Преступления против правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, доклад

Описание

Цели исследования заключаются в криминологическом анализе преступности против правосудия, в том числе ее детерминантов и направлений профилактик.
Основными задачами работы являются:
1. рассмотреть понятие и общую характеристику преступлений против правосудия;
2. раскрыть детерминанты преступности против правосудия;
3. проанализировать основные направления предупреждения преступности против правосудия.

Содержание

Введение
1. Понятие преступлений против правосудия
2. Детерминанты преступлений против правосудия
3. Профилактика преступлений против правосудия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Преступления против правосудия.rtf

— 280.38 Кб (Скачать документ)

Комплекс социально-психологических факторов в картине современной преступности характеризуется существенными сдвигами и деформациями, которые произошли в общественном сознании на временном отрезке 12-15 лет. В укрупненном виде эти изменения могут быть выражены следующим перечнем: утрата значительной частью населения общепризнанных человеческих идеалов в сфере социального общежития, низкий уровень солидарности населения с уголовным законодательством, правовой нигилизм, низкий уровень доверия к правоохранительным органам, распространение криминальной субкультуры, разрастание этнической и религиозной нетерпимости, ориентация общественного сознания на примитивные модели удовлетворения человеческих потребностей, а также негативные социально-психологические тенденции, выражающиеся в росте наркотизма и алкоголизма8.

Социологические исследования показывают, что адаптация российского населения к новым социально-экономическим формам и условиям жизни в основном произошла. Рыночная экономика, несмотря на все изъяны российского "рыночного капитализма", в целом принята населением.

Однако в массовой психологии современного российского общества осталось другое: оскорбленное чувство нравственного протеста против того морально-психологического насилия, которым сопровождались эти реформы, и против тех результатов, к которым привели многочисленные перекосы реформ. Это противоречие нарастает и может стать криминологически опасным, т.е. оно несет в себе существенный криминогенный, социально-негативный потенциал9.

Жестких границ действия обозначенных общих специфических факторов не существует, это обусловливается тем, что, во-первых, причинный комплекс любого конкретного вида преступности включает в себя обе названные группы; во-вторых, они находятся в органичном и к тому же весьма сложном взаимодействии; в-третьих, существуют преступления, соединяющие в себе признаки различных видов криминального поведения (например, убийство из корыстных побуждений). Однако в составе причинного комплекса важно выделять те специфические факторы, которые значимы, как правило, именно для данного вида преступного поведения.

Таким образом, характер и особенности детерминации преступности в целом определяют специфику причин преступного поведения рассматриваемой категории преступности, которые обладают всеми общими чертами криминологической причинности и одновременно отражают определенную специфику детерминации криминального поведения непосредственно интересующего нас контингента.

Так как в данном случае специфическое, т.е. особенное, нельзя отделить от общего, от которого особенное не просто зависит, но и производно от него, необходимо, на наш взгляд, кратко остановиться на теоретических предпосылках криминологического исследования причинного комплекса преступности в целом и обозначить некоторые наиболее существенные компоненты, составляющие данный комплекс. В данном случае имеются в виду обстоятельства и отношения, "которые наиболее тесно связаны с детерминацией преступного поведения и, следовательно, подлежат изучению в первую очередность.

Причинный комплекс преступности как жизненная социальная реальность всегда конкретен и его особенности должны быть осмыслены применительно к конкретно-историческому этапу развития общества, а также к особенностям конкретного региона или определенной группе лиц, видам преступности и т.д.

Само понятие "причинный комплекс" подводит к уяснению важнейших моментов детерминации преступности. Как преступность, так и отдельное преступление могут возникнуть лишь при наличии комплекса, совокупности причин и условий10.

Процесс такого их взаимодействия рождает противоречия, которые представляют собой столкновение факторов (явлений, ситуаций). Этот конфликт при достаточной степени остроты может перерастать в преступление. Оно есть, по сути, специфическая форма взаимодействия, о которой идет речь. Таким образом, преступность порождают не сами по себе конкретные негативные явления, а противоречия, возникающие на их базе и перерастающие в конфликт между личностью либо определенными категориями людей и обществом11.

