Проблемы совершенствования аппарата современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства.

Содержание

Введение 3 1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата. 4 2. Государственный орган-главное звено механизма государства 8


3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 15


4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 19


5. Заключение 23


6. Литература. 25

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 28.42 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

  

  

  

Введение                                                                                                    3                                                                                                                                                          1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа    формирования государственного аппарата.                                                      4                                                                            2. Государственный  орган-главное  звено механизма государства             8                                     

3. Принципы организации  и деятельности государственного  аппарата    15                                             

4. Проблемы совершенствования  аппарата современного государства    19                                       

5. Заключение                                                                                            23                                                                                                                                   

6. Литература.                                                                                           25                                                                                                                                     

   

Введение. 

  

До недавнего времени  в общественном сознании традиционно  была сильна вера и надежда на государство  как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство  с известной долей эффективности  обеспечивало упорядоченность и  организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось  достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства. Шлифовавшаяся десятилетиями система приносила определенные плоды: государственный аппарат, с точки зрения внутрисистемных связей, работал достаточно ровно и организованно, хотя и не всегда рационально. 

Устоявшиеся связи  стали рушиться, на смену одним  государственным органам пришли другие, а оставшиеся – претерпели довольно заметные качественные и структурные  изменения. Естественно, что это  внесло определенную неразбериху в  систему организации государственной  власти и просто нe могло не отразиться на ее качестве. Обостряющаяся экономическая и социально-политическая нестабильность привела к тому, что отношение большей части российского общества к государству в целом и к реализующим его функции отдельным органам, в частности, стало, мягко говоря, недоверчивым. В этой связи перед Казахстаном довольно остро встал вопрос о необходимости создания стабильного, слаженного, рационально действующего государственного аппарата, способного четко, плодотворно и в срок решать поставленные перед ним задачи. 

Множество вопросов, связанных с данной проблемой, возникает  и в научной литературе. Прежде всего, относительно непосредственно  понятия механизма государства. Дискуссии нередко возникают  по поводу соотношения таких понятий, как государственный аппарат  и механизм государства. Имеются  разногласия и при определении  системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и являющихся составными частями  государственного механизма. В связи  с этим необходимо изучить и систематизировать  имеющиеся точки зрения, касающиеся данной темы, выработать наиболее целесообразное понятие механизма государства, определить его признаки, структуру  и функции, а также проанализировать особенности  функционирования и  развития непосредственно механизма  государства на современном этапе. 

     

1. Понятие механизма  государства. Теория разделения  властей как основа формирования  государственного аппарата. 

  Государство  – это исторически выделившееся  из общества и обусловленная  его экономическим строем политическая  организация суверенной публичной  власти, выражающаяся и защищающая  общие интересы собственников  основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.                                                                              

  Механизм государства  – есть  система государственных  органов, посредством которых  реализуется государственная власть, обеспечивается государственное  руководство обществом. 

   В широком  смысле механизм государства  включает в себя три составные  части: 

     - государственные  учреждения; 

    - государственный  аппарат; 

    - государственные  предприятия. 

   Государственные  учреждения – это такие государственные  организаций, которые осуществляют  непосредственную, практическую деятельность  по выполнению функций государства  в различных сферах: экономической,  социальной, культурной и т.п. 

   Государственные  предприятия учреждаются для  осуществления хозяйственной деятельности  в целях производства продукций,  либо его обеспечения, выполнения  различных работ и оказания  многочисленных услуг для удовлетворения  потребностей общества. 

  Одной из важнейших  проблем, относящихся к организации  государственной власти, в течение  нескольких столетий является  вопрос о единстве и разделении  властей.    

   Разделение  власти – одно из принципиальных  условий и основной механизм  функционирования всех видов  политической и не политической  власти.                                                                                                                                         

   Разделение  власти исторически сложилось  на самых ранних этапах формирования  государства и вылилось в специализацию  власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились  две устойчивые тенденции: концентрация  власти в одних руках или  в одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность.  Отсюда двойственное отношение  к власти: борьба за власть  уже разделённых институтов против  её разделения, с одной стороны,  и стремление упорядочить отношения  разделённых властей и избавить  общество от столкновений между  ними, с другой.  

