Принципы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является изучение принципов права.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
• Анализ понятия принципов права и их роли;
• Изучение их видов в соответствии с предложенной классификацией.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие и роль принципов права. 5
Глава 2. Классификация принципов права. 12
2.1. Общеправовые принципы. 12
2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы права. 21
Заключение. 25

Работа состоит из  1 файл

Принципы права я.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Принципы  права   

     Оглавление

     Введение. 3

     Глава 1. Понятие и роль принципов права. 5

     Глава 2. Классификация принципов права. 12

     2.1. Общеправовые принципы. 12

     2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы права. 21

     Заключение. 25

    

Введение

 

В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы.

Смысловое значение слова “принцип” в русском  языке - “руководящее начало” или

“основополагающая идея”. Законодательство, будучи социальным явлением,

создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-правовых

предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений, также

основано  на определенных принципах.

В юридической литературе предметом  научного исследования обычно становятся

принципы  права. Например, С.С. Алексеев под принципами права понимает

выраженные  в праве исходные нормативно-руководящие  начала, характеризующие его

создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни

[1]. Заметим, что эта проблема в юридической литературе достаточно хорошо

исследована.

Принципы права представляют собой  основные идеи, исходные положения  или

ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую

жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только сущность, но

и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и

весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное

влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания,

установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права

выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой

покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его

система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой,

правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных

органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень

слаженности, стабильности и эффективности  правовой системы. Имея

общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего

единства и взаимодействия различных  его отраслей и институтов, правовых норм

и правовых отношений, субъективного и объективного права.

В этом мы видим актуальность данного  вопроса.

Принципы права не являются произвольными  по своему характеру, а объективно

обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества,

существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства

и права, характером господствующего  в стране политического и государственного

режимов, основными принципами построения и функционирования политической

системы того или иного общества.

Целью нашего исследования является изучение принципов права.

Для достижения данной цели мы поставили  следующие задачи:

·        Анализ понятия  принципов права и их роли;

·        Изучение их видов в соответствии с предложенной классификацией.

    

Глава 1. Понятие и роль принципов права.

 

Понятие принципов права является одной  из актуальных проблем современной

юридической науки. И это не случайно, так как  именно в принципах права наиболее

ярко  отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и

закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что

сложившееся в отечественной науке представление  о принципах сформировалось в

основном  на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные

недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те

основополагающие  идеи, которые получили официальное  закрепление в нормах

законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут

обнаруживаться  только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести

руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые

в правоотношениях, но не зафиксированные  в нормативно-правовых актах. Другим

негативным  моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы

их  действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве

им  отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм,

а в правоприменении их функция  ограничивается лишь потребностью в  толковании

все тех же норм[2].

По существу, руководящие положения  при таком подходе низводятся до

вспомогательных элементов, предназначенных  исключительно для обслуживания

нужд, связанных с созданием  и использованием нормативного массива и не

приспособленных для непосредственного  регулирования общественных отношений.

Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к

системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов

правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а

не абстрактным правилам поведения.

Исследование принципов не может  ограничиваться формально-юридическими

вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к

которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным

свидетельством его существования  выступают не они, а правоотношения. Поэтому,

не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических  норм и их

законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с

правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено  к

законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой  подход

предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных как

генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом

термины “принципы права”'', “юридические принципы”, “основополагающие идеи”,

“отправные начала”, “руководящие положения” используются как синонимы.

Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении

детерминированности их содержания объективными социальными закономерностями.

Согласно материалистическому  пониманию отправных начал они  являются отражением

важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений.

“Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны

лишь постольку, поскольку они  соответствуют природе и истории”.

Основополагающие идеи права выступают  не произвольными конструкциями

человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных

закономерностей. Фиксируя в своем  содержании необходимые и существенные связи,

имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой  порядок

общественных отношений, который  в наибольшей степени способствует их упрочению

и развитию[3].

В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов:

распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только

праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в

содержании  руководящих положений, получивших название общесоциальных

(социально-политических) принципов. В них сконцентрированы  существенные черты

общественных  отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей

особенностью  этих отношений является то, что  существовать и нормально

развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения

собственности и политической власти). Общесоциальными  началами современного

права выступают принципы разделения властей, защиты собственности,

демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические,

нравственные  устои существующего общественного  строя.

Социальные  закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании

другой  группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они выражают

особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных

регуляторов, а потому могут быть определены как  принципы правового

регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического

равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей,

законности, единства объективного и субъективного  права, государственной

гарантированности[4].

Общесоциальные и специально-юридические  начала права могут действовать

эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае

происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования

и его регулятора.

Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью,

детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но

и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его

разума. Содержание руководящих положений  напрямую зависит от способности

юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить

здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются  в

виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в

гносеологическом плане юридические  принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной

действительности в определенной степени отражаются и конкретными  нормами

права. В противном случае последние  утратили бы способность положительно

воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов

существенное представлено в них  в неразрывном единстве с несущественным,

главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же конкретные

юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением

объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со

свободой труда в бывшем советском  законодательстве, нивелированной

установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и

уголовного принуждения. Специфика  же основополагающих идей права как

гносеологических феноменов проявляется  именно в том, что они наиболее

правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое  и

существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в

обществе на данный момент уровнем  ее познания.

Другой отличительной чертой руководящих  положений в гносеологическом плане  по

сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно  большая их

зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном

этапе правогенеза, непосредственно  связанном с появлением развитого

юридического мышления, в то время  как конкретные нормы права возникали  и во

многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной

практической деятельности людей. Исторически принципы права появились

значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в  виде

юридических обычаев и не содержавших  теоретических обобщений социальных

процессов на уровне их сущности. «От  фактического к нормативному - вот  процесс,

вот линия развития, в рамках которых  формируется право и результатом  которых

являются нормы». Вследствие этого  для обычая как для нормативности,

формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения

вещей, а не является абстрактным  эталоном поведения. Типизацией и

абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может

служить уголовное право, где вначале  сформировалась особенная часть и лишь

после этого и много позднее  общая часть, включавшая в себя его  принципы

[5].

Переход от казуальной к абстрактной  форме правового регулирования  вызывается

не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением

общественных отношений. Они достигают  такой ступени прогресса, на которой

возникает объективная потребность  в их упорядочении на основе фундаментальных

руководящих положений, поскольку  стихийный процесс возникновения юридических

норм уже не позволяет достичь  необходимого правового воздействия - оно

малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил  и

средств. Принципы права позволяют  придать правовому регулированию  научность и

значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью

абстрактности по сравнению с конкретными  юридическими нормами, они

способствуют юридическому закреплению  не только того, что уже сложилось  в

социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование ``вперед'',

дают государству возможность  сознательно и планомерно воздействовать на

деятельность людей. Поэтому отправные  начала, являясь закономерным

результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей

становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.

Гносеологический аспект руководящих  положений нельзя абсолютизировать,

отождествляя их с понятиями  науки, элементами теории. Познавательный момент

подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом

Информация о работе Принципы права