Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:18, доклад
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.
К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы,— писал он,— начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства- образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.
Для марксистской теории характерен
последовательный материалистический
подход. Она связывает возникновение
государства с частной
Отрицать влияние классов на
возникновение государства нет
оснований. Но так же нет оснований
считать классы единственной первопричиной
его появления. Как уже было отмечено,
государство нередко
К достоверным относится
материалистический и диалектический
подход к развитию первобытного общества,
утверждение о взаимосвязи
Ошибочным является преувеличение
роли классов в создании государства,
особенно господствующего класса, о
принудительных, насильственных формах
первичных государств, придание рабовладельческому
государству первичного универсального,
типичного характера. Ошибочными являются
многие утверждения о первобытном
обществе, о происхождении и развитии
семьи. Энгельс также прошел мимо
крупных антропологических
Период формирования — II пол. XIX в.
Представители — Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Георгий Плеханов.
Кратко теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Основные положения:
Государство возникло в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов. В этих условиях государство выступило как орудие экономически господствующего класса — собственников средств производства. С помощью государства этот класс становится и политически господствующим.Определяющую роль в возникновении и развитии государства играет классовая борьба.
Пути формирования государства:
1) присвоение прибавочного продукта;
2) присвоение должностей по наследству.
Оценка теории:
достоинство — учет экономического и классового факторов;
недостаток — недооценка других факторов.
Основные коррективы, вносимые современными исследователями:
1) придается большое значение роли неолитической революции (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) ;
2) различаются пути возникновения государства:
а) европейский — сначала возникает частная собственность на средства производства и классы, а затем государство как орудие господствующего класса;
б) азиатский — сначала возникает государство, а затем классы. Распространение земледелия в азиатских странах требовало проведения ирригационных работ, для проведения которых была необходима координация коллективной деятельности. Руководство этими работами осуществлялось властными методами. Для проведения работ концентрировались материальные ресурсы, в первую очередь средства производства. Таким образом, люди, занятые в аппарате власти, в последствии становились собственниками средств производства, а не наоборот, как утверждал Ф. Энгельс;
3) роль классовой борьбы в возникновении и развитии государства считается незначительной
Ирригационная теория. Связывают с именем современного немецкого ученого К.А. Виттфогеля. В его работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.
Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.
Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств, в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство и т.п.
Оригинальна и идея К.А. Виттфогеля, пытающаяся связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением грандиозных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и т.п.
И вместе с тем ирригационная
теория (ее еще называют гидравлической)
улавливает также лишь отдельные
связи, отдельные стороны процесса
государствообразования, но опять-таки
гиперболизирует и
Да, действительно, в некоторых
регионах формирования государственных
образований и ведение крупных
ирригационных работ шли
Поэтому привязка государствообразования
не к каким-то отдельным сторонам
становления производящей экономики,
а по всему ее спектру, к ее социально-экономической
и экологической сущности является
методологически верным – и на
абстрактном, теоретическом, и на историческом
уровне. И государство, возникшее
на определенном этапе развития человечества,
является не чем-то искусственным, механистическим,
навязанным обществу извне, или результатом
действия отдельных людей, классов,
или проявлением божественных предначертаний.
Государство – это одна из объективно
необходимых, важнейших организованных
форм существования и
Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.
В соответствий с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).
Некорректность
органической теории происхождения
государства и права
По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.
Отрицать влияние
Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд и др. Они объясняли появление государства и права проявлениям свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.
Причины происхождения государства
заключаются в тех
Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.