Предмет и метод теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 06:45, контрольная работа

Описание

Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи. Теория государства и права имеет двуединый предмет — государство и право. Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государство и право имеете с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития. Государство немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения фундаментальных своих функций. Без права государство существовать и функционировать не может.

Работа состоит из  1 файл

к.работа по теории гос. и права.doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

Методологическая функция (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение). Как фундаментальная наука теория права и государства выполняет  данную функцию в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин. Это способ исследования правовых и государственных явлений, планомерный путь научного познания и установления истины. Понятия и концепция теории государства и права заимствуются отраслевыми и специальными юридическими науками.

Организаторская, или практически-организаторская, функция теории государства и  права связана с заинтересованностью  юриста любого направления в осуществлении  на практике тех или иных теоретико-познавательных моделей, в разработке которых он принимал участие. Юридическая наука еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления современного мира, требующие соответствующего реагирования. Практически-организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске решений и подходов к массе насущных проблем, с которыми столкнулись различные государства на рубеже XX–XXI вв. Необходимы варианты научно обоснованных решений, но теория государства и права занимается не сиюминутными проблемами, а пытается предвидеть их появление.

Прогностическая функция (от греч. prognosis – предвидение, предсказание), именуемая  также социальной или прикладной, призвана определить, что произойдет с тем или иным явлением в будущем, как оно трансформируется, какое  воздействие будет оказывать на другие социальные явления. Таким образом, теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой. Степень сделанных прогнозов во многом зависит от широты социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостного видения государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук.

Идеологическая функция (от греч. idea – понятие, представление и logos –  слово, учение). Под идеологией понимается система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Таким образом, данная функция есть лишь признание того факта, что государство и право играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в ее культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция признает растущую роль правового сознания, правовой культуры различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора ими своего поведения, осознания своих субъективных прав и обязанностей, а также правового статуса.

Таким образом, теория государства  и права имеет самостоятельные  направления в исследовательской  деятельности. Выполняя указанные функции  применительно к предмету исследования, теория государства и права опирается на собственные результаты и данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

Успешное развитие теоретической  науки о государстве и праве  предполагает тесную связь всех функций между собой, ибо открытия и прогнозы могут основываться только на практике, а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической функций, которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической функций, не могут достичь своих целей.

 

3. Современное состояние  науки теории государства и  права 

 

3.1 Общая характеристика  современной теории государства  и права

Универсальное значение теории государства  и права заключено в той  сумме объективных значений, которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщения важнейших закономерностей государственно-правовой реальности мира. Однако теория государства и права не столько владеет этим огромным арсеналом юридических знаний, монопольно заключая их в собственном информационном «сейфе», сколько щедро делится ими с другими науками, изучающими определенные стороны государственных и правовых явлений.

Непосредственно в юриспруденции  находят свое закрепление значительное число юридических наук, каждой из которой от ведено достойное ее ранжира место. Их располагают в соответствии с предметом изучения, особенностями, характерными чертами и качествами. Таким образом, юридическая наука в целом представляет собой систему следующих отраслей и разновидностей:

а) базовая, общетеоретическая наука, которая и является теорией государства и права;

б) историко-правовые науки, к которым следует отнести историю правовых учений, историю государства и права зарубежных стран, историю национального государства и права, римское право;

в) отраслевые правовые науки, которых объединяют по принадлежности к отраслевым семьям (публичное, частное и смешанное право; материальное и процессуальное право);

г) компаративистские юридические  науки, обращающиеся на основе сопоставления к государству и праву различных стран (конституционное право зарубежных стран, сравнительное уголовное право, сравнительная теория закона и т. п.);

д) специальные (прикладные) правовые науки, основанные на использовании данных отраслевых и иных, в том числе неюридических наук (среди них, в частности, прикладные науки, конкретизирующие такие ведущие отрасли права, как уголовное право и уголовный процесс: криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психология и т. п.);

е) науки международного права, в силу особенностей пред мета регулирования имеющие собственную систему отраслей (основные из них: международное публичное право и международное частное право).

Приведенная градация системы юридических  наук, объединенных объектом познания и регулирования, свидетельствует об особой роли теории государства и права, обладающей в силу этого и специфическим предметом изучения. Последний определяется тем, что непосредственно изучает данная общетеоретическая юридическая дисциплина, какие процессы и явления государственно-правовой жизни охватывает.

Складывающаяся на протяжении долгих столетий базовая наука юриспруденции  обращалась и обращается, прежде всего, к самому существенному в государстве  и праве:

- к проблемам, связанным с  образованием государства и права,  процессам правового оформления государственности и государственной закрепленности права, проявлениям их дальней шей взаимосвязи;

- к вопросам, характеризующим государство  в совокупности его признаков,  сходства и различия с иными  государственными образованиями, единства и несовпадения функций и форм устройства, в его связях с политической системой и гражданским обществом;

- к тенденциям, определяющим сущность  права и правопонимание, место  права в системе социальных  норм, его идеалы и на правления  воздействия на общественные процессы, пути формирования и формы внешнего выражения и закрепления, внутреннее строение и принципы построения в определенные системы;

- к проблемам, связанным с  осуществлением права в реальной  жизни, с социально-юридическими  связями, поведением и ответственностью в правовой сфере.

