Проблемы совершенствования аппарата современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание

До недавнего времени в общественном сознании традиционно была сильна вера и надежда на государство как на защитника, гаранта стабильности, безопасности и прогресса. Государство с известной долей эффективности обеспечивало упорядоченность и организованность общественных отношений. В немалой степени это детерминировалось достаточно стабильным, отлаженным механизмом Советского государства.

Содержание

Введение 3 1.Понятие механизма государства. Теория разделения властей как основа формирования государственного аппарата. 4 2. Государственный орган-главное звено механизма государства 8


3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 15


4. Проблемы совершенствования аппарата современного государства 19


5. Заключение 23


6. Литература. 25

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 28.42 Кб (Скачать документ)

   -    законы  должны обладать высшей юридической  силой и приниматься                 только законодательным (правительственным)  органом;                                        

   -     исполнительная власть должна  заниматься в основном исполнением   законов и только ограниченным  нормотворчеством, быть подчиненной  главе государства и лишь в  некотором отношении парламенту; 

    -    между законодательным и исполнительным  органом должен быть обеспечен  баланс полномочий, исключающий  перенесение центра властных  решений, а тем более всей  полноты власти на одного из  них;                              

    -    судебные органы независимы и  в пределах своей компетенции  действуют самостоятельно;   

    -    ни одна из трех властей  не должна вмешиваться в прерогативы  другой, а тем более сливаться  с другой властью;  

    -    споры о компетенции должны  решаться только конституционным  путем и через правовую процедуру,  т.е. Конституционным Судом;                        

     -     конституционная система должна  предусматривать правовые способы  сдерживания каждой власти двумя  другими, т.е. содержать взаимные  противовесы для всех властей.  

      

2. Государственный  орган - главное звено механизма   государства 

  В более узком  смысле механизм государства  нередко отождествляют с аппаратом  государства, представляющим собой  сложную систему органов, различающихся  своим местом в общей структуре  аппарата, характером и объемом  компетенции, формами и методам  и деятельности. 

  В свою очередь,  орган государства является первичным  элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями  субординации и координации, являясь  носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее  общих задач государства и  осуществлении его функций. Каждый  государственный орган представляет  собой относительно самостоятельное,  структурно обособленное звено  государственного аппарата, создаваемое  государством в целях осуществления  строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий  на организационную, материальную  и принудительную силу государства. 

  Ряд авторов  выделяет три основные формы  деятельности государственных органов:  правотворческую, направленную на  разработку и издание нормативно-правовых  актов; право исполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм. 

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие  органов государства, являются следующие: 

-        осуществляют от имени государства  его задачи и функции посредством  определенного вида деятельности  в порученной области; 

-        обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных  учреждений и предприятий; 

-        имеют определенную компетенцию,  т.е. закрепленную совокупность  задач, функций, прав и обязанностей (правомочий); 

-        характеризуются определенной структурой, то есть строением. 

         Основное свойство государственного  органа, качественно его характеризующее,  заключается в том, что он  может издавать юридические акты, обязательные для исполнения  теми, кому они адресованы, применять  меры принуждения, убеждения,  поощрения для обеспечения требований  этих актов, осуществлять надзор  за их реализацией. 

         Органы государственной власти  занимают центральное место в  структуре государственного аппарата  и обладают суммой определенных  признаков, порождаемых природой  и функциями государства . Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков: 

1 .Каждый орган  государственной власти создается  в соответствии с установленным  конституцией, законами или другими  правовыми актами порядком. 

2.      Орган  государственной власти наделен  властными полномочиями, т.е. его  решения носят обязательный для  всех характер и при необходимости  подкрепляются принудительной силой  государства. 

3.      Деятельность  органов государственной власти  осуществляется в формах и  методах, установленных правовыми  актами. Ни при каких условиях  орган государственной власти  не вправе прибегать к действиям,  выходящим за рамки допустимых  организационных    форм    и    методов,    особенно    в    отношении 

применения принудительных мер. 

Органы государственной  власти состоят из выборных депутатов  или назначенных государственных  служащих, облеченных определенными  властными полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека - Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека. 

Органы государственной  власти - это в первую очередь  исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти). 

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов. Это наиболее разветвленные  и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно  находятся под пристальным вниманием  со стороны политических сил и  общественности, стремящихся не допустить  чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной  экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной  собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит  практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной  поддержки культуры. 

