Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:54, реферат
Целью моей работы является анализ причин падения доверия к государственной власти и проблемы коррупции, а также выявление путей решения указанной проблемы.
Задачи, вытекающие из цели, сводятся к следующим:
Во-первых, раскрыть причины падения доверия к органам государственной власти.
Во-вторых, изучить понятие, признаки и особенности коррупции на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...............................................………………..7
ГЛАВА 2. КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ...........................................................10
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23
ФИЛИАЛ
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
В
Г. ТВЕРИ
Кафедра
гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «Введение
в специальность»
ПРОБЛЕМЫ ДОВЕРИЯ И КОРРУПЦИИ
В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЕ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
Студента 1 курса группы ГМУ 100
специальности «Государственное и муниципальное управление»
Курочкина
Алексея Игоревича
Научный руководитель: к.и.н., доцент
Потапова
Елена Владимировна
Дата сдачи: _________________________
Оценка: ____________________________
Подпись
руководителя: _______________
ТВЕРЬ
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ
ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ........................
ГЛАВА
2. КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЕ КАК ЯВЛЕНИЕ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.........................
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
В постсоветской России проблема доверия населения к государственным служащим стала одной из наиболее важных в политической и социально-экономической жизни российского общества. Объясняется это, прежде всего тем, что государственные служащие в условиях развития демократии становятся объектом особого внимания со стороны всего общества, и уровень доверия населения к ним и их деятельности обусловливает в наибольшей степени социальную стабильность общества и его готовность к серьезным реформам. Высокий уровень доверия населения к государственным служащим способствует также стабилизации социально-политической ситуации, повышает уровень взаимодействия государственных структур и гражданского общества, улучшает социальное самочувствие государственных служащих, качество работы государственного аппарата.
Между тем в последнее десятилетие в нашей стране наблюдается с разной степенью интенсивности значительное снижение уровня доверия населения к представителям власти. Данный факт обусловлен возросшим требованием со стороны общества к эффективности работы государственных служащих, качеству предоставляемых ими услуг и, главное, к их моральному облику: нетерпимостью к аморальным поступкам, к бюрократизму, коррупции, оторванности от интересов населения и т.д. Это связано, прежде всего, с тем, что в современном российском обществе в условиях коренных социальных перемен возрастает для населения значимость нравственных факторов и одновременно в условиях общественной нестабильности открывается больший простор для аморального поведения представителей власти.
Поэтому, актуальной потребностью сегодня становится, во-первых, необходимость изучения феномена «доверия» в сфере государственной службы, определения его слагаемых, структуры, форм проявления; во- вторых, разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности процесса формирования доверия населения к государственным служащим.
Ослабление доверия в настоящее время ассоциируется, по крайней мере, отчасти, с разоблачениями неподобающих действий и, в некоторых случаях, прямой коррупции со стороны государственных должностных лиц. При этом неясно, то ли действительно ослабляются нормы поведения, то ли дело в том, что в наши дни, когда управление государством носит открытый характер, средства массовой информации предпринимают собственные расследования, а общественность стала более искушенной, ошибки и судебно наказуемые проступки просто более заметны.
Тем не менее, коррупция возникла не сегодня.
Явление коррупции хорошо известно с древнейших времен, оно было присуще государствам в любые периоды их развития.
Точную дату зарождения, расцвета этого явления дать невозможно, потому что это можно сравнить, с жертвоприношением. Когда люди приносили в «жертву» животных, продукты, ценные металлы, драгоценные камни богу, идолу или царю, вождю, чтобы жизнь их стала легче, чтобы урожай был больше. Явление носило значение задабривания. Общество развивается, и запросы, потребности его становятся более индивидуальны: «задобрить» кого-либо во благо себе, близкому себе человеку.
Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей, которые должны были воздействовать на их объективность и добросовестность при решении спорных вопросов.
Уже «Повесть временных лет» рисует Владимира Святославича типичным князем-кормильцем: он устраивал воскресные пиры для дружинников, кормил их ежедневно и раздавал съестное нуждающимся. Во время полюдья князь и его дружина кормились за счет населения. Однако, сообщая об этом, источники употребляют двусмысленное выражение «земля кормила князя» в обмен на услуги. Конечно, имеется в виду население, но в древности и для земли, и для населения употребляли одно слово. Вначале князь не претендовал на большее, но со временем он начал доверять административные и судебные задачи своим слугам, наместникам и волостелям. Эти представители княжеской власти получали от князя право кормиться за счет населения. При вступлении в должность им полагался въезжий корм и корм на праздники. Судебные и другие пошлинные сборы дополняли их доходы. Эта практика исполнения княжеской власти получила у историков название системы кормлений1. В глазах своих слуг князь утверждал образ власти, которая кормит.
