Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:32, курсовая работа
Целью данного исследования представляется достаточным ограничиться краткой характеристикой наиболее крупных правовых семей современного мира: романо-германской, англо-саксонской, семьи мусульманского права и семьи индусского права.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие правовых систем;
- исследовать классификацию правовых семей современности;
- изучить правовые системы европейского типа;
- дать анализ обычной и индуской правовой семьи;
- охарактеризовать правовую семью мусульманского типа.
В процессе исследования данной темы были использованы как общенаучные методы, так и частнонаучные и частноправовые методы познания. Из общенаучных методов были использованы методы: описания, объяснения, анализа, сравнения, логической дедукции, логической индукции и системного подхода. Из частнонаучных и частноправовых методов были использованы методы: социологический, статистический, математический. Социологический метод позволяет путём наблюдения, анкетирования, интервьюирования и иных приёмов собрать данные о каких-либо сторонах государственной или правовой жизни общества.
Введение………………………………………………………………………..……3
1.Проблемы классификации правовых систем современности…………….……5
1.1.Понятие и классификация правовых систем………………………………….5
1.2.Правовые системы европейского типа.………………………………………..9
2. Правовые системы традиционного типа………………………………………. 18
2.1.Правовые системы обычного и индусского типа………………………....... .18
2.2.Правовая семья мусульманского типа…….……………………………......... 23
Заключение……………………………………………………………………….. .27
Глоссарий………………………………………………………………………… .29
Список использованных источников……………………………………………. 31
Список сокращений..……………………………………………………………... 32
Приложения……….……………………………………………………………..... 33
Признание в качестве источника мусульманского права обычая (урф, адат) способствовало экспансии ислама, поскольку нередко исламизированные народы, приняв ислам, продолжали во многом следовать своим доисламским обычаям (Тропическая Африка, Средняя Азия и т. д.).
Мусульманское право исторически возникло как частное право. Оно отличается казуистичностью, противоречивостью, пренебрежением к абстрактным формулам. В нем нет четкого деления на отрасли права, в том числе на публичное и частичное право. Публично-правовая сфера регламентирована в нем менее детально, чем сфера частной жизни мусульманина. При этом мусульманское государственное право исходит из нераздельности светской и религиозной власти.
Со второй половины XIX в. мусульманское право начинает испытывать западноевропейское влияние. Следствием развития капитализма в странах Востока было восприятие ими ряда буржуазных правовых институтов, использование европейской формы права и т. д., что вело, в конечном счете, к сужению традиционной сферы действия мусульманского права. Так, в Османской империи в 1869—1876 гг. была осуществлена кодификация исламских норм о собственности и об обязательствах, получившая название Маджалла, в ходе которой эти нормы подверглись существенной модернизации. В Египте в 70-е годы XIX в. были приняты Гражданский и Торговый кодексы, составленные по французскому образцу, и т. д. В странах мусульманского Востока появляются первые конституционные акты (в Тунисе — в 1863 г., в Египте - в 1882 г., в Иране — в 1906 г. и т. д.). Почти всюду в этих странах мусульманское право постепенно превращается из господствующей правовой системы в одну из подсистем национального права. Степень его влияния зависит, прежде всего, от уровня социально-политического развития страны. Так, наибольшим влиянием оно обладает там, где этот уровень низок, а также там, где режимы проводили в прошлом политику изоляции от внешнего мира (Йемен, Саудовская Аравия). Немаловажную роль играют также идеологические установки режимов. Так, в Иране, например, с победой антишахской революции в конце 70-х годов произошел резкий поворот в сторону исламизации страны. Еще более жестко внедряет исламские порядки афганское движение «Талибан» и т. д.2
Ислам и мусульманское право остаются важным фактором общественной и политической жизни стран Востока. При этом влияние ислама как религии значительно превосходит воздействие на социальные отношения собственно мусульманского права. Идеологическое влияние ислама характерно так же и для мусульманских регионов России, где определенные силы пытаются придать исламскому фактору политическую окраску2
Право есть многоуровневое системное образование. Поэтому при его изучении понятие «система» употребляется неоднократно и в разных значениях (система права, система законодательства, система источников права и т. д.). Понятие «правовая система» занимает в этом ряду особое место. В отличие от предшествующих понятий, обращенных «внутрь» структуры права, понятие «правовая система» обращено, прежде всего «вовне», за ее пределы. В рамках общей теории права правовую систему рассматривают как одну из подсистем общества наряду с экономической, политической, религиозной и т. д. Такой угол зрения обусловливает изучение ее в «связке» и взаимодействии с «внешней» средой (т. е. с социальными факторами, определяющими ее развитие и функционирование).
Кроме того, правовая система является одновременно категорией сравнительного правоведения, где сравнение как основной метод исследования предполагает взгляд на иные, «внешние» по отношению к данной правовые системы либо их элементы.
В тех немногих странах, где сохранились социалистические лозунги, как, например, в Китае, рыночные реформ: приводят к столь глубокой трансформации «социалистического права», что прежнее название едва ли отражает его природу. Это скорее право, переходное к иному социальному строю, где в ряду форм собственности достойное место занимает частная собственность. Поэтому вряд ли правомерно сегодня рассматривать социалистическое право как одну из основных правовых систем современности.
