Процесс формирования правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Проблема формирования правового государства является самой актуальной во всем мире, поскольку большинство стран избрали принципы правового государства в качестве основополагающих и прилагают усилия для их осуществления. Этот процесс весьма длителен и сложен и поэтому нельзя говорить о реальном существовании правового государства в какой-либо стране.
После распада СССР перед странами Восточной Европы стала проблема преодоления последствий авторитарно - бюрократического режима и построения правового государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки правового государства 5
1.1 Понятие правового государства 5
1.2 Характеристика признаков правового государства 7
2. Формирование правового государства в России 17
2.1 Идеи правового государства в России 17
2.2 Условия формирования правового государства в РФ 18
2.3 Практика становления правового государства в России 20
2.4 Построение правового государства в России 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

курсовая ТГП.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)


25

Содержание

 

Введение                                                                                                            3

1. Понятие и признаки правового государства                                         5

1.1 Понятие правового государства                                                                5

1.2 Характеристика признаков правового государства                                 7

2. Формирование правового государства в России                                 17

2.1 Идеи правового государства в России                                                     17

2.2 Условия формирования правового государства в РФ                            18

2.3 Практика становления правового государства в России                       20

2.4 Построение правового государства в России                                         22

Заключение                                                                                                     24

Список использованной литературы                                                        26


Введение

 

Проблема формирования правового государства является самой актуальной во всем мире, поскольку большинство стран избрали принципы правового государства в качестве основополагающих и прилагают усилия для их осуществления. Этот процесс весьма длителен и сложен и поэтому нельзя говорить о реальном существовании правового государства в какой-либо стране.

После распада СССР перед странами Восточной Европы стала проблема преодоления последствий авторитарно - бюрократического режима и построения правового государства. Этот трудный процесс в разных странах идет с переменным успехом, что обусловлено экономическим положением, уровнем правосознания населения, силой демократических традиций в обществе.

Вопрос о правовом государстве носит не только теоретический, но и практический характер, поскольку воплощение в жизнь принципов правового государства прямо пропорционально ведет к улучшению жизни общества, его нравственному оздоровлению, соблюдению прав и свобод человека, защите от произвола и злоупотребления властью должностными лицами. Воплощению этих принципов должно способствовать не столько государство, сколько активная социальная деятельность граждан, их общественных объединений. Также необходимым условием реализации этих принципов в жизнь является реальное существование и эффективная деятельность гражданского общества.

Во все времена призывы к созданию правового государства и разработка принципов его формирования были реакцией прогрессивных мыслителей на деспотический образ поведения, абсолютизм. Эти призывы всегда появлялись на волне либерализации общества. Не случайно самые значимые принципы правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии.

Демократия должна обеспечить реальную защиту гражданина от произвола властей, исключить законы, сводящие на нет основные права человека. Более того, демократия предполагает создание постоянно действующих политических и правовых механизмов, которые исключали бы саму возможность деформации гуманистических принципов развития общества, обеспечивали бы его нормальное функционирование. Демократическое правовое государство немыслимо без формирования системы мер юридической ответственности по отношению к должностным лицам всех рангов, поступающим вопреки закону. В этом смысле реальное содержание правового государства определяется качеством действующего законодательства. Некачественные законы создает почву для формализма, коррупции, что дискредитирует саму идею законности.

Современные юристы считают, что с началом перестройки были предпосылки создания правового государства. В подтверждение данного тезиса можно сослаться на такие факты, как проведение демократических выборов во второй половине 80-х годов, расширение политических прав и свобод граждан, установление многопартийности и др. Но сейчас, если взять, например, гарантированность прав и свобод, она ослабла, особенно в том, что касается социально-экономических прав. Это отражается на многократном падении уровня жизни населения. Законности и конституционности в нашей жизни практически нет.

Но в тоже время постепенно идет восстановление баланса властей, нарушенный явно в пользу Президента. Президент должен определять совместно с Федеральным Собранием основные направления внутренней и внешней политики, подбирать кандидатуру Премьер-министра, выполнять представительские и церемониальные функции, осуществлять контроль за деятельностью правительства по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Правовое государство – часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.


1. Понятие и признаки правового государства

1.1 Понятие правового государства

Длительное время идея правового государства как проявление буржуазной теории, неприменимой в условиях социализма. Между тем вот уже в течение двух столетий эта идея используется в различных демократических доктринах и в законодательстве многих стран для обоснования принципов народовластия и верховенства права. В мировой конституционной практике имеет место не только закрепление в Основных Законах ряда стран формы правовой государственности, но и содержания деятельности соответствующих государств как социальных и демократических, в которых осуществление власти происходит на основе ее ограничениями правовыми предписаниями. Формула «господство права», применяемая во многих зарубежных конституциях, включает в себя как обеспечение связанности государственной власти правом, так и установление гарантий демократии по реальному выполнению социальных обязательств государства перед человеком. Закон в правовом государстве должен господствовать не просто как акт верховного органа власти, а в силу закрепления в нем прав человека, как высшей ценности, и прав суверенного народа.

