Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:25, контрольная работа
Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Введение 2
Сущность переходного периода 4
Общие фазы переходной экономики 7
Концепции переходной экономики 8
Переходная экономика в России. 9
Этапы 9
Приватизация в россии. 11
Денежный этап приватизации 1995-1997 гг 13
Особенности переходного периода Болгарии 16
Существенные отличия результатов Болгарии и России 18
Заключение 19
Список литературы. 20
Необходимость
реформирования экономики бывших социалистических
стран назревала давно. Она была
обусловлена нарастающей из года в
год неспособностью административно-командной
экономики обеспечивать устойчивые темпы
экономического развития. Положение осложнялось
по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых
попыток использования интенсивных факторов
роста.
Неэффективность
функционирования административно-командной
системы обусловлена, по крайней мере,
двумя существенными предпосылками. Во-первых,
негибкостью, неспособностью этой системы
быстро адаптироваться к экономическим
переменам. Формальное существование
товарно-денежных отношений подрывало
здоровую конкуренцию производителей,
а централизованное, директивное планирование
подавляло хозяйственную инициативу.
Во-вторых,
для командной экономики
Становление
современной рыночной экономики - дело
довольно сложное, поскольку предстоит
коренным образом трансформировать сложившуюся
на протяжении десятилетий административно-командную
систему. Рыночная система функционирует
на принципиально иных механизмах экономического
развития, чем административно-командная,
поэтому сформировать ее в сжатые сроки
невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся
социально-экономическую структуру общества
и преобразовать отношения собственности,
создать рыночную структуру и соответствующую
нормативно-правовую базу, сформировать,
наконец, новое мировоззрение у субъектов
хозяйствования.
Следовательно,
переход от одной социально-экономической
системы к другой — весьма сложный
процесс реформирования, трансформации
и развития. С одной стороны, это
процесс постепенного "подрыва"
коренных социально-экономических отношений
прежней системы и зарождения и развития
в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся
с первыми. С другой стороны, постепенно
в экономике будет происходить развитие
и усиление отношений и элементов современного
рыночного хозяйства и ослабление отношений
и элементов административно-командной
системы.
Таким
образом, процесс становления
Россия
и другие постсоциалистические страны
в ходе проводимых экономических
преобразований осуществляют переход
от административно-командной
Вообще
говоря, переходные состояния общества
были характерны и для более ранних стадий
развития человечества. Так, в истории
можно выделить следующие переходные
периоды: переход от аграрного к индустриальному
обществу, от индустриального к постиндустриальному,
от феодализма к капитализму, от «рынка»
к «плану» и т.п. Общим для всех переходных
периодов является качественное изменение
в основах общества, движение к новой экономической
организации. В этот период происходит
регресс, стагнация и, в конце концов, отмирание
одной экономической системы.
Сущность
современной переходной экономики постсоциалистических
стран состоит в переходе от системы, созданной
и функционирующей по «идейному проекту»
и в соответствии с замыслами и волей некоего
«управляющего центра», к системе, развивающейся
более или менее спонтанно, на базе экономических
законов и закономерностей. Иными словами,
в течение переходного периода ожидается
перевод бывшей плановой системы в координально
иной, противоположный исходному.
Для
переходной экономики можно выделить
ряд особенностей, важных для понимания
ее специфики. Прежде всего это относится
к глобальности происходящих изменений,
которые охватывают преобразования буквально
всех сегментов общества. Изменениям подвержено
все: отношения собственности, способ
распределения ресурсов, мотивация, цели
и средства экономического развития, ценностные
ориентации населения, институции и право.
Динамические
процессы изменений проходят в направлении
усиления рыночных и ослабления административно-командных
элементов системы. Поэтому для
экономики переходного периода характерны
изменчивость и неустойчивость.
В
силу специфики переходной экономики,
когда уже не действуют в полную
меру старые механизмы, но еще не сформировались
подлинные институции нового типа,
а новые хозяйственные
Первое
место среди них занимает выбранная
правительством программа преобразований
и проводимая экономическая политика.
Как видно, переходное
Экономическая
наука ранее разработала
Для перехода от административно-командной экономики к рыночной рецепты, применяемые для экономически недостаточно развитых стран, пригодны лишь частично. Речь идет о том, что как исходные системы, так и уровень экономического развития постсоциалистических стран неидентичны аналогичным характеристикам развивающихся стран. Поэтому рецепты, применяемые к последним, часто дают совсем иные результаты при реформировании стран с плановой экономикой. Следовательно, задачи, стоящие перед постсоциалистическими странами, не могут быть решены путем копирования опробованных ранее и в других экономических условиях подходов. Трансформация централизованной плановой модели экономики в противоположную — рыночную — модель требует разработки оригинальных подходов и программ
Во-первых,
для переходной экономики характерны
изменчивость, нестабильность, носящие
"безвозвратный" характер. Они
не просто временно нарушают устойчивость
системы, чтобы затем она вернулась в равновесное
состояние, а ослабляют ее, она постепенно
уступает место другой экономической
системе. Эта неустойчивость, нестабильность
состояния переходной экономики обусловливает,
с одной стороны, особый динамизм ее развития
и соответствующий характер изменений
необратимость, неповторяемость, а с другой
— рост неопределенности итогов развития
переходной экономики, вариантов формирования
новой системы.
Во-вторых,
для переходной экономики, представляющей
собой некую смесь старого и нового, характерно
существование особых переходных экономических
форм.
В-третьих,
переходной экономике присущ особый
характер противоречий.
Это противоречия нового и старого, противоречия
различных, стоящих за теми или другими
субъектами отношений, слоев общества.
Изменения, происходящие в переходной
экономике, ведут в конечном итоге к смене
экономической системы, а в социально-политическом
плане переходные эпохи часто сопровождаются
резким обострением противоречий, приводящих
к социально-политическим потрясениям.
В-четвертых,
характерной чертой переходной экономики
является ее историчность, что обусловлено
особенностями экономического развития
отдельных стран. Проблемы, с которыми
столкнулись
Необходимость
перехода от административно-командной
экономики к современной
Административно-
Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер.
Содержанием
переходной экономики является преобразование
всей системы экономических
Под
переходным периодом понимается исторически
непродолжительный срок (но не менее
одного десятилетия), во время которого
происходит ликвидация или коренное
преобразование административно-командной
системы и формируется основа рыночной
системы. Напомним, что понятие "основа
экономической системы" (в данном случае
- рыночной) означает установившиеся и
сравнительно стабильные формы хозяйственных
связей между экономическими агентами.
Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.
Программа
«Основные направления перехода к рынку»
была разработана правительством и одобрена
Верховным Советом СССР осенью 1990 г. В
ней выдвигались задачи по стабилизации
экономики и сокращению дефицита государственного
бюджета прежде всего за счет повышения
цен (лишь частично компенсируемого населению),
а также меры по переходу к рынку через
постепенное разгосударствление собственности
крупных предприятий и приватизацию мелких
(особенно в сфере торговли и услуг). Программа
предусматривала также индексацию доходов
трудящихся, введение пособий по безработице,
создание системы переподготовки рабочей
силы и другие меры социальной защиты
населения. «Трансформация советской
экономики будет чрезвычайно сложным
процессом и потребует для завершения
многих лет. Ее сердцевину составляют
три тесно связанных элемента: макроэкономическая
стабилизация, ценовая реформа в условиях
возрастающей внутренней и внешней конкуренции
и реформа собственности».