  Сама идея  разделения власти делится на  три ветви: законодательную, исполнительную  и судебную сопровождает поиск  человечеством идеального государства  на протяжении многих веков.  В зачаточном состоянии она  присутствовала уже во взглядах  древнегреческих философов (Аристотель, Полибий) . Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита впоследствии Ш.  Монтескье. Последний придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день.  

  Так, Монтескье  утверждал, что сосредоточение  власти в одних руках ведет  к "ужасному деспотизму" и  предлагал разделить государственную  власть на три ветви: законодательную  (парламент) , исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды) .  

  Впервые концепция  разделения властей получила  законодательное закрепление в  конституции США 1787 года, действующей  до сих пор. Наряду с концепцией  разделения властей, на эту  конституцию оказали влияние  идеи Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому организационно-правовое  разделение властей сопровождалось  не только системой сдержек  и противовесов, но и трактовкой  единства власти. Словами: "Мы, народ  Соединенных Штатов …" создатели  конституции провозглашали его  суверенитет, а затем "делили " органы государства по трем  ветвям власти. Декларация прав  человека и гражданина 1789 г.  содержит  бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено пользование  правами и не проведено разделение  властей, не имеет конституции" (стр. 16) .  

  В президентской  республике разделение властей  проводится наиболее последовательно.  Так в США этот принцип существенно  дополнен системой "сдержек и  противовесов", позволяющих не  только разделить три ветви  власти, но и конструктивно уравновесить  их. В парламентских республиках  баланс властей поддерживается  специфическими средствами, в частности  тем, что парламент может выразить  недоверие правительству, а глава  государства может распустить  парламент.                                                                               

  Конституционная   доктрина некоторых стран (Латинская  Америка) исходит из существования  четырех властей: дополнительно  называется избирательная власть (корпус граждан-избирателей) , которая находит свое организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах, утверждают их результаты.  

  Иногда выделяется  четвертая функция и соответствующая  ей ветвь власти надзорная.  В конституциях отдельных стран  можно встретить упоминание о  контрольной или контрольно-надзорной  власти, или же о соответствующих  органах, не входящих в структуру  органов законодательной, исполнительной  или судебной власти.  

 Иногда выделяются  только две власти: законодательная  и исполнительная, без характеристики  судебной власти в качестве  самостоятельной. Такую точку  зрения аргументируют следующим:  суды действуют на основе законов,  принимаемых законодательной властью,  поэтому судебные органы – это тоже органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной судебной власти нет оснований.                                                                                                    

  В федеративных  государствах иногда дополнительно  различают власть федерации, представленную  всеми ее органами (здесь, прежде  всего, имеется в виду особые  полномочия федеральных органов  в целом в отношении органов  субъектов федерации как самостоятельных  государств) , и власть каждого из субъектов федерации.                                                                                

  А там, где  существует должность президента, наделенного значительными полномочиями  и именуемого главой государства  (но не главой исполнительной  власти) , не входящего, таким образом, в структуру ни одной из властей, есть определенные основания говорить об особой президентской власти.                                                                                                                         

  Говоря о характере  взаимоотношений между тремя  общепринятыми ветвями власти, нужно  обратить внимание на два основных  момента: - необходимо такое распределение  полномочий, при котором создается  механизм сдержек и противовесов  для предотвращения злоупотреблений  властью; - необходимо и сотрудничество  между властями в целях достижения  максимальной эффективности в  управлении обществом.  

Эти два положения  – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек  и противовесов.  

Таким образом, с  учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.  

       Конкретное содержание принципа  разделения властей состоит в  следующем: 

Информация о работе Проблемы совершенствования аппарата современного государства