Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:14, курсовая работа
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства.
Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в Конституции 1993 года.
Содержание
Введение
1. Единство и разделение властей
2. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части
2.1 Основные понятия аппарата (механизма) государства
2.2 Органы законодательной власти
2.3 Органы исполнительной власти
2.4 Органы судебной власти
3. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление
Заключение
Список использованной литературы
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся.
Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В ст. 126 Конституции КНР, в частности, отмечается: “Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций, и отдельных лиц”.
В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то и было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что “судебное разбирательство является открытым”, “преимущественно устным, особенно по уголовным делам” (ст 120) Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Высший Арбитражный Суд РФ;
г) соответствующие суды субъектов федерации.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
В настоящее время в Росси проводится судебная реформа, главными направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
В ст. 124 Конституции Испании говорится: “Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законов, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных сторон”.
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
В Росси сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
3. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.
Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которое доверено прежде всего общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения властей.
Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.
Термин “самоуправление” появился в Англии в конце 17 века, после Английской революции и означал прежде всего состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников.
В настоящее время под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.
Местное территориальное самоуправление вне всякого сомнения имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает его реализацию прежде всего в форме закона, который уже в силу этого обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.
Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется, следовательно, не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще.
Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократическом обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне “власти” должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому являются частью конституционного механизма государства.
Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответствии с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”. Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона предоставляют общинам статус исключительных обладателей “всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти”, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.
В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключительными предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской республики (ст. 72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом.
Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление (ст. 3), но и устанавливает конституционный принцип – норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют право осуществлять функции муниципального управления (ст. 12 Конституции РФ и ст. 1 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления РФ). Не обладают такими полномочиями и государственные должностные лица.
Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п. 1) и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п. 6). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
При всем многообразии конституционного подхода к муниципальному управлению, все же прослеживается главное в его сущности – публичность власти этого социально-политического института. Действительно, муниципалитеты – это относительно децентрализованный элемент организации государства, являющийся в то же время частью конституционного механизма государства, которые учреждаются в интересах местного населения, обладая при этом финансовой и организационной независимостью и правом местного нормотворчества в пределах своей компетенции.
Другим важнейшим принципом организации и деятельности органов местного самоуправления является их подчиненность и подконтрольность местному населению, которое их формирует.
Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых отсутствовало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной службе, через право граждан обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления.
Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления: обеспечение участия населения в решении местных дел; управление муниципальной собственностью; обеспечение развития соответствующей территории; охрана общественного порядка; защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4,5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы: самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения; организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством; многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
К структуре органов местного самоуправления относятся:
- представительные органы самоуправления;
- собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);
- главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);
- местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.
В системе органов, формируемых в муниципальном управлении ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст. 15, ч. 3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, Вопрос об исполнительной власти федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” решает путем введения в закон нормы, разрешающей предусмотренное уставом муниципального образования введение должности главы этого образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 16, п. 1 Закона). Это должностное лицо избирается гражданами на основе демократических принципов избирательного права, или представительным органом местного самоуправления из числа депутатов.
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.