Проблемы доверия и коррупции в государственной службе и методы решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 17:54, реферат

Описание

Целью моей работы является анализ причин падения доверия к государственной власти и проблемы коррупции, а также выявление путей решения указанной проблемы.
Задачи, вытекающие из цели, сводятся к следующим:
Во-первых, раскрыть причины падения доверия к органам государственной власти.
Во-вторых, изучить понятие, признаки и особенности коррупции на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИЧИН ПАДЕНИЯ ДОВЕРИЯ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ...............................................………………..7
ГЛАВА 2. КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ...........................................................10
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОВЕРИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Проблемы доверия и коррупции.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

      - достаточная прозрачность и общественный  контроль, то есть подконтрольная  гражданам государственная служба  с возможностью знакомиться с  широким кругом государственных  документов, присутствие на заседаниях органов управления;

      - прекращение миграции профессионалов  между государственной службой  и бизнесом, необходимо законодательно  ограничить переход в течение  нескольких лет после отставки  без разрешения правительства  в фирмы, с которыми чиновник  ранее был связан по службе14.

      Для предупреждения и пресечения коррупции  в системе государственной службы нашей страны, необходимо проводить антикоррупционные реформы - комплекс мер, осуществляемых государством и закрепленных законодательно, направленных на изменение условий, в которых возникает коррупция, и ограничение действия факторов, способствующих появлению и распространению различных форм коррупции. Решать задачи организации отправления властных и управленческих функций, более адекватной потребностям общества в данный период развития.

      Борьба  с коррупцией требует комплексного системного подхода.

      Поскольку наибольшую тревогу вызывает коррупция  органов государственной и местной  власти, оказывающая разрушительное влияние на общественную нравственность, и перерождение бюрократических государственных институтов в полукриминальные «сообщества», в которых публично-правовые отношения подменяются лично-корыстными, необходимо антикоррупционное воспитание и образование государственных служащих. Оно может быть системой, включающей специальные дисциплины и технологии. В частности, необходимо введение института поручительства и присяги, выработка морального кодекса чиновника и т. д.

      Необходимо  провести ревизию действующего законодательства с целью внесения в него норм, противодействующих коррупции; ввести постоянную практику экспертизы проектов и уже принятых законов и подзаконных актов на коррупциогенность.

      Для эффективной борьбы с коррупцией наряду с другими средствами борьбы необходим комплекс мероприятий  правопросветительского характера, чтобы изменить отношение людей к праву, а также создать оптимальные правовые механизмы осуществления прав личности, их защиты и гарантий со стороны государства по соблюдению правовой формы.

      Доступ  к информации - важнейший антикоррупционный фактор. В систему действий по снижению коррупциогенных факторов должны быть включены открытие доступа к вакансиям во властных структурах для всех желающих и гласность условий конкурса, ротация кадров, развитие самоуправления и другие меры, способные обеспечить не только контроль, но и участие во власти представителей гражданского общества. Велика роль СМИ, несмотря на все трудности их функционирования в условиях авторитарных режимов.

      Необходимо  поставить заслон на пути дальнейшего  разложения государственных и иных служащих, выработать систему мер, направленных на усиление социального контроля выполнения ими служебных обязанностей, финансовой деятельностью и поведением в неслужебной сфере.

      Российские  власти в разное время применяли  различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу XX века коррупция по-прежнему процветала, т. е. ориентация преимущественно на репрессивные меры не принесла успеха15.

      Причины живучести взяточничества исследователь  начала прошлого века П. Берлин объясняет  тем, что в России «взяточничество  неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Продолжавшаяся на протяжении веков практика параллельного осуществления, с одной стороны, борьбы с взяточничеством, а с другой, развращения высших слоев чиновничества путем щедрой раздачи даров «прислужившимся», способствовала закладыванию психологических основ для взяточничества и казнокрадства. Соответственно, низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегали к вымогательству по отношению к подчиненным. Отмечалась также связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создавалась ситуация, когда на эти преступления власть смотрела сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество (лояльность, как сказали бы в настоящее время). Кроме того, важно, что взятка являлась своеобразным инструментом, с помощью которого обыватель мог добиться «если не фактического упразднения, то, по крайней мере, сколько-нибудь «милостивого», сколько-нибудь широкого толкования существующих узаконений». Таким образом, взятка смягчала архаичность, несовершенство законодательства. Несовершенство законодательства и в настоящее время рассматривается как один из мощных факторов роста коррупции, и задача его улучшения в значительной мере может быть решена. Но двойственное отношение власти к коррупции, видимо, преодолеть не удастся.

