Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:05, реферат
Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
1. дать понятие формы государственного правления;
2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Монархия 7
2.1 Абсолютная монархия 12
2.2 Конституционная монархия 15
Глава 3. Республика 17
3.1 Президентская республика 19
3.2 Парламентская республика 23
3.3 Смешанная республика 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Одновременно формируется
аппарат центральной власти. Особенность
данного аппарата состояла в том,
что общие органы государственной
власти были слиты с аппаратом
частной власти крупных феодалов.
Разновидностью
Место и значимость
в структуре власти определялись
не размером земельных пожалований,
а их положением, которому соответствовала
доля военной добычи.
Несмотря на кажущуюся
мощь, раннефеодальные монархии были
непрочными государственными образованиями.
Захват все новых земель и порабощение
населяющих эти земли крестьян объективно
способствовали феодализации общественной
жизни. Создавались крупные феодальные
землевладения, которые становились
соперниками центральной
Итак, с развитием
крупного землевладения постепенно
подрываются корни
Сословно-представительная
монархия - это такая централизованная
форма государственного правления,
при котором власть монарха ограничена
сословно-представительным органом (собранием).
См.: Комаров С.А. Общая теория государства
и права: Курс лекций - 2-е изд., испр.,
доп. - М, 1995 - С. 32 - 36.
Такие сословно
представительные собрания
Сословно-представительное
собрание состояло из духовенства, дворянства
и представителей так называемого
третьего сословия (купцов, ремесленников,
средних землевладельцев). Это были,
как правило, совещательные органы
при монархе, занимающиеся законодательной
деятельностью и контролем над
финансами. Наряду с центральными органами
сословного представительства создавались
и местные сословно-
В зависимости
от объема властных полномочий,
находящихся у монарха,
2.1 Абсолютная монархия
При абсолютной монархии
монарх является единственным высшим
органом государства. Он осуществляет
законодательную функцию, руководит
органами исполнительной власти, контролирует
правосудие. Абсолютная монархия характерна
для последнего этапа развития феодального
государства, когда после окончательного
преодоления феодальной раздробленности
завершается процесс
По существу, монарх
вла-ствует безраздельно, даже в некоторых
конституциях говорится, что вся
власть исходит от монарха (а не народа),
он имеет право абсолютного вето
по отношению к актам своеобразных
парламент-ских органов: их решения
не вступают в силу без согласия
монар-ха, но по форме в такой монархий
есть признаки ограниченной монархии,
хотя в некоторых странах действие
конституций на десятилетия приостанавливается
(Бахрейн), они отменяются монархом
(Свазиленд), а парламенты на годы распускаются
(Кувейт, где только и существует
полностью выборный парламент). В
некото-рых конституциях (Бахрейн, Кувейт)
даже говорится об ответст-венности
правительства перед
Большинство из рассматриваемых
монархий имеют теократи-ческие черты.
В наиболее отчетливой форме они
выражены в араб-ских монархиях (кроме
Марокко), в султанате Бруней. Это
-- тео-кратические полуабсолютные по
форме и абсолютные по существу монархии.
К их числу принадлежат и
Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадле-жит, как отмечалось, коллегиальному органу -- Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающе-го 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971 г. имеет значительные властные полномочия.
2.2 Конституционная монархия
В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена - как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.
Как форма правления, конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).
Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется
из представителей
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной,
исполнительной и судебной
- законодательные
акты принимаются парламентом
и формально подписываются
- правительство согласно
конституции несет
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).
Дуалистическая монархия
первоначальная форма ограниченной
монархии.
Такая форма, при
которой уже в той или иной
мере проведен принцип разделения властей.
Монарх осуществляет исполнительную власть,
как правило, через назначаемое
им правительство. Весьма значительны
полномочия монарха в отношении
органа законодательной власти.
Дуалистическая монархия
возникает в особых исторических
условиях, как выражение компромисса
между монархом и народом. В этом
случае перевес пока остается за монархом.
Для данной формы правления характерен
авторитарный политический режим. Эта
форма правления в традиционных
государствах См.: Теория государства
и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.
Марченко - М.: Зерцало, 1996. - С. 96 - 100..
В настоящее время
«классических», дуалистических монархий,
когда управление страной осуществляет
монарх через подчиненное ему
и ответственное только перед
ним правительство, не существует. Однако
элементы именно такой формы правления
заметны в странах, тяготеющих или
к абсолютной, или к парламентарной
монархии.
Таким образом, мы рассмотрели
монархические формы
Глава 3. Республика
Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999. - С. 178 - 185. Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного
и коллегиального главы
- выборность на
определенный срок главы
- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность
решений верховной
- преимущественная
защита интересов граждан
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. См.: Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2005.
В процессе исторического
развития формы правления различных
государств претерпевают весьма существенные
изменения, что связано с необходимостью
их совершенствования
Рабовладельческая
государственность существовала в
форме монархий и республик. Причем
их развитие и совершенствование
шло неоднозначно. Так, в Риме на
смену рабовладельческой
Республиканская форма
правления существовала в виде аристократической
и демократической республик.
В аристократической
республике основная масса населения
даже формально отстранялась от участия
в выборах высших органов государственной
власти. Таковым были Спарта и Римская
республика V - II вв. до н. э. В Риме вся
реальная власть была сосредоточена
в руках должностных лиц. Народное
собрание выполняло второстепенную
роль, и его деятельность направлялась
магистратом и Сенатом.
Информация о работе Проблемы соотношения государства и права