Проблемы доверия и коррупции в государственной службе и методы решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:54, реферат

Описание

Целью моей работы является анализ причин падения доверия к государственной власти и проблемы коррупции, а также выявление путей решения указанной проблемы.
Задачи, вытекающие из цели, сводятся к следующим:
Во-первых, раскрыть причины падения доверия к органам государственной власти.
Во-вторых, изучить понятие, признаки и особенности коррупции на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...............................................………………..7
ГЛАВА 2. КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ...........................................................10
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Проблемы доверия и коррупции.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

ФИЛИАЛ

Федерального  государственного образовательного учреждения высшего  профессионального  образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

В Г. ТВЕРИ 
 

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Введение в специальность» 
 

ПРОБЛЕМЫ  ДОВЕРИЯ И КОРРУПЦИИ

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЕ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 

              Студента 1 курса группы ГМУ 100

              специальности «Государственное и муниципальное управление»

              Курочкина Алексея Игоревича 

              Научный руководитель: к.и.н., доцент

              Потапова Елена Владимировна 

              Дата  сдачи: _________________________

              Оценка: ____________________________

              Подпись руководителя: _______________ 
               
               
               
               

ТВЕРЬ

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...............................................………………..7

ГЛАВА 2. КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ...........................................................10

ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....21

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23

 

ВВЕДЕНИЕ

      В постсоветской России проблема доверия населения к государственным служащим стала одной из наиболее важных в политической и социально-экономической жизни российского общества. Объясняется это, прежде всего тем, что государственные служащие в условиях развития демократии становятся объектом особого внимания со стороны всего общества, и уровень доверия населения к ним и их деятельности обусловливает в наибольшей степени социальную стабильность общества и его готовность к серьезным реформам. Высокий уровень доверия населения к государственным служащим способствует также стабилизации социально-политической ситуации, повышает уровень взаимодействия государственных структур и гражданского общества, улучшает социальное самочувствие государственных служащих, качество работы государственного аппарата.

      Между тем в последнее десятилетие  в нашей стране наблюдается с разной степенью интенсивности значительное снижение уровня доверия населения к представителям власти. Данный факт обусловлен возросшим требованием со стороны общества к эффективности работы государственных служащих, качеству предоставляемых ими услуг и, главное, к их моральному облику: нетерпимостью к аморальным поступкам, к бюрократизму, коррупции, оторванности от интересов населения и т.д. Это связано, прежде всего, с тем, что в современном российском обществе в условиях коренных социальных перемен возрастает для населения значимость нравственных факторов и одновременно в условиях общественной нестабильности открывается больший простор для аморального поведения представителей власти.

      Поэтому, актуальной потребностью сегодня становится, во-первых, необходимость изучения феномена «доверия» в сфере государственной службы, определения его слагаемых, структуры, форм проявления; во- вторых, разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности процесса формирования доверия населения к государственным служащим.

      Ослабление  доверия в настоящее время ассоциируется, по крайней мере, отчасти, с разоблачениями неподобающих действий и, в некоторых случаях, прямой коррупции со стороны государственных должностных лиц. При этом неясно, то ли действительно ослабляются нормы поведения, то ли дело в том, что в наши дни, когда управление государством носит открытый характер, средства массовой информации предпринимают собственные расследования, а общественность стала более искушенной, ошибки и судебно наказуемые проступки просто более заметны.

      Тем не менее, коррупция возникла не сегодня.

      Явление коррупции хорошо известно с древнейших времен, оно было присуще государствам в любые периоды их развития.

      Точную  дату зарождения, расцвета этого явления  дать невозможно, потому что это можно сравнить, с жертвоприношением. Когда люди приносили в «жертву» животных, продукты, ценные металлы, драгоценные камни богу, идолу или царю, вождю, чтобы жизнь их стала легче, чтобы урожай был больше. Явление носило значение задабривания. Общество развивается, и запросы, потребности его становятся более индивидуальны: «задобрить» кого-либо во благо себе, близкому себе человеку.

      Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей, которые должны были воздействовать на их объективность и добросовестность при решении спорных вопросов.

      Уже «Повесть временных лет» рисует Владимира  Святославича типичным князем-кормильцем: он устраивал воскресные пиры для  дружинников, кормил их ежедневно и  раздавал съестное нуждающимся. Во время полюдья князь и его дружина кормились за счет населения. Однако, сообщая об этом, источники употребляют двусмысленное выражение «земля кормила князя» в обмен на услуги. Конечно, имеется в виду население, но в древности и для земли, и для населения употребляли одно слово. Вначале князь не претендовал на большее, но со временем он начал доверять административные и судебные задачи своим слугам, наместникам и волостелям. Эти представители княжеской власти получали от князя право кормиться за счет населения. При вступлении в должность им полагался въезжий корм и корм на праздники. Судебные и другие пошлинные сборы дополняли их доходы. Эта практика исполнения княжеской власти получила у историков название системы кормлений1. В глазах своих слуг князь утверждал образ власти, которая кормит.

