Президент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание

Задачами настоящей курсовой работы являются:
определение понятия, признаков и функций исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти;
определение системы и структуры органов исполнительной власти в РФ;
определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...5
1.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА……………………………….5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ……….10
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….15
2.1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА…………..15
2.2 ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ……………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….27

Работа состоит из  1 файл

Президент РФ и исполнительная власть.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)


15

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………………...5

1.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА……………………………….5

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ……….10

 

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….15

2.1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА…………..15

2.2 ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ВЛАСТЬ……………………………………………….17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

На ветвь исполнительной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти  предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Законодатель не устанавливает понятие органа исполнительной власти                      ограничиваясь лишь указанием на существование  единой системы государственных органов исполнительной власти  и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных  законах, законах субъектов РФ и иных нормативных   правовых актах их полномочий.

Учитывая вышеизложенное, задачами настоящей курсовой работы являются:

      определение понятия, признаков и функций исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной  власти;

      определение системы и структуры органов исполнительной власти в РФ;

      определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА

 

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях[1].

Приведенная выше статья 80 Конституции РФ в обобщенной форме определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах. Общерегулятивные нормы ст. 80, определяющие основы правового положения Президента отдельными исследователями интерпретировались как некие «общие полномочия, подразумевающие неопределенное количество конкретных полномочий» - «скрытые полномочия». Эти статутные положения Конституции о главе государства, в ряде Постановлений Конституционного Суда РФ, называются достаточными основаниями для принятия т.н. законозамещающих указов. Так, в Постановлении КС РФ от 30 апреля 1996 г. №11-П[2] сформулирована позиция общего характера о том, что, поскольку Президент является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, то, следовательно, издание им указов, восполняющих пробелы в законах, не противоречит Конституции РФ. При этом введены ограничительные рамки – указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а действовать они могут только до принятия по данному вопросу законодательных актов.

Такая позиция КС РФ вызвала массу негативных откликов, в том числе в лице самих же судей Конституционного Суда (В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева, Н.В.Витрука): «Президент, принимая указы по вопросам, требующим законодательного решения, фактически присваивает властные полномочия Федерального Собрания, а это (как записано в части 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации) преследуется по федеральному закону. Но, видимо, никто не верит в реальность подобной угрозы, иначе представитель Президента Российской Федерации не заявил бы в заседании Конституционного Суда о том, что «нормотворчество с помощью указов Президента объективно будет продолжено по тем вопросам, которые не урегулированы действующим законодательством». Можно выразить лишь сожаление, что Конституционный Суд своим авторитетом оправдывает антиконституционную указную практику, основанную на целесообразности и так называемых «скрытых» полномочиях Президента Российской Федерации»[1].

Другой пример: мотивировочной частью постановления Конституционного Суда по делу о проверке конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с так называемым «урегулированием» вооруженного конфликта в Чеченской Республике[2], был легализован неизвестный ранее отечественной правовой доктрине и практике институт «скрытых» (подразумеваемых) полномочий Президента. Конституционный Суд официально признал, что для главы государства «закон не писан», и фактически предоставил ему карт-бланш во всех его действиях - в отличие от других государственных органов, для которых, по мнению Суда, перечень конституционных полномочий является закрытым[1]. На основании проверки указанных указов Президента, дав расширительное толкование конституционного статуса Президента РФ, Конституционный Суд выдвинул концепцию прямого применения Президентом конституционных норм. Согласно позиции КС РФ, в случае, когда законодательная база несовершенна (пробельно, противоречиво, устарело (в данном случае КС РФ констатировал несовершенство законодательства об обеспечении обороны и безопасности страны), отсутствие в РФ надлежащей законодательной основы использования Вооруженных Сил РФ и других войск для обеспечения гарантий конституционного строя «существенно увеличивается значимость прямого применения конституционных норм», закрепленного в ст. 15 (ч.1) Конституции РФ.

На наш взгляд, принцип прямого действия Конституции Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 15 (ч.1) не означает произвольного толкования положений Конституции, приводящих к нарушению других конституционных принципов и норм.

Продолжим рассмотрение правового статуса Президента.

Как отмечает Л.А.Окуньков, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства[2]. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.

Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.

Общие положения о выборах Президента РФ изложены в ст.81 Конституции РФ. Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Такое ограничении имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, установления личной диктатуры, закрытию притока в эшелоны власти новых свежих сил, политических деятелей нового поколения. В то же время, Конституция не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. Бывший Президент вполне может вновь участвовать в выборной гонке, лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «другим» президентством. Выборы Президента РФ в 2012 году могут быть в этом смысле показательными.

Детально вопросы выборов Президента урегулированы ФЗ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[1].

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги российскому народу и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч.1 ст.92). Акт принесения присяги имеет важное юридическое значение: во-первых, это момент отсчета времени президентства, а во-вторых, это публичная клятва, обязывающая Президента верно служить на благо народа и государства.

Полномочия П.РФ могут быть прекращены досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства России. Исполняющий обязанности Президенте, в отличие от Президенте, не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России (ст. 92).

Согласно ст.93 Конституции, Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда России о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда России о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Таким образом, ст.ст. 92-93 предполагают три законных способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.

В связи с рассмотрением статуса Президента, нелишне будет заметить, что в 1991 году в России принимался специальный закон, посвященный институту главы государства[1], который был весьма краток и несовершенен и фактически прекратил свое действие с принятием Конституции РФ в 1993 году. Затем, в 2002 г. вопрос о возможности принятия ФКЗ «О президенте Российской Федерации» обсуждался в рамках Рабочей группы Государственного совета РФ при подготовке предложений о преобразовании системы органов государственной власти и управления в Российской Федерации[2]. Проект ФКЗ «О статусе Президента Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу еще в 1997 году, рассмотрен в первом чтении в 2003г. В Заключении по проекту федерального закона №97012298-2 «О статусе Президента Российской Федерации», внесенному депутатом Государственной Думы Ю.М.Нестеровым (к первому чтению) сказано, в частности то, что «Большая часть положений законопроекта дублирует нормы Конституции Российской Федерации (глава 4), что фактически лишает его самостоятельного предмета законодательного регулирования…. Кроме того, законопроект обязывает Президента Российской Федерации в определенных случаях реализовывать право законодательной инициативы, что противоречит части 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой внесение законопроектов – это право, а не обязанность его инициаторов». На основании этого Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 апреля 2003 г. №3860-III ГД[1], проект ФКЗ был отклонен.

Так что, очевидно, что в РФ в ближайшее время не будет ФКЗ «О Президенте РФ»: обычным федеральным законом регламентировать деятельность такого важного института государственной сласти не представляется основательным, в Конституции же в перечне федеральных конституционных законов наличие такого закона не упоминается.

 

 

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ

 

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

1) формированием федеральных органов государственной власти;

2) участием в законотворчестве;

3) функционированием исполнительных органов государственной власти;

4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

Информация о работе Президент РФ