Идеологический фактор: Русская церковь была носителем
национально - православной идеологии,
которая сыграла важную роль в образовании
могущественной Руси. Чтобы построить
независимое государство и ввести инородцев
в ограду христианской церкви, для этого
русскому обществу должно было укрепить
свои нравственные силы. Этому
посвятил свою жизнь Сергий. Он строит
троичный храм ,видя в нём
призыв к единству земли Русской, во имя
высшей реальности. В религиозной оболочке
своеобразную форму протеста представляли
еретические течения. На церковном соборе
1490 году еретики были прокляты и отлучены
от церкви. Они связывали свои идеи
с задачами централизации. Еретики выступают
против церковного землевладения,
существования сословия церковнослужителей
и монашества. Тесный союз церкви с государством
- такова главная цель, поставленная
иосифлянами. Воззрения «не стяжателей»
были во всём противоположны взглядам
Иосифа. Они требовали строгого
разделения церкви и государства, их взаимной
независимости. Таким образом, историки
уделяет большое внимание развитию религиозной
идеологии, в рамках которой формируется
теория «Москва -Третий Рим», которая
обеспечивала компромисс царской
власти и церкви, указывая на
то, что развитие этой теории
шло в условиях острой идейной борьбы
внутри самой церкви между иосифлянами
и не стяжателями. Последнее наиболее
активно использовали эту концепцию для
упрочения материального и политического
могущества церкви.
В первых
же годах своего правления
Иван Калита дал Москве нравственное
значение переводом кафедры
митрополита из Владимира в
Москву. Ещё в 1299 году киевский
митрополит Максим уехал из
Киева во Владимир на Клязьме.
Митрополит должен был из Владимира
время от времени посещать южнорусские
епархии. В эти поездки он останавливался
на перепутье в Москве. Преемником митрополита
Максима стал Петр (1308).
Завязалась тесная дружба митрополита
Петра с Иваном Калитой. Вместе
они заложили каменный собор
Успения в Москве. Бывая в Москве
митрополит Петр жил в своём
епархиальном городке на старинном
дворе князя Юрия Долгорукого,
откуда потом перешёл на то
место, где вскоре был заложен
Успенский собор. В этом городке
он и умер в 1326 г. Преемник
Петра Феогност уже не хотел
жить во Владимире и поселился
на новом митрополичьем подворье
в Москве.
Личностный
фактор: Историки замечают, что все московские
князья до Ивана III, как две капли воды,
похожи друг на друга. В их деятельности
заметны некоторые индивидуальные особенности.
Однако, следя за преемственной
сменой московских князей, можно уловить
в их обликах только типические фамильные
черты. Прежде всего Даниловичи отличаются
замечательной устойчивой посредственностью
не выше и не ниже среднего уровня. Даниловичи
- это князья без всякого блеска, без
признаков как героического, так и нравственного
величия.
Основателем
династии московских князей был
младший сын Александра Невского
Даниил. При нем начался быстрый
рост Московского княжества.
В 1301г. Даниил Александрович
захватил у рязанских князей
Коломну, а в 1302 г. к нему
перешло по завещания бездетного
переяславского князя, враждовавшего
с Тверью, Переяславльское княжество.
В 1303 г. был присоединен входивший
в состав Смоленского княжества
Можайск, в результате чего
Москва-река, бывшая тогда важным
торговым путем, оказалась от
истока до устья в пределах
Московского княжества. За
три года Московское княжество
увеличилось почти вдвое, стало
одним из крупнейших и сильнейших
княжеств в Северо-восточной Руси,
и московский князь Юрий Даниилович
счел себя достаточно сильным,
чтобы вступить в борьбу за
великое княжение Владимирское.
Михаил Ярославич тверской,
получивший в 1304 г. ярлык на
великое княжение, стремился к
полновластному правлению во
«всей Руси», подчинению силой
Новгорода и других русских
земель. Его поддерживала, церковь
и ее глава митрополит Максим,
перенесший в 1299 г. свою резиденцию
из разоренного Киева во Владимир.
Попытка Михаила Ярославича отобрать
у Юрия Данииловича Переяславль
привела к затяжной и кровопролитной
борьбе Твери с Москвой, в которой
уже решался вопрос не столько о Переяславле,
сколько о политическом главенстве
на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия Данииловича,
Михаил Ярославич был убит в Орде, и ярлык
на великое княжение передан московскому
князю. Однако в 1325 г. Юрий Даниилович был
убит в Орде одним из сыновей Михаила Ярославича,
отомстившим за смерть отца, и ярлык на
великое княжение вновь оказался в руках
тверских князей. В княжение Калиты
Московское княжество окончательно
определилось как крупнейшее и
сильнейшее в Северо-восточной Руси. Со
времен Калиты складывается тесный союз
московской великокняжеской власти с
церковью, сыгравшей большую роль в
образовании централизованного государства.
