Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:25, контрольная работа
Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
Введение 2
Сущность переходного периода 4
Общие фазы переходной экономики 7
Концепции переходной экономики 8
Переходная экономика в России. 9
Этапы 9
Приватизация в россии. 11
Денежный этап приватизации 1995-1997 гг 13
Особенности переходного периода Болгарии 16
Существенные отличия результатов Болгарии и России 18
Заключение 19
Список литературы. 20
В
«Основных направлениях» упор сделан
на изменения отношений обственности,
на разгосударствление и приватизацию
как главном содержании перехода к рынку.
Это вполне соответствует советской теоретической
традиции выводить всю хозяйственную
систему из этих отношений. Но главное
содержание рыночных отношений в наличии
эффективной конкуренции на рынках товаров,
услуг и ресурсов. Поэтому и вопросы приватизации
необходимо решать, исходя из этого главного
критерия.
Кроме
того, если одновременно с разгосударствлением
и приватизацией не создаются
условия для свободной
все основные аспекты рынка должны создаваться одновременно и во взаимосвязи;
процесс реформы должен быть максимально сжат во времени;
необходимо
четкое понимание главного содержания,
критерия всех проводимых мероприятий.
Все три требования в «Основных направлениях» были нарушены.
Несовместимость
устаревшей исходной базы и качественно
новых задач неизбежное противоречие
всякой глубокой реформы. И для каждой
страны в конкретную эпоху приходится
искать собственное, оригинальное решение.
Особенно необходимы «нестандартные»
решения для такой гигантской страны,
как СССР. Советская правительственная
программа «Основные направления» привела
к разрушению старого административного
хозяйственного механизма, не создавая
при этом нового, рыночного. Предусмотренное
программой и президентскими указами
сохранение системы государственных заказов
и сложившихся хозяйственных связей будет
ограничивать рыночную самостоятельность
предприятий, сдерживать управленческую
инициативу и перестройку структуры экономики.
Жесткий контроль государства над договорными ценами не позволит формироваться свободным рыночным ценам сохранится многократный разрыв между внутренними и мировыми ценами.
Достаточно
ли этих мер, чтобы заработал главный
двигатель рынка - конкуренция? Видимо,
нет. Мощные иностранные фирмы и обеспечат
острую конкуренцию со стороны международных
рынков.
Они учитывают, что ускоренная либерализация внешнеэкономических связей приведет к банкротству части предприятий, особенно в черной металлургии, нефтехимии, машиностроении, даже если предусмотреть меры защиты. В этих и многих других отраслях резко возрастет безработица. Точные масштабы неспособности советских предприятий конкурировать на мировых рынках, определить сейчас невозможно. Слишком долго эти предприятия не занимались сопоставлением своих затрат и качества продукции с издержками и качеством зарубежных фирм. Единственное надежное «преимущество» СССР в конкуренции - это низкая заработная плата, но и она, видимо, должна еще более понизиться, чтобы как-то компенсировать отставание от Запада в эффективности и качестве. Однако, как полагают эксперты, если выдержать эти трудности, продолжать преобразования, то через два года, когда заработает рыночная конкуренция, по всей вероятности, начнется устойчивый подъем и в оставшийся до 2000 г. отрезок времени темпы роста могут быть даже выше, чем в большинстве промышленных стран Запада. Этому будут способствовать богатые естественные ресурсы страны, сравнительно малый внешний долг и приток финансовой помощи Запада, которая начнет поступать, когда будет сделан «первый большой шаг».
Ваучерная приватизация проводилась
в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные
акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991
года, которые предусматривали выкуп государственных
предприятий и их преобразование в акционерные
общества. Для упорядочения приватизации
был принят закон «Об именных приватизационных
счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому
каждый гражданин России получал именной
приватизационный счет, на который должны
были зачисляться денежные суммы, предназначенные
для оплаты приватизируемого государственного
имущества. Закон не разрешал продажу
приватизационных вкладов другим лицам.
Этот закон, однако, не был осуществлен,
и вместо него была проведена ваучерная
приватизация.
Практическим
руководством к приватизации служили
Указы Президента РФ «Об ускорении
приватизации государственных и муниципальных
предприятий» (29
декабря 1991 г.),
«Об ускорении приватизации государственных
и муниципальных предприятий» (29 января 1992 г.), «Об организационных
мерах по преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные
общества» (1
июля 1992 г.),
«О введении в действие системы приватизационных
чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной
программе приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской
Федерации» (24
декабря 1993 г.).
Ваучерная
приватизация была противоречива. Формат
приватизации был во многом результатом
компромиссов между Правительством и
Верховным советом, с учетом принятых
в разное время нормативных актов и интересов
разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар
и А. Чубайс изначально не были сторонниками
ваучерной приватизации, предлагая отказаться
от нее в пользу постепенной приватизации
за деньги. Однако, закон РСФСР «О
приватизации государственных и муниципальных
предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал
приватизацию с использованием приватизационных
именных счетов. Недостатком этого решения
была его коррупционная уязвимость: с
учетом преимущественного права работников
предприятий на выкуп их акций, директора,
используя давление на работников, получили
бы широкие возможности для захвата контроля
над предприятиями. В качестве компромисса
между позицией Верховного Совета и Правительства,
чеки были анонимизированы (что приближало
приватизацию к рыночной схеме), право
трудовых коллективов на преимущественный
выкуп акций сохранено.
Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые небесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям «Волга». Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.
Реальная
рыночная стоимость пакета акций, который
можно было получить в обмен на
один ваучер, колебалась в широких
пределах в зависимости от компании,
чьи акции приобретались в обмен на ваучер,
а также от региона, где это происходило.
