Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:37, доклад
Цели исследования заключаются в криминологическом анализе преступности против правосудия, в том числе ее детерминантов и направлений профилактик.
Основными задачами работы являются:
1. рассмотреть понятие и общую характеристику преступлений против правосудия;
2. раскрыть детерминанты преступности против правосудия;
3. проанализировать основные направления предупреждения преступности против правосудия.
Введение
1. Понятие преступлений против правосудия
2. Детерминанты преступлений против правосудия
3. Профилактика преступлений против правосудия
Заключение
Список использованной литературы
Комплекс социально-психологических факторов в картине современной преступности характеризуется существенными сдвигами и деформациями, которые произошли в общественном сознании на временном отрезке 12-15 лет. В укрупненном виде эти изменения могут быть выражены следующим перечнем: утрата значительной частью населения общепризнанных человеческих идеалов в сфере социального общежития, низкий уровень солидарности населения с уголовным законодательством, правовой нигилизм, низкий уровень доверия к правоохранительным органам, распространение криминальной субкультуры, разрастание этнической и религиозной нетерпимости, ориентация общественного сознания на примитивные модели удовлетворения человеческих потребностей, а также негативные социально-психологические тенденции, выражающиеся в росте наркотизма и алкоголизма8.
Социологические исследования показывают, что адаптация российского населения к новым социально-экономическим формам и условиям жизни в основном произошла. Рыночная экономика, несмотря на все изъяны российского "рыночного капитализма", в целом принята населением.
Однако в массовой психологии современного российского общества осталось другое: оскорбленное чувство нравственного протеста против того морально-психологического насилия, которым сопровождались эти реформы, и против тех результатов, к которым привели многочисленные перекосы реформ. Это противоречие нарастает и может стать криминологически опасным, т.е. оно несет в себе существенный криминогенный, социально-негативный потенциал9.
Жестких границ действия обозначенных общих специфических факторов не существует, это обусловливается тем, что, во-первых, причинный комплекс любого конкретного вида преступности включает в себя обе названные группы; во-вторых, они находятся в органичном и к тому же весьма сложном взаимодействии; в-третьих, существуют преступления, соединяющие в себе признаки различных видов криминального поведения (например, убийство из корыстных побуждений). Однако в составе причинного комплекса важно выделять те специфические факторы, которые значимы, как правило, именно для данного вида преступного поведения.
Таким образом, характер и особенности детерминации преступности в целом определяют специфику причин преступного поведения рассматриваемой категории преступности, которые обладают всеми общими чертами криминологической причинности и одновременно отражают определенную специфику детерминации криминального поведения непосредственно интересующего нас контингента.
Так как в данном случае специфическое, т.е. особенное, нельзя отделить от общего, от которого особенное не просто зависит, но и производно от него, необходимо, на наш взгляд, кратко остановиться на теоретических предпосылках криминологического исследования причинного комплекса преступности в целом и обозначить некоторые наиболее существенные компоненты, составляющие данный комплекс. В данном случае имеются в виду обстоятельства и отношения, "которые наиболее тесно связаны с детерминацией преступного поведения и, следовательно, подлежат изучению в первую очередность.
Причинный комплекс преступности как жизненная социальная реальность всегда конкретен и его особенности должны быть осмыслены применительно к конкретно-историческому этапу развития общества, а также к особенностям конкретного региона или определенной группе лиц, видам преступности и т.д.
Само понятие "причинный комплекс" подводит к уяснению важнейших моментов детерминации преступности. Как преступность, так и отдельное преступление могут возникнуть лишь при наличии комплекса, совокупности причин и условий10.
Процесс такого их взаимодействия рождает противоречия, которые представляют собой столкновение факторов (явлений, ситуаций). Этот конфликт при достаточной степени остроты может перерастать в преступление. Оно есть, по сути, специфическая форма взаимодействия, о которой идет речь. Таким образом, преступность порождают не сами по себе конкретные негативные явления, а противоречия, возникающие на их базе и перерастающие в конфликт между личностью либо определенными категориями людей и обществом11.