Сочетание динамических и статических элементов в структуре правовой системы позволяет объяснить механизм ее взаимодействия с «внешней» средой, осуществляемого прежде всего путем обмена информацией. Так, общество (его классы, социальные группы) «сигналит» о своих потребностях, требующих правового закрепления. Отражая эти потребности, правовая система «выдает» соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, которое — через правотворчество — материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь,) через правоотношения, применение, соблюдение права и т. д.) воплощаются в социальных отношениях. Изменяющиеся со) временем социальные отношения вновь требуют корректировки права — и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный «круговорот» в области права, в рамках которого происходит постоянное превращение социального в правовое, а правового — в социальное.
В условиях научно-технической революции происходи дальнейшая дифференциация отраслей права, в ходе которой формируются новые, как правило, комплексные отрасли (атомное, компьютерное, информационное право и т.д.), сочетающие признаки различных отраслей права. Впрочем, последняя тенденция проявляется и в странах англосаксонского права.
Повсеместно традиционное право является подсистемой (одной из подсистем) права национального. Европейское и традиционное право в известных сферах действуют параллельно, регулируя одинаковые по предмету, но разнотипные по содержанию отношения. Дуализм типологический дополняется при этом дуализмом структуры традиционного права, включающего не только юридические, но и слитные нормы. Последние оказывают, как правило, более значительное влияние на общественную жизнь, чем собственно правовые нормы, что видно, в частности, на примере ислама.
Глоссарий
№ | Понятия | Определение |
1 | 2 | 3 |
1 | Источники права | в рамках каждой отдельной правовой семьи доминирует один или несколько способов формализации юридических предписаний: письменные акты, решения государственных органов, нормы обычного права, положения религиозных источников, идеологической догмы и др. |
2 | Исторические корни | некоторые родственные правовые системы проходили в своём развитие единые этапы, в ходе которых сформировались их специфические черты |
3 | Научная методология
общей теории государства и права |
применение совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений |
4 | Норма права | сходства и различия национальных правовых систем, очевидно обнаруживается в вопросе понимания значения, природы, характера и структуры юридической нормы. Так, норма в английском праве носит гораздо менее общий и абстрактный характер, чем норма в праве государств континентальной Европы, она представляет собой типичную модель разрешения конкретного юридического дела. Вследствие этой специфики кодификация правовых предписаний в английском праве по континентальному образцу является невозможной |
5 | Общие принципы правового регулирования | общность нескольких национальных правовых систем зачастую основана на схожести фундаментальных принципов, лежащих в основе правового регулирования общественных отношений и определяющих его специфику |
6 | Правовая семья | совокупность нескольких национальных правовых систем, имеющих общие исторические корни и отличающихся общностью правовых принципов, источников, структуры права и других правовых явлений |
7 | Статус доктрины | в разных правовых системах роль научных положений различна: их могут рассматривать как непосредственный источник правовых предписаний, как ориентир для толкования законов, как положения, не имеющие юридического значения, и др. |
8 | Статус юридической практики | он может варьироваться от признания практики источником права до рассмотрения правоприменителя, как исполнителя воли законодателя |
9 | Система отраслей и институтов права | национальные правовые системы, составляющие ту или иную правовую семью, схожи по структуре системы права. Так, например, в праве стран континентальной Европы традиционно выделяются отрасли конституционного, гражданского, административного, уголовного права и др. Правовой же системе Англии, включенной в семью общего права, такое деление норм неизвестно. Вместо него в английском праве принято исторически сложившееся деление на общее право и право справедливости |
10 | Юридические понятия и терминология | сходство правовых систем в рамках единой правовой семьи часто обнаруживается при анализе понятий и терминов, используемых учеными-правоведами и практикующими юристами, а также закрепленными в текстах юридических документов |
|
Бычкова Е.В. правовая культура в англосаксонской правовой семье (теорико-правовое исследование): Дис. канд. юрид. наук. Коломна, 2003. |
|
Клейменов И.М. криминально-правовая характеристика мусульманской правовой семьи // Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы: сб. статей. М.,2003. |
|
Марченко М.Н. курс сравнительного правоведения. М.,2002. |
|
Павлова Н.Г. формирования латиноамериканской правовой семьи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридической науки. 2003.№2. |
|
Подольская Н.А. прецедент как источник права в Романо-германской правовой семье // Вестник Московского университета.2000. №6. |
|
Правовые системы стран мира: энциклопедический справочник / ред.А.Я.Сухарев.2-е изд., изм. и доп. М.;НОРМА, 2001. |
|
Пяткина Т.Ю. романо-германская правовая семья российская правовая система // Органы юстиции и становления гражданского общества: Материалы научно-практической конференции: сб. статей. Саранск, 2003. |
|
Решетников Ф.М. правовые системы стран мира. М., 2000. |
|
Сюкияйнен Л.Р. мусульманское право. М., 2000 |
|
Сюкияйнен Л.Р.Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 2001. №8. |
Приложения
А | |
Б | |
В |
Информация о работе Проблема классификации правовых систем современности