Все выше сказанное можно суммировать в качестве определения правового государства как полностью соответствующей демократической организации общества политической формы народовластия, которая гарантирует реализацию прав человека, социальную и правовую защиту личности на основе нормального функционирования права. Последнее особенно важно для понимания правового государства в рамках понимания правового государства в рамках отечественной истории, наполненной чрезвычайными, экстремальными условиями действия права, которые по существу носили постоянный характер. Только право, выражающее возможность свободного существования самого государства, а также свободного, безопасного существования человека, - необходимость для процесса формирования правового государства.

Действенность концепции правового государства достигается за счет сплава выработанных человеческой мыслью идей, положенных в основу развития государственности в цивилизованном гражданском обществе. Отправной точкой для этого послужили теория и практика господства права, закона в государстве как противовеса деспотии и произволу власти, разработанные еще в древней философии. Сам исходный принцип правового государства с давних пор заложен именно в гуманистических целях и функциях, которым должна быть подчинена вся его организация. Раскрытие данного принципа обеспечивается использованием трех известных классических концепций. Это прежде всего концепция народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, выдвинутая в качестве идеологии буржуазного радикализма, но ставшая важнейшей конституционной идеей для большинства стран мира. Также это теория разделения властей, выдвинутая в Англии в XVII веке и разработанная Ш. Монтескье в качестве гарантии безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было. Наконец, это идея обеспечения примата права – идейная платформа либерализма, заложенная в политико-юридической философии на рубеже XVIII-XIX вв. и ставшей в начале XX века классическим выражением юридической связанности государства правом, подчинение его господству права при условии уважения свобод и интересов личности.

Таким образом, главное предназначение правового государства – гарантирование каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Здесь речь идет о такой системе социальных действий, при которой права и свободы человека и гражданина являются первичными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной.

 


1.2 Характеристика признаков правового государства

 

Понятия «государство» и «общество» не являются тождественными. Государство возникло на определенной стадии общественного развития. Каково общество, таково и государство. По мере того как общество в своем развитии переходит от низшей ступени к высшей, возникает и изменяется государство. Последнее может проявлять заботу об обществе и, наоборот, может паразитировать и даже сокрушать общественный организм. Поэтому когда идет речь о правовом государстве, то оно подразумевается как альтернатива авторитарному и тоталитарному режиму.

Правовое государство – очень сложное, многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Тем не менее, общим началом любого правового государства является его связанность правом.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства, следует назвать:

Осуществление подлинного народовластия, распространяемого на все стороны организации и сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии. Данный признак лежит в эпицентре всех проблем правового государства.

Конституционное обеспечение разделения властей, выражающего различные государственные формы осуществления единой власти народа.

Верховенство права и связанность государственной власти правовыми предписаниями.

Верховенство закона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательства государства в жизнь гражданского общества.

Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а также гарантированность прав и свобод человека.

Повышение роли и авторитета судебной власти.

Формирование эффективных институтов конституционного контроля за законностью.

Обеспечение подлинного демократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органами народа, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может быть законов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащей ей).

Установление в праве и последовательное обеспечение государством юридической ответственности за правонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяние при соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).

Можно назвать и другие признаки правового государства, которые указывает в своих работах ряда исследователей: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др. Эти признаки в той или иной мере конкретизируют или дополняют основные.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, основными характеристиками правового государства является гражданское общество, верховенство права и закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека, особая роль судебной власти.

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу – исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества. «Наше гражданское общество только формируется и еще не стало действенным контролером государственных институтов. Как и вся новая власть, оно подвержено болезням роста». В этих условиях тем более важно разобраться в самой природе гражданского общества, его основных характеристик и путях формирования.

Исторический процесс формирования гражданского общества характеризует сложный путь восхождения человечества от различных форм угнетения, политического диктата к реальному демократизму, к действительной свободе личности. Не случайно уже первые научные концепции гражданского общества, возникшие в XVIII – начале XIX веков, обращали внимание на такие его характеристики, как наличие определенной сферы общественных отношений, относительно независимых от государства. В этом плане первоначальное понимание гражданского общества строилось на противопоставлении сферы публичных и частных интересов.

Сама по себе постановка вопроса о гражданском обществе как определенной сфере неполитической, частной жизни граждан, независимой от государственной власти, исторически имела прогрессивное значение. Она сыграла важную роль в утверждении нового, буржуазного конституционного строя, основанного на принципах неприкосновенности частной собственности, невмешательстве государства в сферу свободного предпринимательства, сферу личной жизни членов гражданского общества. Становление буржуазного общества означало превращение товарных отношений в универсальный способ социальных связей индивидов, когда на смену феодальным сословиям и их государственно-правовым привилегиям пришло формально-юридическое равноправие граждан. «Этим был завершен процесс отделения политической жизни от гражданского общества»2. В результате самостоятельное, независимое от политической власти, существование обрело и гражданское общество. В таком варианте гражданское общество было и не могло не быть ни чем иным, кроме как сферой проявления частных интересов личностей, обладающих формально-юридической свободой, но фактически находящихся в системе жестких форм вещной зависимости.

Информация о работе Процесс формирования правового государства в России