Принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является характеристика принципов государственного управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

проанализировать понятие принципа государственного управления;
выделить особенности системы принципов государственного управления;
рассмотреть отдельные виды принципов государственного управления;
охарактеризовать реализацию принципов государственного управления в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие принципа государственного управления 6
1.2 Система принципов государственного управления 9

ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 14
2.1 Классификация принципов государственного управления в управленческой науке 14
2.2 Реализация принципов государственного управления в Республике Беларусь 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа состоит из  1 файл

ПРИНЦИПЫ ГУ.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

       Децентрализация в государственном управлении — это перемещение компетенции из центра органам местного управления и самоуправления. Такими являются: местные исполнительные комитеты, местные администрации, местные Советы и т.д. Особенностью этих органов заключается в том, что они предназначены для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории (ст. 120 Конституции Республики Беларусь) [11].

       Это системный принцип и он всецело  выполняется в Республике Беларусь. Этот принцип является скелетом построения всей структуры государственного аппарата. 

       Принцип ответственности нашел отражение в ст. 59 Конституции Республики Беларусь. В ней определено, что "Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности" [11]. Этот принцип означает то, что при несоответствующем выполнение государственных функций на гражданина возложена ответственность (административная, уголовная, материальная ,дисциплинарная).

       Принцип научности, один из важнейших принципов государственного управления, не нашел четкого конституционного закрепления. Между тем всем известно, что, например, управленческая система, организационная структура каждого органа государственного управления, его штатная численность и перечень должностей должны формироваться строго на научной основе [9, c. 115].

     Таким образом, в данной главе мы рассмотрели  различные классификации принципов  государственного управления (общесистемные,  структурные : структурно-целевые, структурно-функциональные,структурно-организационные,структурно-процессуальные). Также мы определили, что в Республике Беларусь выделяются основные и специальные принципы государственного управления. К основным, относятся те, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь и иных основополагающих правовых документах и являются общими для всех отраслей (сфер) управления: 1) социальная направленность; 2) приоритетность человека, его прав и свобод; 3) законность; 4) гласность; 5) народность; 6) интернациональность; 7) сочетание централизации и децентрализации; 8) ответственность; 9) профессионализм; 10)научность. К специальным принципам, в свою очередь, относятся два их вида: принципы построения системы управления и принципы деятельности аппарата управления. Мы рассмотрели, как реализуются некоторые из этих принципов в Республике Беларусь.   

 

 Заключение

 

     В результате данной работы можно сделать  следующие выводы.

     Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

       В курсовой работе приведены различные  подходы к систематизации принципов  государственного управления. В частности, согласно одному из них, принципы делятся на общие, частные, и организационно-технологические (Л.В. Сморгунов). Согласно другому подходу (Г.В. Атаманчук), среди принципов государственного управления выделяются:  1) общественно-политические принципы; 2) функционально-структурные принципы; 3) организационно-структурные принципы; 4) принципы государственно-управленческой деятельности. В тоже время, белорусский ученый-правовед А. Н. Крамник выказывает мнение о том ,что в Республике Беларусь существует два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные (социальная направленность; приоритетность человека, его прав и свобод; законность; гласность; народность; интернациональность; сочетание централизации и децентрализации; ответственность; профессионализм; научность и специальные (принципы построения системы управления и принципы деятельности аппарата управления).

     Рациональное  и действенное применение принципов  государственного управления предусматривает поэтому достижение определенного единства, согласованности, надежной связи между объективной закономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления, познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным образом, органов государственной власти и местного самоуправления. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принципов государственного управления.

     Но  оно осуществимо при соблюдении по крайней мере следующих предпосылок:

     - во-первых, при постоянном и глубоком  исследовании закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, их содержания, требований к субъективной деятельности, проявлений в изменяющихся общественных обстоятельствах;

     - во-вторых, при существовании и  непрерывном улучшении механизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, отлаженность процесса совершенствования государственного управления;

     - в-третьих, при наличии системы  стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.

     С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Республики Беларусь уделено существенное внимание закреплению целого ряда принципов государственного управления (о чем указывалось в данной работе). Но только основы, которые нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Необходимо дальнейшее законодательное «развертывание» данных принципов государственного управления, а также последующее их использование в конкретных управленческих решениях и действиях.

     Принципы  государственного управления взаимосвязаны  между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков  же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов государственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы используются одновременно и необходимо целостное представление об их применении, Принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.

     Имея  источником объективные закономерности, отношения и взаимосвязи, принципы государственного управления реализуются благодаря и посредством субъективной деятельности, главным образом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

     Эта объективно-субъективная зависимость позволяет выявлять и оценивать степень освоения объективных закономерностей, отношений и взаимосвязей и использования их в общественной практике.

     Чем более организация и функционирование компонентов субъекта государственного управления соответствуют требованиям системы принципов, тем социально эффективнее будут результаты государственного управления. Поэтому критерием эффективности применения принципов государственного управления является, прежде всего, достижение системности государственного управления, а посредством ее — гармоничности и комплексности общественной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей. Проблема принципов государственного управления еще раз подтверждает одну и ту же посылку: все находится в руках людей, зависит от их разума и, главное, его организованного приложения к какому-либо делу. 

 

Список  использованной литературы

 
      
    1. Антонова, Н.Б.  Организационная структура государственного управления  / Н.Б. Антонова– Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 231 с.
    2. Атаманчук, Г.В. Государственное управление: Организационно-функциональные вопросы / Г.В. Атаманчук. – М.: Статут, 2000. – 301с.
    3. Атаманчук, Г.В. Модернизация государственного управления / Г.В. Атаманчук. – М.: Изд-во РАГС, 2001.- 34с.
    4. Василенко, И.А. Административно-государственное управление в странах Запада / И.А. Василенко. – М.: Юр-копирайт, 2000. – 342с.
    5. Глазунова, Н.И. Система государственного управления / Н.И. Глазунова. М.: БЕК, 2002. – 289с.
    6. Государственное управление. Основы теории и организации. В 2-х тт. / Под ред. А.С. Маркалина. -  М.: «Статут», 2002. –2 т.- 284с.
    7. Государственное управление и политика: / Под ред.   Л.В.Сморгунова.   -  СПб.:   Изд-во   С.-Петерб.   ун-та, 2002. - 564 с.
    8. Государственное управление: практика и перспективы / Администрация Президента РБ; Редкол.: В. В. Русакевич и др. – Минск: Беларусь, 1999. – 320с.
    9. Забелов, С. М. Правовое регулирование государственного управления / С.М. Забелов. – Минск: Акад. управления при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 193 с.
    10. Ильин, М.В. Управленческие процессы и технологии / М.В. Ильин -  Мн. : Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 252с.
    11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
    12. Крамник, А. Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск: Амалфея, 2001. – 224 с.
    13. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. № 617-XII (с изм. и доп. в редакции Закона от 18.05.2007 N 233-З)) // Звязда", N 155, 18.08.2007.- с.8
    14. Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность: Сб. ст. / Под. ред. Л.В.Сморгунова. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 443с.
    15. Чиркин, В.Е. Государственное управление / В.Е. Чиркин. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 392с.

         16   Василевич Г.А Конституционные основы формирования социального государства в Республике Беларусь /  Г.А Василевич // Журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" [ Электронный ресурс].- 2000.-№ 6  -Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/internationallaw/referat_readme.php?subaction=showfull&id=1095955276&archive=&start_from=&ucat=10& .-Дата доступа:28.05.20010. 

Информация о работе Принципы государственного управления