Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, доклад
Цели исследования заключаются в криминологическом анализе преступности против правосудия, в том числе ее детерминантов и направлений профилактик.
Основными задачами работы являются:
1. рассмотреть понятие и общую характеристику преступлений против правосудия;
2. раскрыть детерминанты преступности против правосудия;
3. проанализировать основные направления предупреждения преступности против правосудия.
Введение
1. Понятие преступлений против правосудия
2. Детерминанты преступлений против правосудия
3. Профилактика преступлений против правосудия
Заключение
Список использованной литературы
Преступления против правосудия
Содержание
Введение
1. Понятие преступлений против правосудия
2. Детерминанты преступлений против правосудия
3. Профилактика преступлений против правосудия
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследуемой проблемы. Построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагают признание приоритета человеческих ценностей и прежде всего жизни здоровья, свободы. достоинства, чести, прав и интересов личности. В этой связи необходима переоценка характера общественной опасности не только преступлений против личности, но и иных преступлений, напрямую или косвенно связанных с посягательствами на личность. В условиях построения правового государства к числу таковых противоправных деяний относятся преступления против правосудия.
Отношение населения к своему гражданскому, общественному долгу по оказанию содействия правоохранительным и судебным органам в борьбе с преступностью складывается под влиянием ряда социальных (экономических, политических и общесоциальных), социально-психологических, правовых и личностных факторов. В настоящее время особую опасность представляют собой организованные насильственные преступные воздействия подозреваемых, обвиняемых и других заинтересованных процессуальных субъектов на лиц, участвующих в правосудии (и их близких), с целью побудить их отказаться от выполнения своего гражданского долга при производстве предварительного следствия, дознания и на стадии рассмотрении уголовного дела в суде.
Рост преступного насилия, профессионализация преступности, новые формы деятельности организованных групп, давление окружения при совершении преступлений, связанных с массовыми беспорядками, национальными конфликтами, актуализирует необходимость всесторонней охраны участников правосудия.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучение различных аспектов преступности против правосудия нашло отражение в трудах таких ученых как Л.В. Франка, В.С. Минской, Л.В. Ривмана, П.С. Елизарова, Ю.М. Антоняна, А.Р. Ратинова, Г.М. Миньковского, В.М. Савицкого, Э.Ф. Побегайло и др.
Цели исследования заключаются в криминологическом анализе преступности против правосудия, в том числе ее детерминантов и направлений профилактик.
Основными задачами работы являются:
1. рассмотреть понятие и общую характеристику преступлений против правосудия;
2. раскрыть детерминанты преступности против правосудия;
3. проанализировать основные направления предупреждения преступности против правосудия.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания социально-правовых явлений. В ходе были использованы формально-логический, статистический, системно-структурный, исторический, социологический, сравнительно-правовой и иные методы исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов и списка литературы.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации действует принцип разделения государственной власти на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного судопроизводства.
В соответствии со ст.118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется судом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, которые составляют систему федеральных судов общей юрисдикции;
3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, которые составляют систему федеральных арбитражных судов1.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Вопрос отнесения деятельности Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ к осуществлению правосудия является дискуссионным. Специалисты конституционного и уголовно-процессуального права высказывают противоположные точки зрения.
Среди специалистов в области уголовного права в этом вопросе также нет единства мнений. Одни ученые обосновывают, что деятельность Конституционного Суда РФ, а также конституционных (уставных) судов субъектов РФ не охватывается понятием правосудия применительно к объекту посягательств, предусмотренных главой "Преступления против правосудия". Другие утверждают, что деятельность Конституционного Суда РФ охватывается понятием правосудия и должна включаться в объект уголовно-правовой охраны преступлений, предусмотренных гл.31 УК. Судьи Конституционного Суда РФ и практические работники придерживаются аналогичного мнения2.
Правосудие - одна из форм государственной деятельности, заключающаяся в рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции, а также арбитражными судами дел в порядке гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства. Для осуществления правосудия помощь и содействие суду оказывают другие государственные органы: прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, учреждения, исполняющие вступившие в законную силу приговоры, решения и иные судебные акты. Нормами главы о преступлениях против правосудия охраняется деятельность не только судов, но и перечисленных органов, без деятельности которых выполнение судом функции правосудия было бы затруднительно или даже невозможно.
При этом перечисленные органы, составляя часть органов государственной власти, выполняют и другие функции: управленческие, хозяйственные, организационные и иные. Уголовный закон охраняет не все виды деятельности этих органов. Только их специфическая деятельность по решению задач правосудия, направленная на обнаружение, изобличение и наказание виновных в совершении преступлений лиц, разрешение гражданских, административных и иных дел, исполнение судебных решений, находится под охраной уголовно-правовых норм о преступлениях против правосудия.
Преступления против правосудия - это посягательства на правильную нормальную деятельность органов предварительного следствия, дознания по всестороннему и объективному расследованию преступлений, судебных органов по правильному разрешению дел, уголовно-исполнительных органов по надлежащему исполнению судебных решений.
Родовым объектом преступлений против правосудия являются общественные отношения по осуществлению государственной власти. В литературе высказано мнение о том, что родовым объектом преступлений против правосудия являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов правосудия3. С таким определением родового объекта трудно согласиться, так как в данном случае допускается смешение родового и видового объектов.
Видовой объект - совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильное функционирование специфического вида государственной деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры, суда и органов, исполняющих судебные акты, по реализации целей и задач правосудия.