В пределах своей  компетенции органы государственного управления наделяются необходимой  для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных  правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции  Франции, правительство "руководит  внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны". 

Главой органов  государственного управления может  быть монарх, президент или глава  правительства - премьер-министр, в  зависимости от формы правления  государства. 

Правительственная власть может составлять прерогативу  одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. 

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или  большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной  компетенции (министерства, различные  государственные комитеты, специальные  ведомства) осуществляют руководство  лишь отдельными отраслями государственного управления. 

Поскольку государственный  аппарат включает в себя органы различных  ветвей власти, мне хотелось бы подробней  рассмотреть их организационную  структуру. 

Поскольку, в органах  государственной власти практически  отсутствует выборность, за исключением  отдельных случаев, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются  руководителем государства, правительства, главами администраций. Они могут  действовать как на началах коллегиальности (Правительство РК), так и единоначалия (министерства), и иметь различную  подчиненность (непосредственно Президенту). 

Согласно статье 40 Конституции Президентом Республики Казахстан является глава государства, высшее должностное лицо, определяющее основные направления внутренней и  внешней политики государства и  представляющее Казахстан внутри страны и в международных отношениях. 

Президент Республики - это символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. 

Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. 

Пост главы государства  был учрежден в 1991 г. на всенародном  референдуме, а конституционный  статус закреплен в Конституции  Республики Казахстан 1995 года и в  конституционном законе Республики Казахстан от 26 декабря 1995 г. N 2733 «О Президенте Республики Казахстан». 

1) Предоставление  Парламенту республиканского бюджета  и отчета о его исполнении, а также обеспечение исполнения  бюджета;   

2) внесение в Мажилис  проектов законов и обеспечение  исполнения законов; 

3) организация управления  государственной собственностью;  

4)   выработка  мер по проведению внешней  политики Республики Ка-захстан; 

5) осуществление  руководства деятельности министерств,  государственных комитетов, иных  центральных и местных исполнительных  ор¬ганов; 

6) отмена или приостановление  полностью или в части действий  актов министерств, государственных  комитетов, иных центральных и  местных исполнительных органов  Республики; 

7) назначение на  должность и освобождение от  должности руководителей центральных  исполнительных органов, не входящих  в состав Правительства; 

8) выполнение иные  функций, возложенных на него  Конституцией Республикой Казахстан,  законами и актами Президента  Республики Казахстан. 

Все действия Правительства  Республики Казахстан регулируются Конституцией Республики Казахстан  и Конституционным законом Республики Казахстан от 18 декабря 1995 г. N 2688 «О Правительстве Республики Казахстан». 

Важное место в  структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых  является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших  противоправные поступки. Только органы судебной власти осуществляют правосудие и никто больше. 

Судебную власть, согласно статьям 75 и 81 Конституции  Республики Казахстан возглавляет  Верховный суд Республики,  которому подотчетны все местные судьи  Республики Казахстан. 

Закон Республики Казахстан  от 25 декабря 2000 г. № 132-11 «О судебной системе  и статусе судей Республики Казахстан». 

В настоящее время  в Республике Казахстан проводится третий этап судебной реформы, главными направлениями которой являются: 

1)      создание  единой судебной системы; 

2)      признание  права каждого лица на разбирательство  его дела судом 

присяжных в случаях, предусмотренных законом; 

3) совершенствование   системы   гарантий   независимости   судей   и 

подчинения их только закону. 

Согласно статье 49 Конституции Республики Казахстан  высшим представительным органом Республики Казахстан, осуществляющим законодательные  функции является Парламент Республики Казахстан, который возглавляет  законодательные органы государственной  власти. Органы законодательной власти устанавливают правовые начала государственной  и общественной жизни, основные направле¬ния внутренней и внешней политики страны, тем самым, определяя правовую организацию и формы деятельности органов государствен¬ной власти. 

Компетенция и функции  Парламента Республики Казахстан определяются Конституцией Республики Казахстан  и конституционным законом Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и  статусе  его депутатов». 

Также в Республике Казахстан существует ряд государственных  органов, имеющих особый статус - это  такие органы как Национальный Банк, Генеральная Прокуратура, Агентство  Финансовой Полиции, Комитет Национальной Безопасности и другие. Их деятельность регулируется специально изданными  законодательными актами. 

Информация о работе Проблемы совершенствования аппарата современного государства