Принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является характеристика принципов государственного управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

проанализировать понятие принципа государственного управления;
выделить особенности системы принципов государственного управления;
рассмотреть отдельные виды принципов государственного управления;
охарактеризовать реализацию принципов государственного управления в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие принципа государственного управления 6
1.2 Система принципов государственного управления 9

ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 14
2.1 Классификация принципов государственного управления в управленческой науке 14
2.2 Реализация принципов государственного управления в Республике Беларусь 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа состоит из  1 файл

ПРИНЦИПЫ ГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

     Большую и сложную группу составляют структурные  принципы, среди которых представляется возможным выделить следующие.

     Структурно-целевые  принципы государственного управления, отражающие закономерности, отношения  и взаимосвязи рационального построения «древа» целей государственного управления, включают в себя принципы:

     1) согласованности целей государственного  управления по основным параметрам, их непротиворечивость друг другу;

     2) взаимодополняемости целей, при  которой одна цель способствует другой и ее усиливает;

     3) подчинения частных, локальных  целей общим (стратегическим) — иерархию целей в «древе» целей государственного управления;

     4) превращения результатов реализации  одних целей в источник других  — последовательность в движении  по достижению всей совокупности целей, представленных в «древе» целей государственного управления;

     5) распределенности целей по функциям  государственного управления и управленческим функциям государственных органов - обеспечение перехода «древа» целей государственного управления в функциональную структуру государственного управления [2, c. 118].

     В числе структурно-функциональных принципов  государственного управления, характеризующих закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления, можно назвать следующие принципы:

     1) дифференциации и фиксирования  функций путем издания правовых норм — закрепления управленческих функций в компетенции органов государственной власти и местного самоуправления;

     2) совместимости, предполагающий совместимость однопорядковых управленческих функций в рамках компетенции одного органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры государственного управления;

     3) концентрации, обусловливающий необходимость  предоставления определенному органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него ,государственно-управляющие воздействия, действительно, широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управляемые объекты;

     4) комбинирования, направленный на  то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;

     5) достаточного разнообразия, требующий,  чтобы управленческие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной компонент системы управления, по количеству и содержанию отвечали различным управленческим потребностям последнего;

     6) соответствия управляющих воздействий  реальным потребностям и запросам управляемых компонентов и, главным образом, управляемых объектов [2, c. 119].

     Среди структурно-организационных принципов  государственного управления, связанных с закономерностями, отношениями и взаимосвязями построения организационной структуры государственного управления, выделяются такие принципы, как:

     1) единства системы государственной  власти, обеспечивающий целостность, согласованность и действенность государственно-управленческих процессов;

     2) территориально-отраслевой, обусловливающий  зависимость организационных структур  от территории, отрасли производства  и обслуживания, сферы общественной  жизнедеятельности;

     3) многообразия организационных связей, раскрывающих реальные вертикальные и горизонтальные организационные взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления;

     4) сочетания коллегиальности и  единоначалия, вызванный спецификой организационного строения и порядка деятельности от дельных органов государственной власти и местного самоуправления;

     5) линейно-функциональный, раскрывающий  объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления [2, c. 119].

     К структурно-процессуальным принципам, дающим представление об основных (определяющих) закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и имеющим широкое применение, относятся принципы:

     1) соответствия элементов (методов,  форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;

     2) конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты;

     3) стимулирования рациональной и  эффективной управленческой деятельности [2, c. 120].

     В конце данного раздела можно  сделать вывод: к принципам государственного управления можно отнести: демократизм, объективность, правовую упорядоченность, законность ,публичность, разделение власти. Мы рассмотрели различные классификации принцепов государственного управления.

       2.2 Реализация принципов государственного управления в Республике Беларусь

       Республика  Беларусь – унитарное демократическое  социальное государство.[11]

       В любом современном демократическом  государстве государственное управление выходит на первый план и его правильная реализация важна для  существования  и поддержания политической стабильности государственной власти.

       Республика  Беларусь не является исключением и  всячески пытается на практике реализовывать  многие из принципов государственного управления.

       А. Н. Крамник (белорусский ученый-правовед) выказывает мнение о том, что в Республике Беларусь существует два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные и специальные.

       К основным, относятся те, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь и иных основополагающих правовых документах и являются общими для всех отраслей (сфер) управления: социальная направленность, приоритетность человека, его прав и свобод, законность, гласность, народность, интернациональность, сочетание централизации и децентрализации, ответственность, профессионализм, научность.

