Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов как способ организации государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 03:35, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является всестороннее изучение принципа разделения властей и систем сдержек и противовесов как способа организации государственной власти.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• выявить историко–правовые корни принципа разделения властей;
• определить основное содержание принципа разделения властей;
• проанализировать реальное осуществление принципа разделения властей;

Содержание

Введение ..3
Глава 1. Историко–правовые корни принципа разделения властей……5
Глава 2. Основное содержание принципа разделения властей ………... 20
Глава 3. Реальное осуществление принципа разделения властей ……... 25
Заключение……………………………………………………………... ..30
Список используемых источников ……………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 58.04 Кб (Скачать документ)

Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время  полномочия Президента в сфере взаимоотношений  с парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать  выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются  Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов  государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов Государственная  Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может  созвать заседание Думы ранее  этого срока. Президент имеет  право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в  Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным  Собранием. Это вето именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального  Собрания при раздельном обсуждении  большинством в две трети каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному  Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране,  об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным  конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации, Роспуск Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: “1) в течении года после её избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.16  Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения прав Президента в этой области свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и не желательное. При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом  Федерации на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент  также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

При характеристике Российского  парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: “а) применение к нему термина “парламент”  означает официальное принятие категории  парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также  мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального  представительного органа; в) Федеральное  Собрание — законодательный орган  Российской Федерации”. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Конституция Российской Федерации  главой 7 выделяет и третью самостоятельную  ветвь власти — Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это  отражено в ч.2 ст. 118 Конституции  РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Конституция  Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный  Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд  РФ. Согласно Конституции РФ действуют  другие федеральные суды.

Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении  судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 “Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в)договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ17.   Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;  в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Чтобы лучше понять масштабность, роль, значимость Конституционного Суда РФ в действии принципа разделения властей  можно использовать следующий  пример из судебной практики: “Правительство РФ в нарушении требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных оснований исполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменило их условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым ему органам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариванию чеков на легковые автомобили. В период действия отсрочки Президент РФ издал Указ “О мерах по либерализации цен” от 3.12.1991 г., которым со 2.01.1992 г. отменено государственное регулирование цен на многие товары, в том числе и на автомобили. Убытки выразились в многократном обесценении стоимости целевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существенным условием договорного обязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевых вкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24.01.92) по мнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР об индексации доходов и сбережений граждан от 24.10.91 г. Конституционный Суд РФ признал: “Правительство действовало противоправно… нарушив имущественные права и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ.18   Таким образом, в данном случае судебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения. 

Из всего сказанного можно  сделать следующий вывод. Принцип  разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации  государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при  этом имеет свои специфические особенности.

Заключение

Принцип разделения властей  является необходимым условием развития современного демократического правового  государства. Во многом именно с его  помощью в современном государстве  должна эффективно функционировать  система сдержек и противовесов, призванная обеспечивать признание, соблюдение и защиту прав и свобод граждан, строиться  взаимоотношения органов государственной  власти в условиях федеративного  государства, а также создаваться  условия, препятствующие развитию авторитарных и тоталитарных тенденций.

В завершении необходимо отметить, что принцип разделения властей  не является устоявшимся принципом, а постоянно развивается, поэтому  актуальность научных исследований продолжает сохраняться. Учитывая неустойчивость существующих систем органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, можно предположить, что проблема реализации принципа разделения властей  на уровне субъектов Российской Федерации  будет обсуждаться и в дальнейшем. Вероятность продолжения такой  дискуссии объясняется также  тем, что оптимального механизма  реализации принципа разделения властей  в субъектах Российской Федерации  в настоящее время не сложилось, это длительный процесс, который  надо постоянно отслеживать и  анализировать.

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Нормативный материал:

Конституция (Основной закон),

законы, кодексы, указы.

  1. Конституция Российской Федерации.– М.: Приор, 2001.– 32с.

Специальная литература:

Книги одного или двух

авторов.

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т 1.-М.: Юрист, 2005. – 328с.
  2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации, М.: Инфра, 1996. – 276с.
  3. Валуев М. Исторические типы философии, М.: Знания, 1992. – 148с.
  4. Вельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М.: Юрист, 1990. – 209с.
  5. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М.: Инфра, 1999. – 540с.
  6. Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России. М.: Юрист, 1995. – 450с.
  7. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: учеб. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2006. – 436с.
  8. Конституционное право: Энциклопедический словарь/ Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Юрист, 2000. – 512с.
  9. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Под ред. В.А. Туманова, В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина и др. М.: Инфра, 1997. – 608с.
  10. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. – 320с.
  11. Парламентское право России: Учеб. пособие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2003. – 209с.
  12. Политология.  Энциклопедический словарь. М.: Проспект, 1993. – 461с.
  13. Разделение властей: история и современность: Спецкурс / Под. ред. М.Н. Марченко. М.: Юрид. колледж МГУ, 1996. – 278с.
  14. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2–е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2003.–776с
  15. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М.: Просвещение, 1995. – 650с.
  16. Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом государстве. — М.: Проспект, 2003. – 372с.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: ДТД, 1996. – 257с.
  18. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юрист, 1996. – 340с.
  19. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 2–е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2003.–776с.

Статья из книги

или другого разового

издания

Из журнала.

  1. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ. //Государство и право. - 1996. - №4.  С.52

1 Политология. Энциклопедический словарь. М.. 1993. C. 329

2 Политология. Энциклопедический словарь. М.. 1993. C. 330.

3 Валуев М. Исторические типы философии. М.. 1992. С. 36–37.  

4 Исаев И.А., Золотухина М.Н.. История политических и правовых учений России. М.. 1995. С. 207  

5 Исаев И.А., Золотухина М.Н.. Указ. соч. С. 209. 

6 Исаев И.А., Золотухина М.Н.. Указ. соч. С. 220.

7 Исаев И.А., Золотухина М.Н.. Указ. соч. С. 220

8 Исаев И.А., Золотухина М.Н.. Указ. соч. С. 221.

9 Исаев И.А., Золотухина М.Н.. Указ. соч. С. 221.

10 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.. 1996. С. 84–85.

11 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.. 1996. С. 272.

12 Черниловский З.М.. Указ. соч. С. 272.

13 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.. Конституционное право Российской Федерации. М.. 1996. С. 129.

14 Конституция РФ. М.. 1993. С.7

15 Конституционное право Российской Федерации. М. 2010. С.260

16 Конституционное право Российской Федерации. М. 2010. С. 344–345

17 Конституция РФ. М.. 1993. С.7

18 Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ // Государство и право. №4. 1996 г. С. 52.  


Информация о работе Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов как способ организации государственной власти