Исследуя и познавая самые различные  стороны и процессы, связанные  с государством и правом, общетеоретическая  юридическая наука вырабатывает понятия и категории, которые  становятся руководящими началами как  для юриспруденции в целом, так и для иных юридических наук. Все науки о государстве и праве оперируют понятиями, в общем адекватно (различия фиксируются в правовых учениях и доктринах) трактующими самую суть государства и права, их основные признаки и институты, важнейшие проявления в процессе социально-юридического освоения окружающей действительности.

Приведенный перечень проблем является далеко не исчерпывающим, поскольку  в поле зрения базовой теоретической  науки находятся и иные стороны  и процессы, связанные с государством и правом. Обобщая изложенное, возможно отнести к государства и права предмету теории следующие составляющие:

а) самые общие закономерности зарождения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных явлений;

б) основные процессы современного проявления государства и права в реальной жизни;

в) понятийно-категориальный аппарат юридической науки в целом, т. е. совокупность понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве и праве;

г) юридическую (правотворческую) технику как искусство и систему принципов и правил оформления правового материала.

Причем предлагаемые общетеоретической  наукой основные юридические понятия  и категории, принципы и определения, носят, на что специально обращается внимание в современной теории государства и права, идеальный характер, который в действительности направлен на государство и право как на достижение мировой цивилизации. Абстрактно выведенные государство и право являются не отпечатком развития конкретно взятой страны или сходной правовой семьи, они отражают юридический опыт, при надлежащий всему человеческому сообществу.

Это позволяет базовой теории дистанцироваться от специфических процессов становления  и проявления государства и права, однако она отнюдь не игнорирует такие  и им подобные особенности. И поэтому вряд ли можно разделить мнение об отстраненности общей теории от рассмотрения конкретных отличий между государственными и правовыми явлениями различных государств. Так, высказывается мнение о том, что в задачу теории не входит описание специфики государства и права в отдельной стране, что она не занимается страноведением. Либо обосновывается существование общей теории государства и права, предметом которой должны быть закономерности развития государственных и правовых явлений вообще, и специальной теории государства и права, ставящей целью изучение национального государства и права, в частности, отечественной теории государства и права.

В этой связи целесообразно вновь  подчеркнуть существование единой общетеоретической юридической науки, которая, конечно же, не может не фиксировать в своих анналах особенности как той страны, в которой она формируется в качестве научной и учебной дисциплины, так и специфические черты определенного региона, организационно объединенного в соответствующую группу правовых семей. В то же время важно отметить, что она представляет собой совокупность общих закономерностей проявления государства и права.

В современном мире насчитывается  почти 200 государств со своими собственными, подчас весьма своеобразными, правовыми системами. Национальные юридические науки не могут не отражать реальности бытия того конкретного государства и права, в котором они взрастают и «оперяются», и потому в действительности найти кристально очищенную от «страноведческих примесей» теорию государства и права практически не возможно. Важнее другое: в новое тысячелетие она должна входить как действительно фундаментальная юридическая наука, повсеместно снимающая с себя налеты идеологических догм и политизированных установок. Именно на таком основании возможно вести речь об общей теоретической научной дисциплине о государстве и праве, которая, несмотря на различия отдельных государств в юридической действительности, формах правления и территориального устройства, источниках права и процессе их практической реализации, носит универсальный характер для большинства стран с демократическими режимами осуществления власти.

Не менее важным представляется вопрос о структуре теории государства  и права, ее содержании. Вряд ли стоит оспаривать, что в рамках единой общетеоретической юридической науки существуют два важнейших ее компонента, которые в реальной жизни весьма тесно переплетены: теория государства, заключающая в себе важнейшие закономерности формирования, развития и функционирования государства, и теория права, включающая общие и специфические закономерности познания социально-правовой реальности. Между ними множество неразрывных связей, поскольку государство и право в действительности весьма тесно соприкасаются, тем не менее представляя собой различные явления жизни, которые познаются как в рамках общего процесса, так и в отдельности.

В свою очередь, каждая из составляющих единую теорию государства и права  содержит ряд специфических систем знаний, сформированных на основе изучения определенных сфер проявления государства и права.

Так, в теории государства объединяются:

а) юридическое государствоведение, которое вбирает в себя комплекс общих государствоведческих проблем, рассматриваемых через призму юридических подходов к сути и назначению государства, его признакам и функциям, соотношению с иными социальными институтами и явлениями, формами выражения и т. п.;

б) политологическое государствоведение, в предмет которого входят выявление общего и особенного в политических ре жимах различных государств, изучение проблем осуществления принципа разделения властей и соотношения государственной и политической власти, исследование роли и места государства в политической системе общества, взаимосвязей государства и гражданского общества и т. д.;

в) сравнительное государствоведение, предполагающее ис следование моделей государственности и различных институтов государств с учетом их типологии и форм (правления и государственного устройства, в их числе), выделяемых в зависимости от способов организации, устройства и функционирования государственной власти на основе мирового опыта.

В теории права представляется возможным выделить:

а) философию права как науку, познающую суть права, его смысл и социальную ценность, содержащую философско-правовые учения, которые имеют методологическое значение для общетеоретической юридической науки;

б) юридическую догматику как науку, вырабатывающую общеправовые понятия на основе познания права в качестве специфической формы общественных отношений, науку о том, каково действующее в данном обществе официальное право, что оно есть с точки зрения должного, а не сущего;

в) социологию права, имеющую предметом изучения права сущего, т.е. процессов его фактического функционирования в обществе, исследования общих социальных закономерностей, обусловливающих действие права, и механизмов взаимодействия права и общества;

Информация о работе Предмет и метод теории государства и права