Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:25, контрольная работа

Описание

Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Содержание

Введение 2
Сущность переходного периода 4
Общие фазы переходной экономики 7
Концепции переходной экономики 8
Переходная экономика в России. 9
Этапы 9
Приватизация в россии. 11
Денежный этап приватизации 1995-1997 гг 13
Особенности переходного периода Болгарии 16
Существенные отличия результатов Болгарии и России 18
Заключение 19
Список литературы. 20

Работа состоит из  1 файл

Содержание1.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

 

      Введение

 

     Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста. 

     Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу. 

     Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную. 

     Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования. 

     Следовательно, переход от одной социально-экономической  системы к другой — весьма сложный  процесс реформирования, трансформации  и развития. С одной стороны, это  процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы. 

     Таким образом, процесс становления современной  рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Сущность  переходного периода

 

     Россия  и другие постсоциалистические страны в ходе проводимых экономических  преобразований осуществляют переход  от административно-командной системы  к системе подлинной рыночной экономики. В первое время преобладала точка зрения, согласно которой на этот переход потребуются годы. Теперь уже стало ясно, что он растянется на десятилетия. В этих странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная, экономическая система, или экономика переходного периода. Выделение в качестве самостоятельного, особого переходного состояния экономики связано не столько с продолжительностью процессов преобразований, сколько с их специфическими характеристиками. Переходная экономика не может быть полностью и корректно описана и проанализирована с помощью категорий, институтов и механизмов рыночной системы, а тем более — в терминологии плановой системы.  
  

     Вообще  говоря, переходные состояния общества были характерны и для более ранних стадий развития человечества. Так, в истории можно выделить следующие переходные периоды: переход от аграрного к индустриальному обществу, от индустриального к постиндустриальному, от феодализма к капитализму, от «рынка» к «плану» и т.п. Общим для всех переходных периодов является качественное изменение в основах общества, движение к новой экономической организации. В этот период происходит регресс, стагнация и, в конце концов, отмирание одной экономической системы. 
  

     Сущность современной переходной экономики постсоциалистических стран состоит в переходе от системы, созданной и функционирующей по «идейному проекту» и в соответствии с замыслами и волей некоего «управляющего центра», к системе, развивающейся более или менее спонтанно, на базе экономических законов и закономерностей. Иными словами, в течение переходного периода ожидается перевод бывшей плановой системы в координально иной, противоположный исходному. 
  

     Для переходной экономики можно выделить ряд особенностей, важных для понимания ее специфики. Прежде всего это относится к глобальности происходящих изменений, которые охватывают преобразования буквально всех сегментов общества. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населения, институции и право.   

     Динамические  процессы изменений проходят в направлении  усиления рыночных и ослабления административно-командных  элементов системы. Поэтому для  экономики переходного периода характерны изменчивость и неустойчивость. 

     В силу специфики переходной экономики, когда уже не действуют в полную меру старые механизмы, но еще не сформировались подлинные институции нового типа, а новые хозяйственные механизмы  существуют в искаженном виде, огромное значение приобретают неэкономические факторы развития. 

     Первое  место среди них занимает выбранная  правительством программа преобразований и проводимая экономическая политика. 
  

       Как видно, переходное состояние  общества является довольно сложным и многообразным; анализировать его возможно в нескольких аспектах. Теоретическая экономика в России занимается познанием современного переходного состояния с позиций системы категорий и законов его функционирования. Не менее важным представляется несколько иной подход к исследованию, а именно: анализ путей, программ и системных мер по трансформации централизованной плановой в рыночную систему функционирования. 

     Экономическая наука ранее разработала некоторые  подходы к решению проблем  переходного периода, однако это были проблемы недостаточно развитых стран. Для последних характерно, что наряду с развитыми рыночными отношениями в отдельных сегментах экономики сохранялись и докапиталистические формы хозяйствования. В этих странах оставались натурально-общинные способы ведения хозяйства, основанные на общинном коллективном производстве и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имело мелкотоварное производство, предполагающее частную собственность на средства производства и личный труд их владельцев. Недостаточное развитие национального предпринимательства компенсировалось огромной ролью иностранного капитала. Государство, как правило, играло очень активную роль; а в некоторых странах даже проводились социалистические эксперименты. 
  

     Для перехода от административно-командной  экономики к рыночной рецепты, применяемые  для экономически недостаточно развитых стран, пригодны лишь частично. Речь идет о том, что как исходные системы, так и уровень экономического развития постсоциалистических стран неидентичны аналогичным характеристикам развивающихся стран. Поэтому рецепты, применяемые к последним, часто дают совсем иные результаты при реформировании стран с плановой экономикой. Следовательно, задачи, стоящие перед постсоциалистическими странами, не могут быть решены путем копирования опробованных ранее и в других экономических условиях подходов. Трансформация централизованной плановой модели экономики в противоположную — рыночную — модель требует разработки оригинальных подходов и программ

 

  Общие фазы переходной экономики

 

     Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они  не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений необратимость, неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы. 

     Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм. 

     В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. 
Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
 

     В-четвертых, характерной чертой переходной экономики  является ее историчность, что обусловлено  особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские  страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. 
 
 

 

  Концепции переходной экономики

 

     Необходимость перехода от административно-командной  экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью  нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.  
         

      Административно-командная  система имеет два существенных недостатка. Первый - это ее негибкость, медленная адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме  происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток - это крайне низкая производительность вследствие тотального подавления хозяйственной инициативы.  
         

     Переход от административно-командной к  рыночной экономике в разных странах  имеет общие тенденции. Этот процесс  включает либерализацию экономики, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), структурные преобразования, но в то же время обычно предполагает осуществление финансовых стабилизационных мер.         

     Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных  элементов или корректировку экономической политики.  
         

     Под переходным периодом понимается исторически  непродолжительный срок (но не менее  одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Напомним, что понятие "основа экономической системы" (в данном случае - рыночной) означает установившиеся и сравнительно стабильные формы хозяйственных связей между экономическими агентами. 

     Поскольку преобразование административно-командной системы означает изменение основы этой системы и замену ее качественно иной (рыночной), то такого рода трансформацию следует называть системными реформами.

Переходная  экономика в России.

Этапы

     Программа «Основные направления перехода к рынку» была разработана правительством и одобрена Верховным Советом СССР осенью 1990 г. В ней выдвигались задачи по стабилизации экономики и сокращению дефицита государственного бюджета прежде всего за счет повышения цен (лишь частично компенсируемого населению), а также меры по переходу к рынку через постепенное разгосударствление собственности крупных предприятий и приватизацию мелких (особенно в сфере торговли и услуг). Программа предусматривала также индексацию доходов трудящихся, введение пособий по безработице, создание системы переподготовки рабочей силы и другие меры социальной защиты населения. «Трансформация советской экономики будет чрезвычайно сложным процессом и потребует для завершения многих лет. Ее сердцевину составляют три тесно связанных элемента: макроэкономическая стабилизация, ценовая реформа в условиях возрастающей внутренней и внешней конкуренции и реформа собственности». 

Информация о работе Приватизация в России