      Институт  кормления, начало которого относят к самым ранним периодам русской государственности, и связанные с ним мздоимство, лихоимство, посулы и прочее -- «следы» всего этого прослеживаются в психологии и населения и элиты. «Психология кормления» удобна для участников коррупционных отношений, поскольку отрицает криминальность взятки, рождает иллюзию ее соответствия общепринятым правилам.

      По  всей видимости, следует согласиться  с мнением И. Мени: никакие наказания  не могут решить проблему коррупции, если она не воспринимается обществом как нарушение общественной морали16.

      14 апреля 2010 года президент Д.Медведев  подписал указ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы». Глава государства надеется, что благодаря реализации государственной антикоррупционной политики все-таки произойдет коренной перелом общественного сознания, что, как полагает Медведев, должно привести к формированию «атмосферы жёсткого неприятия коррупции».

      Национальная  стратегия противодействия коррупции определяет основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

      "Национальная  стратегия противодействия коррупции  является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", - говорится в справке к указу.

      Национальный  план противодействия коррупции  обновляется каждые два года. Он предусматривает развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

      Согласно  указу, глава администрации президента РФ и председатель президиума Совета при президенте РФ по противодействию  коррупции должны представлять раз в год главе российского государства доклад о ходе выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы и предложения по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции.

      Государственно-правовое управление Кремля отмечает, что одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является коренной перелом общественного сознания, формирование в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции.

      "Решение  этой задачи обеспечивается прежде всего путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях", - говорится в справке.

      Согласно  указу, положения стратегии и  плана должны выполнять федеральные  и региональные государственные  органы, муниципальные образования, институты гражданского общества, организации и физические лица, в частности, при формировании и исполнении бюджетов, в кадровых вопросах, в законодательных инициативах и при принятии законов, путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя итоги работы можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе  и среди политической, правящей и  экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

      Конгломерат (коррумпированная бюрократия - криминальный бизнес - организованная преступность), получивший название «железный треугольник», живет только по своим законам. В преступных группах есть лидеры, которые организуют преступления, дают взятки чиновникам. Они сами не совершают преступлений, поэтому и остаются безнаказанными. В настоящее время без взятки нельзя решить ни одного вопроса.

      На  современном этапе коррупция  в криминологическом значении - это  антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности Российской Федерации  явление, пронизавшее ветви власти, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан. Достигается это путем получения с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства.

      Чтобы коррупции не было, я думаю, нужно  время, за которое сменится сегодняшняя  власть и придут другие люди, которые  будут заинтересованы в отсутствии коррупции. За это время надо изменить Уголовный кодекс, в котором наказание  за всякого рода коррупционные деяния не позволили бы ей, коррупцией, заниматься. Пока мы не осознаем, что взяточничество наносит ущерб нашей стране, взяточничество не искоренить - какая бы у государства не была антикоррупционная политика.

      Если  я буду губернатором, каждую неделю в газетах будет публиковаться полный отчёт о расходовании бюджетных средств: сколько, кому и на какие цели пошло. Все финансовые документы, до банковских платежек о переводе каждой копейки, - в Интернет, чтобы КАЖДЫЙ проверить мог.

      Бюджет  должен быть прозрачным, доступным для проверки каждого гражданина, ведь бюджет состоит из средств граждан, из их налогов. Так почему он сейчас тайна за семью печатями? А потому, что так выгоднее тем, кто запускает в бюджет руки. Ни копейки из этих денег налево, все расходы печатать в прессе.

      Кроме явной коррупции, которая по-русски называется воровством, - есть скрытая  коррупция: пристроить своего человечка  к сытному и доходному местечку, а уж он там сам прокормится. Не знаю, как, каким органом так быстро размножаются в области чиновники - но нынче их стало в несколько раз больше, чем в советские годы. Притом, что предприятия в своём большинстве теперь частные.

      Аппарат «белого дома» должен быть сокращен в несколько раз. Бюрократ сам  создаёт проблему, сам её раздувает, а потом - её героически преодолевает. Причём совсем не безвозмездно.

      В советские времена говорили, что  единственным привилегированным классом  в нашей стране являются дети - теперь это место занял чиновник.

      Наиболее  эффективные способы борьбы с коррупцией - это публичное осуждение и юридическое наказание.

      В первую очередь нужно обеспечить независимость суда и правоохранительных органов от любого крупного чиновника. Любой гражданин должен иметь  право получить защиту в суде, если тот действует незаконно.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Уголовный Кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.). (с изм. на 19 мая 2010 г.) // Российская газета. – 2010. – 08 июня.

      2. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы : указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 // Российская газета. – 1992. – 07 апреля.

      3. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью : указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 // Собрание законодательства РФ. – 1996 . – № 17. – Ст. 1958.

      4. О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе : указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 // Российская газета. – 1997. – 19 мая.

Информация о работе Проблемы доверия и коррупции в государственной службе и методы решения