Союзник Калиты митрополит Петр перенес
свою резиденцию из Владимира в
Москву (1326г.), ставшую церковным центром
всей Руси, что еще более укрепило
политические позиции московских
князей.
В отношениях
с Ордой Калита продолжал
намеченную еще Александром
Невским линию внешнего соблюдения
вассальской покорности ханам,
исправной выплаты дани, чтобы
не дать им поводов для новых
вторжений на Русь, которые в
его княжение почти полностью
прекратились. Русские земли получили
необходимую им передышку для
восстановления и подъема
экономики, накопления сил для
предстоящей борьбы за свержение
ига. Сбор дани со всей
русской земли, производимой
Калитой со всей жестокостью
и неумолимостью, способствовал
сосредоточению в руках
московского князя значительных
средств, давал ему возможность
оказывать политическое давление
на Новгород и другие русские
земли. Калита смог, не прибегая
к оружию, расширить территорию
своих владений за счет «купель»
- получая у хана за богатые
дары ярлыки на отдельные
земли (Галич, Углич, Белоозеро).
В княжение Калиты была заложена
основа могущества Москвы. Сын
Калиты князь Семен Иванович
(1340-1353) уже претендовал на титул
«великого князя всея Руси»
и за свое высокомерие получил
прозвище «Гордого». укрепление
Москвы.
Достигнутое
Москвой в княжение Калиты
значительное превосходство в
материальных и людских ресурсах
было подкреплено возведением
в 1367г. Каменного Кремля, усилившего
военно-оборонительный потенциал
Московского княжества. В
условиях возобновившихся вторжений
татар и наступления литовских
феодалов на русские земли
Московское княжество становилось
оплотом борьбы с захватчиками.
Правители вступивших в соперничество
с Москвой княжеств, не обладая достаточными
собственными силами, были вынуждены
искать поддержку в Орде или у Литвы,
проводить антинациональную политику
союза с враждебными Руси внешними
силами, обрекая тем самым себя на политическую
изоляцию в своей стране и в итоге на поражение
в борьбе а Москвой. Борьба с ними московских
князей приобретала характер составной
части национально-освободительной
борьбы и получила поддержку основной
массы господствующего класса феодалов,
жителей городов и сел, могущественной
и влиятельной церкви, всех прогрессивных
элементов тогдашнего общества, заинтересованных
в государственном объединении всех сил
страны.
Внешнеполитический
фактор: Фактором, ускорившим
централизацию Российского государства
явилась угроза внешнего нападения,
заставлявшая сплачивать русские земли
перед лицом общего врага. Характерно,
что только тогда, когда началось образование
русского централизованного государства,
стал возможен разгром золото ордынцев
на Куликовом поле. А когда
Ивану III удалось собрать почти все русские
земли и повести их против врага.
иго было свергнуто окончательно.
Образование
единого государства является
закономерным в истории страны.
Оно было подготовлено длительным
общественно-экономическим и
политическим развитием Руси. Не
смотря на огромные разрушения
хозяйства и культуры причинённые
татарами с конца XIII и
начала XIV века стало восстанавливаться
сельское хозяйство, отстраивались
города, оживлялась торговля. Значительные
изменения произошли в основной
сфере производства. Земледелие
становилось более производительным.
На местах появились богатые
скупщики хлеба. Более медленное
развитие производства на Руси
обусловлено прежде всего монгольским
игом, разрушившим и затормозившим
развитие производительных сил.
Большой помехой нормальному
хозяйственном развитию южных
районов были постоянные набеги
крымских татар, которые разоряли
все и отвлекали значительные
силы Руси.
Основные
этапы процесса объединения
и централизации.
Процесс объединения
Руси в XIV-XVI вв. затянулся более чем
на двести лет, пройдя в своем развитии
три основных этапа. На первом этапе
(первая половина XIV в.) произошло выделение
основных центров притяжения, которыми
и стали Тверь и Москва. Если
Тверь уже к концу XIII в. представляла
из себя динамично развивающееся
княжество, то Москва лишь к середине
XIV в. усилиями московских князей и, прежде
всего, Ивана I (Калиты) с помощью, если
так можно выразиться, "сверхлояльности"
к Орде сумела получить дополнительные
преимущества и в соревновании за
первенство на Руси. Одним из важнейших
среди них стало перенесение
в Москву резиденции русского митрополита,
что превращало ее в церковный
центр Руси.
Все это привело
к тому, что главным содержанием
второго этапа стала упорная
борьба Москвы и Твери, в которой
победа осталась за первой. Если на первом
этапе успех Москвы был во многом
обусловлен поддержкой Орды, то на втором,
напротив, именно вступление московского
князя Дмитрия в открытое военное
противоборство с татарами обеспечило
ему широкую социальную и политическую
поддержку и, в конечном счете, победу
в споре за лидерство. Колоссальное
поражение, которое было нанесено татарам
в Куликовской битве (1380 г.), закрепило
за Москвой статус центра национально-освободительной
борьбы по освобождению Руси от ордынской
зависимости. Фактически именно это
привело к окончательному перемещению
объединительного центра в Москву.