      Томас Гоббс пишет в «Левиафане»: «люди, кичащиеся своим богатством, смело  совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания  путем коррумпирования государственной  юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». К ним же он относил «имеющих много могущественных родственников или популярных людей, завоевавших себе высокую репутацию», которые осмеливаются нарушать законы в надежде, что им удастся оказать давление на власть, исполняющую закон. Коррупция по Гоббсу «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам»2.

      Вывод, сделанный в середине XVII века оказался актуален и в начале XXI.

      Проблема  коррупции и взяточничества в России встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. Если в период правления команды Б.Н. Ельцина, в целом по России в 1995 году зарегистрировано свыше 14,2 тысячи должностных преступлений, то уже в 1997 году было выявлено свыше 16 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) остается нераскрытым3.

      Массовый  характер приобрели факты незаконного  выделения, получения и использования  льготных кредитов, перелива капиталов  в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.

      Целью моей работы является анализ причин падения доверия к государственной власти и проблемы коррупции, а также выявление путей решения указанной проблемы.

      Задачи, вытекающие из цели, сводятся к следующим:

      Во-первых, раскрыть причины падения доверия к органам государственной власти.

      Во-вторых, изучить понятие, признаки и особенности  коррупции на современном этапе.

      И, в-третьих, охарактеризовать пути и методы решения проблемы повышения доверия к государственной службе и искоренения коррупции.

      Цель  и задачи определили структуру работы.

 

       ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

      В течение последних 10-15 лет в Российской Федерации стали явно проявляться  признаки системного кризиса, связанные  с затянувшимся воздействием тоталитарной и авторитарной моделей государственного управления. Анализ положения страны и регионов приводит к выводу о наличии масштабных угроз во всех сферах общественного развития. Именно по этой причине вопросы национальной безопасности в последнее время стали доминирующими при проведении реформы государственного управления, в том числе реформы системы и структуры исполнительной власти.

      Исполнительная  власть — это самостоятельная  и независимая ветвь государственной  власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, выраженная системой государственных органов  исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями. Главное назначение исполнительной власти заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством4.

      Однако, общественный авторитет и доверие  к органам исполнительной власти остаются на протяжении последних лет весьма низкими. По данным Социологического центра РАГС при Президенте РФ, половина опрошенных граждан (50,8%) констатируют факт низкого уровня доверия органам власти и примерно столько же отмечают низкий уровень авторитета (51,1%)5.

      По  данным Социологического центра Российской академии государственной службы при  Президенте Российской Федерации, сегодня  лишь 11% граждан считают, что чиновники  защищают интересы населения, и 14% отмечают, что чиновники защищают интересы государства (для сравнения — в 2003 г. таких ответов было 24%). Более половины опрошенных (68,5%) считают, что чиновники защищают свои собственные интересы; треть (34,5%) — своего начальства; треть (30%) — своего ведомства; около четверти (24,5%) — коммерческих структур6.

      Одной из причин, обусловивших падение доверия  и авторитета органов исполнительной власти, является несоответствие между  законодательно предписанными им функциями  и реальной эффективностью (или, точнее, неэффективностью) действий по их реализации.

      Недоверие к органам исполнительной власти, как правило, искажает восприятие действительности, является одним из факторов, вызывающих социальную напряженность, которая  проявляется в усилении отчужденности  граждан от власти; в утрате уверенности в способности властных структур решить назревшие социально-экономические проблемы, обеспечить нормальные условия жизни граждан, их социальную защищенность; в резком росте недовольства, тревожности, конфликтности в обществе и т.д.

      Вместе  с тем отметим, что доверие населения есть важнейшее условие легитимации правового и социального статуса органов исполнительной власти, которое отражается в общественном мнении. Власть, не обладающая авторитетом среди населения, власть, которой не доверяют люди, не жизнеспособна и не может обеспечить безопасность страны и ее граждан. С другой стороны именно эта неспособность провоцирует низкий уровень доверия и авторитета.

      Среди причин недоверия можно выделить следующие:

      - низкая эффективность социально значимой деятельности властных структур. Эта причина актуализируется вследствие узкого корпоративизма государственных служащих (удовлетворение в первую очередь своих личных или групповых интересов, а не интересов населения); нарастающего «социального эгоизма» чиновничества, коррумпированности. Органы государственного управления не выступают защитником интересов различных социальных групп в равной мере;

      - снижение компетентности государственных служащих, уровня их профессионализма, отток квалифицированных специалистов из системы государственного управления. Вместе с тем распространено поступление на государственную службу по принципу рекомендации, родства, землячества, личной преданности и т.д., без учета уровня профессиональной подготовленности, развития профессионально важных качеств и профессионализма;

      - негативные оценки населением нравственного образа государственного служащего, связанные с проблемой бюрократизма и взяточничества чиновников. Люди не верят в честность и порядочность государственных служащих, что резко снижает социальный статус органов государственной власти в целом.

Информация о работе Проблемы доверия и коррупции в государственной службе и методы решения