Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:05, реферат
Цель нашего научного исследования следующее: рассмотреть формы государственного правления.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
1. дать понятие формы государственного правления;
2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
Введение 3
Глава 1. Понятие формы государственного правления 5
Глава 2. Монархия 7
2.1 Абсолютная монархия 12
2.2 Конституционная монархия 15
Глава 3. Республика 17
3.1 Президентская республика 19
3.2 Парламентская республика 23
3.3 Смешанная республика 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
В демократической
республике к формированию высших органов
государственной власти допускались
широкие слои населения. Так, в Афинах
V - IV вв. до н. э. ведущая роль среди
властных органов принадлежала демократическим
коллегиальным органам (Народному
собранию и Совету пятисот), которые
решали наиболее важные вопросы государственной
жизни, а должностные лица (магистратура)
выполняли второстепенные функции.
По характеру взаимоотношений
между законодательной и
3.1 Президентская республика
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - 2-е изд., изм., доп. - М.: Инфра-М, 2003. - С. 204 - 211. Перечислим наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность
правительства перед
- более широкие,
чем в парламентарной
В большинстве республик
мира принята форма президентской
республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины,
Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.).
Подавляющее большинство стран
Латинской Америки -- президентские
республики. В Африке до 90-х гг. совсем
не было парламентарных республик. В
условиях данной формы осуществляется
жесткое разделение законодательной
и исполнительной власти: законодательствует
парламент, страной управляет президент
через подчиненных ему
Иногда министры
образуют Совет министров во главе
с админи-стративным премьер-министром,
но и в этом случае фактическим (а
часто и юридическим) главой правительства
остается прези-дент. Зачастую же (США,
многие страны Латинской Америки) министры
не образуют особого органа -- правительства,
они со-ставляют кабинет президента,
его совещательный орган. В пре-зидентской
республике президент избирается непосредственно
гражданами. Он получает свой мандат непосредственно
от народа и не зависит от парламента
(кроме случаев
Министры (премьер-министр
и Совет министров, там, где он
есть) назначаются президентом по
своему усмотрению (в некото-рых
странах, например в США, требуется
утверждение верхней палаты парламента,
в чем она отказывает очень
редко и не по пар-тийным соображениям).
Министры не нуждаются в доверии
пар-ламента (нижней палаты), и такого
голосования не проводится. В президентской
республике страной управляет та партия,
кото-рая победила на президентских выборах,
а не на выборах в парла-мент, в ее руках
исполнительная власть, хотя в некоторых
стра-нах, особенно в США, велика и роль
парламента (во многих других странах
парламент занимает скромное положение).
Законы при-нимает только парламент, но
президент имеет право отлагательно-го
вето и часто его используют особенно
в условиях «разделенного правления»,
когда в парламенте имеет большинство
другая пар-тия, чем та, к которой принадлежит
президент. Министры ответ-ственны только
перед президентом, парламент не может
уволить их в отставку путем вотума недоверия.
Существует независимый орган конституционного
контроля, независимые суды, как, впро-чем,
и в парламентских республиках.
В настоящее время
президентская республика классического
типа, о которой речь шла выше,
подвергается модификациям. Воз-никает
президентская республика с некоторыми
чертами парла-ментской формы. Во-первых,
как говорилось, в некоторых странах
(Египет, Перу и др.) учреждается должность
премьер-министра, назначаемого президентом,
создается Совет министров. Министры
в каких-то отношениях становятся подчиненными
премьер-мини-стру, а не только президенту,
что несколько ослабляет
На деле недоверие
правительству при «сильном»
президенте не выносится. Такие факты
неизвестны. Президент сам меняет
пра-вительство, если он видит такую
необходимость и соответствую-
Наряду с определенным
смягчением принципа президенциализма
в президентской республике появились
и такие ее формы, которые свидетельствуют
о возрастании всевластия президента,
о превращении его по существу в единственный
институт государст-венной, а то и партийно-государственной
власти. Выше мы уже упоминали концепции
и практики партии-государства, о пожиз-ненных
президентах в президентско-монократических
республи-ках прошлого (Гвинея, Заир, Малави,
Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где
президент возглавлял и государственный
аппа-рат, и единственную разрешенную
партию. Учитывая особую роль президента
и слабость парламента в некоторых странах
Латинской Америки, в Сирии их нередко
называют суперпрезидентскими республиками.
Свои особенности имеет республиканская
форм условиях военных режимов, когда
высшим органом государства является
созданный в результате переворота военный
(революци-онный и т.д.) совет, избирающий
своего руководителя президен-том (иногда
-- исполняющим обязанности президента,
иногда -- временным президентом). Это --
милитарно-президентская рес-публика.
Это -- временная форма, но в отдельных
странах до пере-хода к гражданскому режиму
она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия,
Эфиопия и др.).
В различных видах
президентской республики прямые и
об-ратные связи органов государства
с заселением имеют свои осо-бенности.
В милитарно-президентской
3.2 Парламентская республика
Парламентская республика
- разновидность современной
В такой республике
правительство формируется
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента
является законодательная деятельность
и контроль за исполнительной властью.
Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями, поскольку он разрабатывает
и принимает государственный
бюджет, определяет перспективы социально-
Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские) современной государственности.
3.3 Смешанная республика
Смешанная (полупрезидентская)
Как и в прези-дентской,
в полупрезидентской республике
действует сравнитель-но «жесткое»
разделение властей, но оно все же
смягчено: прези-дент по тексту конституций
не является главой исполнительной власти
(он охарактеризован только как глава
государства), испол-нительная власть
по конституции принадлежит
В полупрезидентской
республике имеются следующие черты,
объединяющие ее с президентской
формой правления:
- президент избирается
непосредственно избирателями, что
делает его независимым от
парламента и дает возможность
проти-вопоставлять себя
Информация о работе Проблемы соотношения государства и права