Например, в Нижегородской области один
ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000
акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость
в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей),
в Московской области — на 700 акций Газпрома
(в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве —
на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.)
За один ваучер можно было также получить
7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100
руб. в 2008 г.)
В
отличие от ваучерного, на денежном
этапе приватизации были достаточно
четко сформулированы цели. В аналитическом
докладе Госкомимущества РФ, подводившем
итоги ваучерного этапа и определявшем
задачи денежного, основная задача была
охарактеризована как "нахождение рациональной
пропорции между интересами бюджета и
инвестиционной поддержкой приватизируемых
предприятий". При этом структура спроса
потенциальных инвесторов оценивалась
весьма оптимистично: инофирмы, инвестиционные
структуры банков, сбережения населения,
инвестиционные компании и фонды, преобразованные
из чековых инвестиционных фондов.
В
принципе указанные фискальная и
инвестиционная стратегическая цели российской
денежной приватизации вполне вписываются
в систему целей приватизационных процессов
всех постсоциалистических стран. В России,
однако, были свои, особые причины внимания
к этим двум целям. Во-первых, это растянутость
во времени стабилизационного этапа рыночной
трансформации. В России и на четвертом
году реформы все еще очень остро стояли
проблемы преодоления инфляции и бюджетного
дефицита. Поступлениям от приватизации
в бюджет поэтому придавалось первостепенное
значение. Во-вторых, это серьезное обострение
проблемы притока реальных инвестиций.
Не обнаружив быстрых экономических результатов
от ваучерной приватизации, компании начали
понимать, что получить инвестиции можно
только за счет продажи акций.
В
отличие от ваучерной приватизации,
на денежном этапе продажа акций
не могла быть массовой и единовременной.
Предполагалось, что на денежные аукционы
пакеты акций будут выставляться постепенно
и равномерно, обеспечивая бесперебойное
поступление средств в бюджет и инвестиций
в развитие компаний. Намеченная схема
не сработала. Темпы денежной приватизации
оказались настолько низкими, что это
ставило под угрозу достижение обеих указанных
целей. При этом нарушился и сам баланс
целей, на передний план выдвинулась задача
поступлений в бюджет от приватизации.
В мае 1995 г. Президент РФ вынужден был подкрепить
специальным указом смену приоритетов.
Инвестиционный спрос и готовность инвесторов
к реальным сделкам были явно переоценены.
Плохо справлялись с поставленными задачами
и структуры Российского фонда федерального
имущества, осуществлявшие продажи пакетов
акций на денежных аукционах.
Учитывая
сложившуюся ситуацию, необходимо было
оперативно пересмотреть намеченную ранее
стратегию и перейти к
Ситуация кардинально изменилась с появлением совершенно новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков, позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации, но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденный приоритет фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.
На
денежном этапе банки стали серьезными
участниками приватизации, тем более,
что аукционные цены и залоговые суммы
были установлены аукционной комиссией
на относительно низком уровне. На денежных
аукционах, например, минимальная цена
устанавливалась в ряде случаев на 40% ниже
котировок фондового рынка (РАО "ЕЭС
России"). Это, конечно, привлекало банки,
но подавляло рынок корпоративных ценных
бумаг.
К
1997 г. наметились два весьма важных процесса
в сфере отношений собственности: во-первых,
дальнейший передел прав собственности
и более отчетливая консолидация структуры
акционерных капиталов, во-вторых, нормализация
корпоративного управления компаниями
в смысле отделения профессионального
управления (прерогатива менеджеров) от
прав собственности (прерогатива акционеров).
Переходный
период в Болгарии характеризуется
резким ухудшением всех важнейших экономических
показателей. Сократился объем ВВП, устойчивый
спад наблюдается в промышленном и аграрном
производстве, внешней и внутренней торговле,
снизилась покупательная способность
государственного бюджета, занятость
населения, страна переживает инвестиционный
и инновационный застой. Ухудшение экономической
ситуации подтверждают и косвенные индикаторы
– многократно уменьшились объемы грузоперевозок,
сократилось энергопотребление для производственных
целей.
Спад
ВВП составил 29% .В долларовом же эквиваленте
этот показатель еще хуже – падение достигло
44% с 21,8 млрд долл. в 1989 г. до 12,3 млрд долл.
в 2000 г. Уменьшение товарного производства
изменило структуру валового продукта
– произошло сокращение удельного веса
промышленности, тогда как доля услуг
выросла, даже без развития рынка капитала
или превращения Болгарии в региональный
банковский и биржевой центр.
Промышленное
производство уменьшилось в 2,5 раза.
Первый срыв произошел в 1990 г. из-за развала
социалистической экономической интеграции.
В дальнейшем негативное влияние оказали
такие факторы, как политические и экономические
ошибки, шоковая либерализация кредитов,
валютных и ценовых отношений, бездумная
приватизация, сокращение платежеспособного
внутреннего спроса, бесконтрольный импорт
товаров, не прошедших таможенное оформление,
и др.
Многократно
сократился аграрный
сектор. Производство промышленных
культур – зерна, табака, винограда, фруктов
снизилось в 2 – 2,5 раза, а сахарной свеклы
– в 18 раз! В 2,5 – 3,5 раза уменьшилось поголовье
сельскохозяйственных животных – коров,
свиней, овец, птицы. В тяжелом положении
оказалась пищевая промышленность – производство
консервов упало в 23 раза , мясопереработка
снизилась в 6 раз, виноделие – в 2 раза.
Болгария, бывшая мировым лидером по выпуску
табачных изделий, сократила эту деятельность
в 3,5 раза. Тем не менее продовольственному
балансу страны ничто не угрожает.