Преступность как социальное явление в лице значительной части ее "представителей" активно влияет на состояние и характер деятельности различных сфер жизни и структур общества с целью создания ситуаций, наиболее благоприятных для реализации криминальных планов, для обеспечения собственной безопасности, противодействия правоохранительным органам и т.д.

Она, причем порой весьма заметно, сама меняет внешнюю реальность и социальные условия, заставляет подчинять себе многие планы и программы общества, его финансовые ресурсы, заставляют общество "приспосабливаться" к ней. Представители общества решают, например, приобретать или нет оружие, чтобы в случае нападения защитить себя и семью от преступников, выходить или не выходить из-за создавшейся криминальной обстановки вечером на улицу, сколько средств направить на меры безопасности и защиты от преступных деяний, определяют размеры бюджетных расходов, сосредоточенных на борьбе с преступностью.

Современная преступность рассматривается в качестве производного от отрицательных аспектов социальных условий, в качестве следствия негативных явлений объективного и субъективного характера в различных областях и сферах нашей жизни.

Например, криминогенная ситуация в России в целом и в аспекте влияния на преступность против правосудия в частности за последние годы определяется действием следующих детерминантов и факторов.

Экономические детерминанты:

резкое снижение экономического потенциала государства из-за непродуманности последствий социально-экономических реформ и, как следствие, отразившееся на уровне поддержки системы жизнеобеспечения общества, его институтов, групп населения и отдельных граждан;

общее снижение уровня жизни населения, а в некоторых группах - ниже границы физиологической выживаемости;

гипертрофированная поляризация населения по уровню доходов;

инфляционные процессы, сопровождающиеся непрерывным ростом цен;

растущая безработица, спад производства и т.д.; экономический спад производства, приведший к демографической неразберихе12.

Эти внешние факторы социальной среды взаимодействуют с характеристиками самих вынужденных мигрантов. По этим объективным и субъективным причинам мигранты являются наиболее уязвимым объектом для всякого рода негативных влияний, и если сами и не совершают преступлений, то легко становятся их жертвами.

Политические детерминанты:

длившаяся долгое время нестабильность внутренней общеполитической обстановки, связанная с периодически обостряющимися противостояниями ветвей власти;

идущие параллельно процессы бюрократизации государственного аппарата и одновременно неуклонного, абсолютно не оправданного в социальном плане умножения численности чиновников;

растущая коррумпированность государственной службы федерального, регионального и местного уровней;

отчуждение существенной части социума от институтов власти и в целом системы социального управления;

отсутствие научно обоснованных ясных для населения концепций политики обеспечения национальной безопасности в различных ее аспектах, включая и уголовную политику и т.д.

Социальные и правовые детерминанты:

резкое социально-экономическое расслоение населения и возникновение между разными социальными группами и слоями конфликтных отношений;

углубление деструктивных процессов в сфере брачно-семейных отношений, ухудшение условий семейного воспитания детей;

обнищание, "вымывание" так называемого среднего класса, традиционно имеющего важное стабилизирующее значение в социальной структуре общества;

отсутствие достаточно эффективной системы общественных организаций и иных неформальных структур, способных взять на себя реальную помощь государственным учреждениям в деле нормализации социальной жизни в стране, обеспечить всестороннюю поддержку нуждающимся слоям населения и гражданам, содействовать делу борьбы с правонарушениями;

несовершенство системы законодательства, регулирующего деятельность в сфере борьбы с преступностью и нормально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов;

хроническое отсутствие нормального финансирования программ борьбы с преступностью и профилактики правонарушений, материального (финансового и ресурсного) обеспечения работы органов внутренних дел и иных правоохранительных органов;

отсутствие единой, сбалансированной стратегии органов государственной власти и правоохранительной системы, нацеленной на комплексное, скоординированное противодействие преступности;

наличие острых кадровых проблем в органах милиции и других правоохранительных органах: отток сотрудников и существенная нехватка кадров, неудовлетворительный качественный состав сотрудников, коррумпированность системы и т.д.

