догматика» (1868), а затем и Н.М. Коркуновым в «Лекциях по общей теории права» (1886).

Именно  в книге Н.М. Коркунова, переиздававшейся в нашей стране до 1924 г., нашли отражение не только проблемы права, но и государства. В сущности, «Лекции» — это первый отечественный учебник по теории государства и права, в котором в систематизированном виде изложены основные положения общетеоретической государственно-правовой науки, во многом сохранившие свое значение до настоящего времени.

Н.М. Коркунов пришел к выводу о том, что  философия права и энциклопедия права утрачивают самостоятельное  значение и являются подготовительными  стадиями к образованию одной обобщающей дисциплины — общей теории права.

Еще более «современным» оказался курс Г.Ф. Шершеневича «Общая теория права». Согласно мнению, бытовавшему в 40—50-х  гг. XX в., советский курс теории государства  и права был не чем иным, как  курсом Г.Ф. Шершеневича, лишь слегка «причесанным» под марксизм.

Сходство  трактовок основных вопросов теории государства и права, данных Г.Ф  Шершеневичем и советскими авторами, были обусловлены общим для них  пониманием права как закона. Правда, в советской юридической литературе утвердился тезис о том, что право и государство подчинены классовым интересам, и по мере того, как классовое деление общества утрачивает смысл, государство и право будут отмирать. Однако классовый подход не менял сути позитивистских трактовок права.

Сведение  права к позитивистскому закону освобождало юристов в СССР от обязанности изучать связи и  зависимости права, лежащие за пределами  действующего законодательства. Сказанное, однако, не умаляет заслуг советских  теоретиков права в разработке и углублении проблем системы права, законодательной техники, систематизации законодательства, правоотношений, правоприменения, законности и правопорядка, понятий правонарушения и юридической ответственности.

К концу советского периода в России сложилась целая плеяда видных юристов, теоретиков государства и права. Следует назвать такие имена, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, Д.А. Керимов, В.Н. Карташов,В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, А.В. Малько, Г.В. Мальцева,М.Н. Марченко, О.В. Мартышин, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, М.М. Рассолов, А.Х. Саидов, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин, В.А. Четвернин, Д.Ю. Шапсугов, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич.

Развитием их основных идей является концепция, исходящая из того, что эволюция общества и всех его институтов, включая государство и право, — это естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам.  

 

2.2 Развитие теоретической науки  о государстве и праве

Историческое развитие любой науки, включая теорию государства и  права, связано с усложнением, увеличением  масштаба задач, которые жизнь ставит перед данной наукой. Такое положение  приобретает особую остроту в  переломные периоды развития общества, государства. Зачастую от академических трудов по теории права и государства требуют немедленного действенного эффекта, радикального улучшения в области правового регулирования или решительного поворота в борьбе с преступностью.

Фундаментальные дисциплины, конструирующие теоретико-познавательные модели действительных процессов, на самом деле являются абстрактными, но не оторванными от жизни. Рыночная реформа, новые факторы социального динамизма ставят на повестку дня проблемы, ранее неизвестные юридической науке. Общественная практика предъявляет повышенные требования к качеству и обоснованности академических разработок. Юридические исследования, выполненные в рамках отраслей прикладного, описательного, эмпирического характера, не в состоянии в полной мере удовлетворить запросы социально-экономического и политического развития, поиска выхода из затянувшегося кризиса, решения национальных, этнических, региональных конфликтов. Жизнь заставляет юридическую науку все в большей мере обращаться к исследованию фундаментальных проблем, на основе которых и появляются возможности удовлетворения растущих общественных потребностей. К этому следует добавить, что теория государства и права в силу особенностей своего предмета включает в себя и мировоззренческие аспекты государственно-правовой реальности. Мировоззренческий характер науки «выталкивает» юриста-теоретика в реальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную позицию в решении практических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые или общегосударственные интересы.

2.3 Функции теории государства  и права

Развитие теории государства и  права не только обусловлено стоящими перед ней задачами, но и связано  с выполняемыми ею функциями. Перечислим их.

Гносеологическая функция (от греч. gnosis – познание и logos – слово, учение; теория познания). Эта функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет закономерности, лежащие в основе данных процессов, определяет их сущность и содержание. Онтологическая функция (от греч. on, род. п. ontos – сущее и logos – слово, учение; учение о бытии). Термин «онтология» был введен немецким философом Р. Гоклениусом в 1613 г. Данная функция заключается в нахождении и исследовании материала о государственно-правовых явлениях, его систематизации и анализе.

Эвристическая функция (от греч. heurisko – отыскиваю, открываю). Она связана  с развитием науки. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая в глубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества, учитывает динамику ее развития.

Информация о работе Предмет и метод теории государства и права