       К специальным относятся два вида принципов: принципы построения системы управления и принципы деятельности аппарата управления.[12, c. 106-107].

       Но  недостаточно закрепить в конституции то или иное понятие, даже имеющее базовый, фундаментальный характер, необходимо осуществлять эффективные меры для достижения поставленных целей, в том числе и с использованием правовых средств. Особенностью развития конституционного права является его динамизм, широкое обновление и развитие составляющих его правовых норм. В этой связи очень важно, чтобы конституционное право адекватно отражало потребности развития общества, более того, содействовало его прогрессу, имело научную основу своего развития.

       Большинство этих принципов лишь формальны, ведь на практике их реализация осуществляется не в полной мере.

           Беларусь, как закреплено в Конституции, является государством социальным. Эта норма обязывает властные структуры проводить активную социальную политику, а в области экономики — направленную на её стабилизацию. Тем более, что в ст. 2 Основного закона Беларуси записано, что "человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства".Для социального государства в том виде, в каком пытаются его построить в Беларуси, в отличие от государства социалистического характерно следующее: оно ответственно за существование общества; в нём индивид имеет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Социальное государство — это не только пенсии и пособия, что, безусловно, очень важно. Выполнение государством функций социальной защиты не должно носить стихийный, хаотичный, вспомогательный характер. Большое значение имеет прежде всего реализация определённых принципов экономической свободы человека и права предпринимателей, лиц наёмного труда, ответственность государства за выработку и соблюдение правил деятельности на рынке, за создание соответствующих условий для упорядочения экономической и социальной жизни, обеспечение принципа равенства всех форм собственности. Важен принцип помощи нетрудоспособным, а не тем, кто не желает работать. [16].

           В этом и состоит принцип социальной направленности государственного управления,а так же принцип приоритетности человека, его прав и свобод.

           Принцип законности предполагает, что государственное управление не только имеет исполнительный характер, но и при этом строго основывается на действующем законодательстве, т.е. соблюдается Конституция Республики Беларусь, акты Президента Республики Беларусь, законы и иные правовые акты. Данный принцип закреплен в таких статьях Конституции Республики  Беларусь ( ст. 1,7, 25-27, 29, 44, 52, 60, 79). [11].

           Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства — правовые, экономические, организационные и др. Так, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22).[16].

           Это один из принципов который  на практике реализуется наиболее  эффективнно и соблюдается всецело  полноценно и в полном объеме.

       Принцип гласности означает, что граждане имеют право быть информированы об различного рода, решениях, а так же  деятельности государственных органов. Статьей 34 Конституции Республики Беларусь гарантируется право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни [11].Но, как показывает практика, граждане не имеют свободного и беспрепятственного  доступа к документам, содержащим информацию о государственных решения и деятельности органов государственной  службы. Все наиболее важные и значимые документы являются секретными и доступ к ним имеют только уполномоченные лица и правоохранительные органы.      

       Данный  принцип так же закреплен и в Законе Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" [13] и других правовых документах и является одним из основополагающих принципов политического плюрализма .

       Принцип народности определяется тем, что народ является единственным источником государственной власти, а также участием граждан в осуществлении государственного управления. Он получил правовое закрепление в ст. 3, 4, 13, 37-39 Конституции Республики Беларусь .[11].

       Однако  в реальности народ фактически не участвует в политической жизни государства, а лишь выполняет свой гражданский долг через участие в выборах  и референдумах.

       Принцип сочетания централизации и децентрализации означает, что в государственном управлении наличествует централизация и децентрализация.

        В Республике Беларусь, согласно ст.6 Конституции существует разделение властей. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти (например, районный суд, районная администрация и т.д.), является органом государственной власти.

       Централизация проявляется в осуществлении управления вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, т.е. сверху вниз. Нижестоящими-это органы, организации, учреждения, не только находящиеся в иерархическом подчинении, а и так называемые "подвластные" субъекты. Это такие органы как: Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты, управления ГАИ МВД, органов санитарного надзора Министерства здравоохранения и т.п. Централизация - это осуществление государственного управления, в первую очередь, из центра: Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления. Такое управление распространяет свое влияние на всю территорию республики и на все государственные организации (ст. 84, 106, 107 Конституции Республики Беларусь) [11].

Информация о работе Принципы государственного управления