Социально-психологические детерминанты:

распространенное среди значительной части населения чувство неуверенности в своей безопасности (личной, финансовой, имущественной), в нормальной, благополучной перспективе для себя и своих близких;

неверие в способность и желание власти и ее структур довести до конца необходимые политические, социальные, экономические преобразования в интересах народа;

раздражение (подчас переходящее в агрессивные настроения), вызванное усталостью от постоянно возникающих новых, еще более острых проблем, от быстро углубляющейся пропасти между уровнями доходов бедных (фактически нищих) и богатых ("супербогатых");

утрата моральных (этических) ориентиров, позволяющих оценивать поведение людей как достойное или недостойное: даже преступление, если оно сулит человеку решение каких-либо жизненных проблем, в глазах многих перестало быть безнравственным поступком, его не стыдно совершить;

смещение ценностных ориентации, связанных с восприятием действий криминальных структур, преуспевающие деятели которых из презираемых изгоев стали постепенно превращаться в своего рода референтную группу, в объект для подражания и даже зависти к удачливому "бизнесмену", умеющему эффективно нарушить или обойти закон;

страх перед преступностью и перед опасностью незаконного вторжения властей в частную жизнь;

распространенные в обществе и все более укореняющиеся традиции алкогольного потребления, принимающие патологический характер, а также потребление наркотиков и т.д.13.

Таким образом, как видно из приведенного анализа, ряд мощных по своей значимости криминогенных факторов продолжает оказывать деструктивное воздействие на состояние правопорядка в Российской Федерации, на систему защиты граждан, а также государственных и общественных институтов от криминальной опасности.

3. Профилактика преступлений против правосудия

 

Следует различать три уровня мер предупреждения преступлений:

1) общесоциальные меры,

2) специально-криминологические меры,

3) индивидуальные меры предупреждения.

Первый уровень (общесоциальный) включает решение крупных экономических, социальных, идеологических, политических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества. Их реализация опосредованно воздействует на преступность и на все звенья механизма антиобщественного поведения.

Второй уровень (социально-криминологический) связан с осуществлением различных мероприятий в конкретных социальных группах, коллективах, семье, где складываются конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления.

Третий уровень - это индивидуально-профилактическая деятельность, которая осуществляется в отношении лиц, совершивших антиобщественные действия как путем ликвидации или нейтрализации негативных разнопорядковых факторов среды жизнедеятельности этих лиц, так и путем воздействия на их сознание.

По нашему мнению, наиболее перспективным является заключительный уровень, поскольку профилактическая деятельность осуществляется правоохранительными органами в многообразных формах, направленных на устранение или ограничение причин и условий совершения преступлений, которые могут иметь как объективный, так и субъективный характер. К первым криминология относит конкретные недостатки в деятельности государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, отдельных должностных лиц и граждан, облегчающие совершение преступления и способствующие наступлению преступного результата; ко вторым - дефекты нравственного и правового воспитания граждан. Процессуальными средствами противодействия объективным факторам служат главным образом представления следователей и частные определения судов. Однако основная роль в профилактической деятельности правоохранительных органов принадлежит правовым, организационным и иным средствам воздействия на субъективные и криминогенные факторы.

Анализ правовых институтов и разработка их содержания в российской юриспруденции осуществляется на трех уровнях. Наиболее общий входит в компетенцию общей теории права и охватывает наиболее общие признаки правового института как элемента право вой структуры. Затем отраслевые правовые дисциплины конкретизируют этот подход и правовому институту, вырабатывают представление об отличительных признаках и природе институтов уголовного, трудового, гражданского права. И, наконец, внутри отраслевой науки происходит разработка содержания и формы отдельных отраслевых правовых институтов. На каждом уровне создается возможность более глубокого познания природы регулируемого поведения и получения информации, необходимой для совершенствования закона14.

В случае поступления заявления от процессуальных лиц (их близких либо родственников) об опасности преступного воздействия обвиняемым (подозреваемым) на них в связи с возбуждением уголовного дела, что подтверждается в ходе проверки объективными данными, нами предлагается следующая процессуальная мера. Если санкция статьи, по которой привлекается обвиняемый (подозреваемый), предусматривает лишение свободы, то в таких случаях, по нашему мнению, следователь (дознаватель, прокурор, судья) должен принять меры об избрании меры пресечения в отношении лица, совершившего воздействие, в качестве заключения под стражу (ареста).

Информация о работе Преступления против правосудия