Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:09, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение принципов права.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
• Анализ понятия принципов права и их роли;
• Изучение их видов в соответствии с предложенной классификацией.
Введение. 3
Глава 1. Понятие и роль принципов права. 5
Глава 2. Классификация принципов права. 12
2.1. Общеправовые принципы. 12
2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы права. 21
Заключение. 25
особенностей, обусловленных
фиксацией в юридических предписаниях
и воплощением в
Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую
характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия
[6].
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные
принципы международного права являются составной частью правовой системы
России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал
международного права не означает их обязательного закрепления в международных
договорах и иных формальных источниках юридических норм. Кроме того,
законодательная, в том числе и конституционная, фиксация руководящего
положения еще не означает его окончательного перехода из сферы правосознания
в практическую плоскость. Если оно масштабно игнорируется субъектами, к
которым обращено, то принципом права в полной мере назвать его еще нельзя,
поскольку отсутствует элемент его общего признания в качестве такового в
правоотношениях.
Можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те,
которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и
основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в
деятельности органов
международного права, несмотря на отсутствие их формальной фиксации в
объективном праве.
Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое
предназначение. Можно констатировать наличие у них двух функций: внутренней и
внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм,
обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные
предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им
соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых
началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю
функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие
на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими
конкретные юридические нормы[
Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании
поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается
только рамками
противоречии отправным
регулятивное воздействие
возможность реализовать требования принципов, не прибегая к правоприменению.
Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки,
которые составляют нравственную и организационную основу возникновения,
развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны
формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу
данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.
С одной стороны, принципы права отражают его объективные свойства, обусловленные
закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих
ему интересов, потребностей, противоречий и компромиссов различных классов,
групп и слоев населения. С другой стороны, в принципах права воплощается его
субъективное восприятие членами общества, их нравственные и правовые взгляды,
чувства, требования, выражаемые в различных учениях, теориях, направлениях
правопонимания. Поэтому принципы права должны рассматриваться с учетом, как
единства, так и особенностей обеих отмеченных сторон, с позиций сложившегося в
юридической и философской науках общего представления об объективном и
субъективном в праве[8].
Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то,
на что право должно быть ориентировано, устремлено. В сравнении с правовыми
нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому
периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными
в течение длительного времени[9]
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие
(общеправовые), межотраслевые и отраслевые.
Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом,
распространяются на все его отрасли, объединяют и как бы цементируют их,
способствуют единству и стабильности действующей системы права.
Вопрос об общеправовых принципах поднимался в отечественной правовой науке
начиная с 40-50-х годов. Однако его разработка с тех нор по существу мало
продвинулась вперед, если не считать замену некоторых принципов, связанных со
спецификой существования
трудящихся во главе с рабочим классом, закрепление общественной собственности
на средства производства; закрепление руководящей роли Коммунистической партии,
пролетарский интернационализм и т. д.), на принципы, отражающие условия
развития современного российского общества. При этом наряду с объективной
обусловленностью в выявлении общеправовых принципов значительная роль
принадлежит субъективному фактору. В результате в подходе к отбору принципов
права сложился определенный стереотип. Особенно наглядно он ощущается в учебной
литературе, где от учебника к учебнику по теории государства и права различными
авторами в качестве общеправовых принципов называются демократизм, гуманизм,
социальная справедливость, законность и т. д
[10].
Разумеется, в том нет какой-либо крамолы, ибо данные принципы действительно
важны и в самом деле существуют. Недостаток же такого подхода видится в
известном упрощении вопроса об общеправовых принципах, в том, что его
рассмотрение сводится в основном к перечислению этих принципов без
обоснования их системы, без опоры на определенную концептуальную основу их
выделения. Поэтому представляется необходимым внести в исследование этого
вопроса новый момент, основанный на признании концепции единства и
взаимопроникновения естественного и позитивного права.
Согласно данной концепции общеправовые принципы можно подразделить на
морально-этические, или нравственные,
и организационные.
из них образуют нравственную основу права, его духовный фундамент. Эта группа
принципов непосредственно воздействует на нормативное содержание права.
Вторая группа общих принципов,
тесно взаимосвязанная с
организационно-процедурную
роли как особого, государственного регулятора общественных отношений,
выполнение правом его специфически юридических функций. Сообразно этому право
любого государства, в том числе нынешней России, отличающееся демократическим
характером, наряду с определенными,
конкретно-историческими
особенностями (например, в зависимости от унитарного или федерального
устройства государства) характеризуется также общими чертами сходства,
присущими всякому праву, основанному на международно-признанных,
общечеловеческих
Принципы права выражаются в
международных и
декларациях, получают закрепление в исходных (отправных, учредительных)
нормах конституций и законов демократических государств, но могут также
выводиться из общего содержания и духа права той или иной страны.
Согласно концепции единства естественного и позитивного права морально-
этические (нравственные) принципы современного российского права составляют
естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека
и гражданина, закрепленные в провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека и развивающих ее
последующих международных и
Конституции РФ 1993 г. К этим принципам относятся: свобода, равенство, право
на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность,
достоинство, справедливость, семья, народ - источник власти, человек- высшая
ценность, охрана прав человека - цель и обязанность государства.
Закрепив основные неотчуждаемые и прирожденные права и свободы человека и
гражданина, Конституция РФ (гл. 1 и 2) признала и гарантировала также целый ряд
проистекающих из них и их конкретизирующих политических, экономических,
социальных, культурных и иных духовных, а также личных прав граждан согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права
[11].
Предлагаемое выше понимание общих нравственных принципов права имеет большое
теоретическое и практическое значение. Ибо оно, во-первых, оказывает прямое
воздействие на развитие современного российского права в направлении
углубления и обогащения его нравственных начал, оптимально возможного
сближения права и морали; во-вторых, позволяет определить соответствие
отдельных норм, изданных различными государственными органами праву как
государственной воле общества, Конституции РФ как наиболее общему и, по сути,
высшему критерию такого соответствия; в-третьих, призвано помогать в
деятельности Конституционного Суда РФ по разрешению им дел о соответствии
федерального и регионального законодательства Конституции РФ и при толковании
Конституции РФ; в-четвертых, дает судам общей юрисдикции и арбитражным судам
необходимые ориентиры для неприменения при разрешении конкретных дел норм,
которые, по их убеждению, влекут нарушение прав и свобод граждан, и для
принятия в таких случаях решений на основе непосредственно действующих норм
Конституции РФ.
К организационным принципам
законность, сочетание убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в
праве.
Принцип федерализма отражает федеральное устройство России. Основным Законом
государства (ст. 4) закреплено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем четко
определены соотношение
Федерации, и юридическая сила выражаемых в них правовых норм.
Согласно ст. 76 Конституции РФ: 1) по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории Российской Федерации; 2) по предметам
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 3) федеральные
законы не могут противоречить
федеральным конституционным
пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, республики, края, области, города
федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют
собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных
нормативных правовых актов; 5) законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации не
могут противоречить
принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения
Российской Федерации и
противоречия между
Федерации, действует федеральный закон; 6) в случае противоречия между
федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует
региональный нормативный
взаимодействие федеральных и региональных нормативных актов и содержащихся в
них правовых норм, принцип федерализма служит предупреждению и разрешению
возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся в настоящее время
многочисленных расхождений
региональным
функционирования единой для всей Федерации системы права.
Закрепленный в Конституции РФ (ст. 15 и др.) принцип законности, утверждающий
всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных
нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед
законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности
любого лица за совершенное правонарушение, пронизывает все стороны жизни,
содержания и действия права, начиная с его формирования в процессе
правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права
[12].
На примере законности особенно наглядно проявляется связь между общими