Предмет теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:18, доклад

Описание

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций ее развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.

Работа состоит из  1 файл

теория гос и права конспект.docx

— 680.19 Кб (Скачать документ)

К. Каутский, развивая основные положения  теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы,— писал  он,— начинают свое существование  одновременно. Племя победителей  подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства- образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

 

Марксистская  теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение  государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым  антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет  оснований. Но так же нет оснований  считать классы единственной первопричиной  его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось  и формировалось до возникновения  классов, кроме того, на процесс  государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

К достоверным относится  материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, утверждение о взаимосвязи становления  классового общества и государства, потому эта теория может быть названа  и классовой теорией происхождения  государства. Верным являются положения  о политической, структурной (аппаратной), территориальной характеристике государства, о внутренних объективных факторах возникновения государства и  ряд других.

Ошибочным является преувеличение  роли классов в создании государства, особенно господствующего класса, о  принудительных, насильственных формах первичных государств, придание рабовладельческому государству первичного универсального, типичного характера. Ошибочными являются многие утверждения о первобытном  обществе, о происхождении и развитии семьи. Энгельс также прошел мимо крупных антропологических открытий XIX века, свидетельствующих об эволюции человека как биологического вида, о разных типах людей и разных в связи с этим характеристиках  их общественной организации.

 

Период формирования — II пол. XIX в.

Представители — Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Георгий Плеханов.

Кратко теория изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Основные положения:

Государство возникло в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов. В этих условиях государство выступило как орудие экономически господствующего класса — собственников средств производства. С помощью государства этот класс становится и политически господствующим.Определяющую роль в возникновении и развитии государства играет классовая борьба.

Пути формирования государства:

1) присвоение прибавочного продукта;

2) присвоение должностей по наследству.

Оценка теории:

достоинство — учет экономического и классового факторов;

недостаток — недооценка других факторов.

Основные коррективы, вносимые современными исследователями:

1) придается большое значение роли неолитической революции (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) ;

2) различаются пути возникновения государства:

а) европейский — сначала возникает частная собственность на средства производства и классы, а затем государство как орудие господствующего класса;

б) азиатский — сначала возникает государство, а затем классы. Распространение земледелия в азиатских странах требовало проведения ирригационных работ, для проведения которых была необходима координация коллективной деятельности. Руководство этими работами осуществлялось властными методами. Для проведения работ концентрировались материальные ресурсы, в первую очередь средства производства. Таким образом, люди, занятые в аппарате власти, в последствии становились собственниками средств производства, а не наоборот, как утверждал Ф. Энгельс;

3) роль классовой борьбы в возникновении и развитии государства считается незначительной

 

Ирригационная теория. Связывают с именем современного немецкого ученого К.А. Виттфогеля. В его работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное  проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает  в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно  управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных  систем происходили в регионах образования  первичных городов-государств, в  Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны и связи  этих процессов с формированием  многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство  и т.п.

Оригинальна и идея К.А. Виттфогеля, пытающаяся связать деспотические  формы государств азиатского способа  производства с ведением грандиозных  ирригационных строительств. Эти  работы диктовали необходимость  жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения и  т.п.

И вместе с тем ирригационная  теория (ее еще называют гидравлической) улавливает также лишь отдельные  связи, отдельные стороны процесса государствообразования, но опять-таки гиперболизирует и универсализирует их.

Да, действительно, в некоторых  регионах формирования государственных  образований и ведение крупных  ирригационных работ шли параллельно, влияя друг на друга. Однако и в  этих процессах возникновение государства  было первичным. Именно его наличие  позволяло организовывать столь  крупные и скоординированные  работы. Но в других регионах города-государства  возникали в процессах становления  производящей экономики, опирающейся  на иные формы трудовой, производственной деятельности: разработку рудников, металлургию, металлообработку, развитие мореплавания и ведение на этой основе морской  торговли.

Поэтому привязка государствообразования не к каким-то отдельным сторонам становления производящей экономики, а по всему ее спектру, к ее социально-экономической  и экологической сущности является методологически верным – и на абстрактном, теоретическом, и на историческом уровне. И государство, возникшее  на определенном этапе развития человечества, является не чем-то искусственным, механистическим, навязанным обществу извне, или результатом  действия отдельных людей, классов, или проявлением божественных предначертаний. Государство – это одна из объективно необходимых, важнейших организованных форм существования и воспроизводства  человечества, возникшая органически  в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая весьма значительную политическую роль и имеющая большую  социальную ценность.

 

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что  многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствий с органической теорией  само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Некорректность  органической теории происхождения  государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные  уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

По оценкам представителей данной доктрины, государство - это  организм, постоянные отношения между  частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство - продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому как среди  биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются  правительства, совершенствуется структура  управления. Таким образом, государство  практически "уравнивается" с  биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических  факторов на процесс происхождения  государственности было бы неправильно, ибо люди - не только социальные, но и биологические существа.

Однако нельзя механически  распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить  проблемы социальные к проблемам  биологическим. Это хотя и взаимосвязанные  между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным  закономерностям и имеющие в  своей основе различные причины  возникновения

 

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд и др. Они объясняли появление государства и права проявлениям свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются  через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Причины происхождения государства  заключаются в тех способностях, которые первобытный человек  приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости  сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает  власть государственная.

Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые  не согласны с властью, проявляют  те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в "узде" подобных психических качеств личности и возникает государство.

Следовательно, государство  необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей  в подчинении, послушании, повиновении  определенным лицам в обществе, так  и для подавления агрессивных  влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях  человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических  противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к  принятию ответственных решений, и  пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим  данные решения.

Информация о работе Предмет теории государства и права