Преступность как социальное явление в лице значительной части ее "представителей" активно влияет на состояние и характер деятельности различных сфер жизни и структур общества с целью создания ситуаций, наиболее благоприятных для реализации криминальных планов, для обеспечения собственной безопасности, противодействия правоохранительным органам и т.д.
Она, причем порой весьма заметно, сама меняет внешнюю реальность и социальные условия, заставляет подчинять себе многие планы и программы общества, его финансовые ресурсы, заставляют общество "приспосабливаться" к ней. Представители общества решают, например, приобретать или нет оружие, чтобы в случае нападения защитить себя и семью от преступников, выходить или не выходить из-за создавшейся криминальной обстановки вечером на улицу, сколько средств направить на меры безопасности и защиты от преступных деяний, определяют размеры бюджетных расходов, сосредоточенных на борьбе с преступностью.
Современная преступность рассматривается в качестве производного от отрицательных аспектов социальных условий, в качестве следствия негативных явлений объективного и субъективного характера в различных областях и сферах нашей жизни.
Например, криминогенная ситуация в России в целом и в аспекте влияния на преступность против правосудия в частности за последние годы определяется действием следующих детерминантов и факторов.
Экономические детерминанты:
резкое снижение экономического потенциала государства из-за непродуманности последствий социально-экономических реформ и, как следствие, отразившееся на уровне поддержки системы жизнеобеспечения общества, его институтов, групп населения и отдельных граждан;
общее снижение уровня жизни населения, а в некоторых группах - ниже границы физиологической выживаемости;
гипертрофированная поляризация населения по уровню доходов;
инфляционные процессы, сопровождающиеся непрерывным ростом цен;
растущая безработица, спад производства и т.д.; экономический спад производства, приведший к демографической неразберихе12.
Эти внешние факторы социальной среды взаимодействуют с характеристиками самих вынужденных мигрантов. По этим объективным и субъективным причинам мигранты являются наиболее уязвимым объектом для всякого рода негативных влияний, и если сами и не совершают преступлений, то легко становятся их жертвами.
Политические детерминанты:
длившаяся долгое время нестабильность внутренней общеполитической обстановки, связанная с периодически обостряющимися противостояниями ветвей власти;
идущие параллельно процессы бюрократизации государственного аппарата и одновременно неуклонного, абсолютно не оправданного в социальном плане умножения численности чиновников;
растущая коррумпированность государственной службы федерального, регионального и местного уровней;
отчуждение существенной части социума от институтов власти и в целом системы социального управления;
отсутствие научно обоснованных ясных для населения концепций политики обеспечения национальной безопасности в различных ее аспектах, включая и уголовную политику и т.д.
Социальные и правовые детерминанты:
резкое социально-экономическое расслоение населения и возникновение между разными социальными группами и слоями конфликтных отношений;
углубление деструктивных процессов в сфере брачно-семейных отношений, ухудшение условий семейного воспитания детей;
обнищание, "вымывание" так называемого среднего класса, традиционно имеющего важное стабилизирующее значение в социальной структуре общества;
отсутствие достаточно эффективной системы общественных организаций и иных неформальных структур, способных взять на себя реальную помощь государственным учреждениям в деле нормализации социальной жизни в стране, обеспечить всестороннюю поддержку нуждающимся слоям населения и гражданам, содействовать делу борьбы с правонарушениями;
несовершенство системы законодательства, регулирующего деятельность в сфере борьбы с преступностью и нормально функционирующих механизмов реализации принимаемых законов и иных нормативных актов;
хроническое отсутствие нормального финансирования программ борьбы с преступностью и профилактики правонарушений, материального (финансового и ресурсного) обеспечения работы органов внутренних дел и иных правоохранительных органов;
отсутствие единой, сбалансированной стратегии органов государственной власти и правоохранительной системы, нацеленной на комплексное, скоординированное противодействие преступности;
наличие острых кадровых проблем в органах милиции и других правоохранительных органах: отток сотрудников и существенная нехватка кадров, неудовлетворительный качественный состав сотрудников, коррумпированность системы и т.д.