Томас
Гоббс пишет в «Левиафане»: «люди,
кичащиеся своим богатством, смело
совершают преступления в надежде,
что им удастся избежать наказания
путем коррумпирования
Вывод, сделанный в середине XVII века оказался актуален и в начале XXI.
Проблема коррупции и взяточничества в России встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. Если в период правления команды Б.Н. Ельцина, в целом по России в 1995 году зарегистрировано свыше 14,2 тысячи должностных преступлений, то уже в 1997 году было выявлено свыше 16 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) остается нераскрытым3.
Массовый
характер приобрели факты незаконного
выделения, получения и использования
льготных кредитов, перелива капиталов
в теневую экономику и
Целью моей работы является анализ причин падения доверия к государственной власти и проблемы коррупции, а также выявление путей решения указанной проблемы.
Задачи, вытекающие из цели, сводятся к следующим:
Во-первых, раскрыть причины падения доверия к органам государственной власти.
Во-вторых, изучить понятие, признаки и особенности коррупции на современном этапе.
И, в-третьих, охарактеризовать пути и методы решения проблемы повышения доверия к государственной службе и искоренения коррупции.
Цель и задачи определили структуру работы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В течение последних 10-15 лет в Российской Федерации стали явно проявляться признаки системного кризиса, связанные с затянувшимся воздействием тоталитарной и авторитарной моделей государственного управления. Анализ положения страны и регионов приводит к выводу о наличии масштабных угроз во всех сферах общественного развития. Именно по этой причине вопросы национальной безопасности в последнее время стали доминирующими при проведении реформы государственного управления, в том числе реформы системы и структуры исполнительной власти.
Исполнительная
власть — это самостоятельная
и независимая ветвь
Однако, общественный авторитет и доверие к органам исполнительной власти остаются на протяжении последних лет весьма низкими. По данным Социологического центра РАГС при Президенте РФ, половина опрошенных граждан (50,8%) констатируют факт низкого уровня доверия органам власти и примерно столько же отмечают низкий уровень авторитета (51,1%)5.
По данным Социологического центра Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, сегодня лишь 11% граждан считают, что чиновники защищают интересы населения, и 14% отмечают, что чиновники защищают интересы государства (для сравнения — в 2003 г. таких ответов было 24%). Более половины опрошенных (68,5%) считают, что чиновники защищают свои собственные интересы; треть (34,5%) — своего начальства; треть (30%) — своего ведомства; около четверти (24,5%) — коммерческих структур6.
Одной из причин, обусловивших падение доверия и авторитета органов исполнительной власти, является несоответствие между законодательно предписанными им функциями и реальной эффективностью (или, точнее, неэффективностью) действий по их реализации.
Недоверие к органам исполнительной власти, как правило, искажает восприятие действительности, является одним из факторов, вызывающих социальную напряженность, которая проявляется в усилении отчужденности граждан от власти; в утрате уверенности в способности властных структур решить назревшие социально-экономические проблемы, обеспечить нормальные условия жизни граждан, их социальную защищенность; в резком росте недовольства, тревожности, конфликтности в обществе и т.д.
Вместе с тем отметим, что доверие населения есть важнейшее условие легитимации правового и социального статуса органов исполнительной власти, которое отражается в общественном мнении. Власть, не обладающая авторитетом среди населения, власть, которой не доверяют люди, не жизнеспособна и не может обеспечить безопасность страны и ее граждан. С другой стороны именно эта неспособность провоцирует низкий уровень доверия и авторитета.
Среди причин недоверия можно выделить следующие:
- низкая эффективность социально значимой деятельности властных структур. Эта причина актуализируется вследствие узкого корпоративизма государственных служащих (удовлетворение в первую очередь своих личных или групповых интересов, а не интересов населения); нарастающего «социального эгоизма» чиновничества, коррумпированности. Органы государственного управления не выступают защитником интересов различных социальных групп в равной мере;
- снижение компетентности государственных служащих, уровня их профессионализма, отток квалифицированных специалистов из системы государственного управления. Вместе с тем распространено поступление на государственную службу по принципу рекомендации, родства, землячества, личной преданности и т.д., без учета уровня профессиональной подготовленности, развития профессионально важных качеств и профессионализма;
- негативные оценки населением нравственного образа государственного служащего, связанные с проблемой бюрократизма и взяточничества чиновников. Люди не верят в честность и порядочность государственных служащих, что резко снижает социальный статус органов государственной власти в целом.
Информация о работе Проблемы доверия и коррупции в государственной службе и методы решения