Правильное установление видового объекта преступлений против правосудия имеет большое значение для отграничения преступлений против правосудия от иных преступлений, совершаемых должностными лицами органов суда, прокуратуры, дознания и следствия. Судья, получивший взятку за вынесение правильного решения по гражданскому иску в пользу истца, посягает на нормальную деятельность государственного аппарата, его авторитет. При этом отношениям, обеспечивающим интересы правосудия, вред не причиняется.
Специфика видового объекта преступлений против правосудия позволяет отграничить их от преступлений против порядка управления, сопряженных с воздействием на физическую неприкосновенность должностных лиц. Избиение обвиняемым следователя органов МВД при проведении допроса посягает на отношения, связанные со сбором доказательств по уголовному делу, и охватывается нормой о преступлении против правосудия (ст.296 УК РФ). Аналогичное избиение следователя, привлеченного для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, посягает на отношения по реализации порядка управления и влечет ответственность по ст.318 УК РФ.
Непосредственный объект преступлений против правосудия - конкретные общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционных принципов правосудия по правильной деятельности судов, органов прокуратуры или следствия, дознания или уголовно-исполнительных органов по осуществлению правосудия4.
Большинство преступлений против правосудия являются двуобъектными и многообъектными. В качестве дополнительного непосредственного объекта могут выступать конституционные права и свободы личности, здоровье, жизнь, честь, достоинство, отношения собственности и др. Каждый из перечисленных объектов самостоятельно охраняется уголовным правом. Применительно же к рассматриваемой группе преступлений эти общественные отношения неизбежно ставятся под угрозу причинения вреда при воздействии на основной непосредственный объект посягательства. Наличие дополнительного непосредственного объекта повышает общественную опасность рассматриваемых преступлений и влечет усиление уголовной ответственности за их совершение. Так, простой состав принуждения к даче показаний карается лишением свободы на срок до трех лет (ч.1 ст.302 УК РФ). Если такое принуждение сопровождается воздействием на телесную неприкосновенность личности (дополнительный непосредственный объект - здоровье потерпевшего), то лицо может быть осуждено к лишению свободы на срок до восьми лет.
Возникновение, существование и изменение такого сложного социального феномена, как преступность, явилось результатом действия многообразного и многоуровневого комплекса факторов - социальных явлений, процессов, ситуаций, обстоятельств. Преступность производна от жизни общества и одновременно является ее составной частью. Однако подобная формула слишком общая и нуждается в раскрытии и конкретизации, чтобы быть понятной и убедительной, чтобы дать всестороннее представление о глубинных закономерностях преступности, ее природе, корнях и истоках.
Анализ и оценка теоретических споров и различий в трактовке проблем детерминации не являются нашей главной задачей. Мы затронем лишь те позиции, которые разделяет большинство исследователей в аспектах безопасности процессуальных лиц, т.е. объясняют природу и механизмы преступного поведения (как отдельного преступления и преступности в целом, так и самостоятельный вид преступности против правосудия) признанием важнейшей значимости теории детерминации.
Категория детерминации раскрывает кардинальную особенность бытия - всеобщую взаимосвязь, взаимозависимость, взаимодействие всех объектов и вещей, явлений и процессов реального мира. Курс советской криминологии содержит по этому поводу следующую формулировку: "Причинность - разновидность, одна из форм детерминации, под которой понимается любая закономерная зависимость между различными процессами и явлениями"5.
По единодушному признанию криминологов, центральное место в этом универсальном взаимодействии занимает причинность как форма генетической, производящей связи. Специалисты насчитывают до 32 видов связей: функциональные, корреляционные, статистические, связь состояний и др. К тому же они неоднородны, неодинаково их действие в той или иной ситуации, а также фактическая значимость.
Сущность причинности состоит в том, что причина порождает, "производит" следствие, результат.
Исследование такого сложного феномена, как причины преступности, - это задача, которая может быть решена только усилиями всей системы научного обществознания при ведущей роли криминологов. В этой связи В.В. Панкратов справедливо подчеркивал: "Причинное объяснение преступности с помощью законов науки - социологических, социально-психологических и собственно криминологических - гораздо более высокий уровень научного объяснения по сравнению с объяснением на основе статистических совпадений"6.
В этой связи проблемы криминологической детерминации принято рассматривать применительно двух основных уровней.
На первом речь идет о причинном комплексе (а также о составляющих его детерминантах), который предопределяет существование и динамические характеристики преступности в целом, т.е. в той или иной степени распространяет свое влияние на все разновидности преступного поведения.
На втором (более низком) уровне анализу подвергается причинный комплекс, порождающий тот или иной вид преступного поведения, ту или иную составную часть преступности в целом. Здесь уже главное место занимают в каждом случае те факторы, которые детерминируют конкретно соответствующую разновидность преступности. Критерии дифференциации могут быть самыми различными.
Рассмотренные таким образом тенденции криминогенной ситуации наиболее ярко характеризуется влиянием двух факторных групп:
внешние (по отношению к преступности) криминогенные факторы: экономические, социальные, политические, правовые, организационные, социально-психологические, технические, медико-социальные, экологические и некоторые другие;
внутренние факторы преступности: криминальный рецидивизм, профессионализм, криминальная организованность, сложившиеся и вновь нарождающиеся криминальные традиции7.
Комплекс же правовых факторов в структуре развития криминальной обстановки характеризуется сложностями реформирования всей российской правовой системы. Применительно к конкретному влиянию на криминальную ситуацию в стране здесь необходимо в первую очередь выделить следующие факторные явления негативного содержания: нестабильность законодательства, слабую действенность законов в сфере борьбы с преступностью, проблемы уголовно-правовой оценки общественно опасных действий, несовершенство правоприменительной практики, а также энтропийные процессы, характерные для ряда важных направлений сферы правопорядка.