Социально-психологические детерминанты:
распространенное среди значительной части населения чувство неуверенности в своей безопасности (личной, финансовой, имущественной), в нормальной, благополучной перспективе для себя и своих близких;
неверие в способность и желание власти и ее структур довести до конца необходимые политические, социальные, экономические преобразования в интересах народа;
раздражение (подчас переходящее в агрессивные настроения), вызванное усталостью от постоянно возникающих новых, еще более острых проблем, от быстро углубляющейся пропасти между уровнями доходов бедных (фактически нищих) и богатых ("супербогатых");
утрата моральных (этических) ориентиров, позволяющих оценивать поведение людей как достойное или недостойное: даже преступление, если оно сулит человеку решение каких-либо жизненных проблем, в глазах многих перестало быть безнравственным поступком, его не стыдно совершить;
смещение ценностных ориентации, связанных с восприятием действий криминальных структур, преуспевающие деятели которых из презираемых изгоев стали постепенно превращаться в своего рода референтную группу, в объект для подражания и даже зависти к удачливому "бизнесмену", умеющему эффективно нарушить или обойти закон;
страх перед преступностью и перед опасностью незаконного вторжения властей в частную жизнь;
распространенные в обществе и все более укореняющиеся традиции алкогольного потребления, принимающие патологический характер, а также потребление наркотиков и т.д.13.
Таким образом, как видно из приведенного анализа, ряд мощных по своей значимости криминогенных факторов продолжает оказывать деструктивное воздействие на состояние правопорядка в Российской Федерации, на систему защиты граждан, а также государственных и общественных институтов от криминальной опасности.
Следует различать три уровня мер предупреждения преступлений:
1) общесоциальные меры,
2) специально-криминологические меры,
3) индивидуальные меры предупреждения.
Первый уровень (общесоциальный) включает решение крупных экономических, социальных, идеологических, политических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества. Их реализация опосредованно воздействует на преступность и на все звенья механизма антиобщественного поведения.
Второй уровень (социально-криминологический) связан с осуществлением различных мероприятий в конкретных социальных группах, коллективах, семье, где складываются конфликтные ситуации, намечаются отрицательные явления.
Третий уровень - это индивидуально-профилактическая деятельность, которая осуществляется в отношении лиц, совершивших антиобщественные действия как путем ликвидации или нейтрализации негативных разнопорядковых факторов среды жизнедеятельности этих лиц, так и путем воздействия на их сознание.
По нашему мнению, наиболее перспективным является заключительный уровень, поскольку профилактическая деятельность осуществляется правоохранительными органами в многообразных формах, направленных на устранение или ограничение причин и условий совершения преступлений, которые могут иметь как объективный, так и субъективный характер. К первым криминология относит конкретные недостатки в деятельности государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций, отдельных должностных лиц и граждан, облегчающие совершение преступления и способствующие наступлению преступного результата; ко вторым - дефекты нравственного и правового воспитания граждан. Процессуальными средствами противодействия объективным факторам служат главным образом представления следователей и частные определения судов. Однако основная роль в профилактической деятельности правоохранительных органов принадлежит правовым, организационным и иным средствам воздействия на субъективные и криминогенные факторы.
Анализ правовых институтов и разработка их содержания в российской юриспруденции осуществляется на трех уровнях. Наиболее общий входит в компетенцию общей теории права и охватывает наиболее общие признаки правового института как элемента право вой структуры. Затем отраслевые правовые дисциплины конкретизируют этот подход и правовому институту, вырабатывают представление об отличительных признаках и природе институтов уголовного, трудового, гражданского права. И, наконец, внутри отраслевой науки происходит разработка содержания и формы отдельных отраслевых правовых институтов. На каждом уровне создается возможность более глубокого познания природы регулируемого поведения и получения информации, необходимой для совершенствования закона14.
В случае поступления заявления от процессуальных лиц (их близких либо родственников) об опасности преступного воздействия обвиняемым (подозреваемым) на них в связи с возбуждением уголовного дела, что подтверждается в ходе проверки объективными данными, нами предлагается следующая процессуальная мера. Если санкция статьи, по которой привлекается обвиняемый (подозреваемый), предусматривает лишение свободы, то в таких случаях, по нашему мнению, следователь (дознаватель, прокурор, судья) должен принять меры об избрании меры пресечения в отношении лица, совершившего воздействие, в качестве заключения под стражу (ареста).