Успех Дмитрия Донского
предопределил основы политики последующих
московских князей на третьем этапе
(XV в.), который можно охарактеризовать
как собирание русских земель
Москвой уже в качестве единоличного
лидера, не имеющего себе равных противников.
На первый взгляд, этому противоречит
разгоревшаяся во второй четверти XV
в. "феодальная война", однако если
мы глубже вглядимся в истоки этого
конфликта, то обнаружим, что он представляет
из себя, хотя и крупный, но все же
банальный династический конфликт,
в котором решался не вопрос о
сохранении или ликвидации удельных
порядков на Руси, а лишь о том, какая
ветвь московского рода будет
возглавлять процесс объединения.
Поэтому не удивительно, что после
завершения этого конфликта ход
объединения заметно ускорился,
особенно после присоединения Новгорода
при Иване III в 70-х гг. XV в. . При
Иване III удалось решить и еще
одну важную задачу - окончательно разрушить
притязания Орды на взимание дани с Руси.
Известное "стояние" на р. Угре (1480
г.) знаменовало окончательный переход
от оборонительной к наступательной политике
в отношении Орды.
Таким образом, к
концу XV - началу XVI в. Русь превратилась
в единое государство с соответствующей
политической структурой, которая, впрочем,
мало чем отличалась от системы управления
княжеством. Во главе Московского государства
стоял "Государь всея Руси", как стал
именовать себя еще Иван III. Он в своей
деятельности опирался на совет бояр,
получивший у историков название Боярской
думы. Усложнение задач государственного
управления привело к появлению и новых
органов - приказов - функциональных исполнительных
учреждений, ведавших определенной отраслью
государственных дел (Впрочем, первые
приказы еще мало напоминали учреждения,
являясь фактически лишь должностью одного
лица). Распределение должностей в системе
государственного управления происходило
при помощи, весьма, своеобразной системы
- местничества - порядка назначения на
должность в соответствии со знатностью
боярина, которая определялась его сроком
службы московскому князю или родовитостью.
Управление на местах передавалось в руки
бояр-наместников, которые за осуществление
своих обязанностей получали "корм"
от населения (в натуральной и денежной
форме). Такая система, получившая название
кормления, приводила к серьезным злоупотреблениям
со стороны "кормленщиков" и вызывала
серьезные нарекания населения. Поэтому
московские государи стремились ее ограничить.
Одним из способов ограничения этого и
других форм произвола было укрепление
системы права. В этих целях при Иване
III был разработан новый Судебник (1497 г.),
устанавливающий единые правовые нормы
ведения судопроизводства для всего Русского
государства.
В конце XV - начале XVI
вв. завершился процесс складывания
единого Российского государства.
Начавшись как средство борьбы с
ордынской зависимостью, этот процесс
постепенно приобрел самостоятельное
значение, выйдя за рамки национально-освободительного
движения. Московское государство сформировалось
на весьма шатком экономическом основании,
в условиях отсутствия серьезных
внутренних стимулов к объединению.
В известной степени объединение
было преждевременным. Поэтому государству
фактически пришлось взять на себя,
помимо традиционных функций управления,
и выполнение задачи создания необходимых
для этого предпосылок, стать как бы локомотивом
развития России.
Государственный
механизм.
С падением власти удельных
князей великий князь стал подлинным
властелином всей территории государства.
Ф. Энгельс считал власть главы централизованного
государства прогрессивным явлением,
«представительницей порядка в
беспорядке, представительницей образующейся
нации в противовес раздробленности
на мятежные вассальные государства»5.
Таким образом, централизация государства
явилась внутренним источником усиления
великокняжеской власти. Центральную
власть в стране осуществляли великий
князь, Боярская дума, дворцовые учреждения
и дьяческий аппарат. В компетенцию
великого князя входило издание
распоряжений законодательного характера,
право назначения на высшие государственные
должности, ведение великокняжеского
суда - высшей судебной инстанции. Великим
князем возглавлялись наиболее значительные
военные походы. И все же великого
князя всея Руси конца XV-начала XVI в.,
нет оснований представлять- как
это зачастую делается в современной
исторической литературе, государем -
абсолютистом или, более того, образчиком
восточного деспота. Даже Василий III выглядел
в главах современников "всея Руси
земля государем государь". Великие
князья не столько возвышались над
удельными и прочими князьями,
сколько были первыми среди равных.
Кроме того, пишет А.А.Зимин, "власть
великого князя ограничивалась прочными
традициями, коренившимися в патриархальности
представлений о характере власти,
которые имели к тому же религиозную
санкцию. Новое - пробивалось с трудом
и прикрывалось стремлением жить,
как отцы и деды".