Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:19, контрольная работа

Описание

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, механизмов государственной власти в целом, а также развитие системы отдельных отраслей, норм права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, т.е. определенный круг явлений, закономерностей, которые находятся в центре ее внимания. Без предмета, как писал еще Гегель, не может быть и самой науки. Выделение предмета изучения позволяет говорить о научной зрелости, самостоятельности, эффективной научной деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
1.Предмет и метод теории государства
и права ………………………………………………………………5
2. Функции теории государства и права …………………………….7
3. Причины и формы возникновения государства ………………...10
4. Понятие и определение государства …………………………….18
5. Признаки государства отличие его от других организаций
и учреждений……………………………………………………… 20
Заключение …………………………………………………………..25
Список использованной литературы ……………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая тгп.docx

— 51.42 Кб (Скачать документ)

10) практически-организаторская.  Функция, которая проявляется  в том, что теория государства  и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить  совершенствование государственно  –правового строительства, законодательства, а также юридической практики;

11) теоретико-познавательная  функция состоит в научной  интерпретации государственно –  правовых явлений;

12) учебная.  Эта функция призвана обеспечивать  общетеоретическую подготовку по  теории государства и права  как учебного предмета.

        Соотношение и взаимосвязь государства и права

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

     Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический  уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в  сфере производства, потребления, распределения  материальных благ. Сущность права  также определяется системой экономических  отношений. Экономические факторы  находят свое отражение в праве, выступают как необходимость  и определенная закономерность правового  развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета  экономических условий, экономической  необходимости общества и обоснованности.

     Непосредственную  связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед  обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные  жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она  выражает интересы всего населения  государства и в тоже время  обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

     Все важные решения в государстве  осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного  достижения.

     Соотношение права и государства  проявляется:

1)в единстве  права и государства. Оно проявляется  в том, что и право, и государство  являются инструментами социальной  регуляции, в результате имеют  общую типологию, происхождение,  одинаковы, связаны с экономическими, духовными, культурными и иными  сторонами жизни общества, дополняют  друг друга при выполнении  своего социального назначения;

2)различии  государства и права, которое  осуществляется в различных социальных  предназначениях, структуре и  содержании, форме государства и  права. Это происходит по той  причине, что роль государства  в обществе –устанавливать и  обеспечивать определенный порядок,  а роль прав –создавать для  реализации данного порядка юридический  механизм;

3)взаимодействии  государства и права. Взаимодействие  государства и права проявляется  в наличие разнообразных форм  влияния государства и права  друг на друга. Право формируется,  обеспечивается государством, но  в то же время государство  с помощью права закрепляется. В тоже время государством, но  в тоже время государство с  помощью права закрепляется. В  результате через право формируется  государство, и именно его внутренняя  организация, форма, структура,  устанавливаются главные виды  и правления государственной  деятельности, реализуются задачи  и функции государства;

4)противоречии  государства и права, которое  возникает в случаях выхода  государственной власти из под  контроля общества, стремлении права  ограничить власть государства,  предотвращая произвол государства.

      Выделяют  модели взаимоотношении  права и государства:

1)тоталитарная;

2)либеральная;

3)прагматическая.

      3. Причины и формы возникновения государства

Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:

  1. переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
  2. появление и разделение труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей –купцов;
  3. появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;
  4. возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества;

На развитие той или иной формы возникновения государства оказывали влияние различные факторы, такие как: возникновение частной собственности, классов, разделение труда, ирригационные работы, завоевание обширных территорий.

      В соответствии с этим принято выделять несколько основных форм возникновения  государства.

1. Афинская. Считается, что процесс возникновения  государства в Афинах шел классическим  путем. Этапами данного процесса  являлись последовательные реформы:  Тезея Солона, Клисфена. Главная  идея реформы Тезея состояла  в разделении всего на классы  по роду их трудовой деятельности  независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким–нибудь  видом ремесла (демиургов), а также  благородных (эвпатридов). А также  Тезей учредил в Афинах центральную  власть. Реформа Солона была направлена  на разделение всего общества  по имущественному признаку (за  основу был принят размер и  доходность землевладения) на  четыре класса. Согласно этому  делению первые три класса  обладали правом занимать управленческие  должности в органах государственного  управления, причем наиболее ответственные  места занимали лица, относящиеся  к первому классу. Четвертый класс  имел право лишь выступать  и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в  разделении территории Аттики  на 100 общин-округов (демов), каждая  из которых была создана на  принципе самоуправления, во главе  нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская.  Данная форма возникновения государства  имела свои характерные особенности.  Формирование государства в римском  обществе было ускорено борьбой  между плебеями, бесправным пришлым  населением, которое не допускалось  к участию в управлении государством  и патрициями, которые составляли  коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения  государства характерно то, что  образование государственности  в древнегерманском обществе  шло вместе с процессом завоевание  обширных территории германскими  племенами (варварами). Для управления  огромной территорией Римской  империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили,  что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская.  В странах Древнего Востока  и Азии на форму возникновения  государства повлияли климатические  условия. Здесь органы государственной  власти складывались в результате  необходимости организации грандиозных  ирригационных, строительных или  других общественных работ.

      Признаки  государства, отличающие его от общественной власти родового строя   

Первобытные люди создавали объединения, чтобы  защитить себя от внешней среды и  добыть пищу. В результате такие  объединения были очень неустойчивыми  и не могли обеспечивать благоприятные  условия для выражения.

Род являлся  первым объединением организации людей. В нем взаимоотношений людей  определялись кровно - родственным  характером. В дальнейшем роды стали  объединяться в племена, а также  союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В  повседневной жизни вождей и старейшин  рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между  племенами регулировалось советом  старейшин.

      Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных  с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных  форм управления обществом.

      На  ранних этапах первобытно - общинного  строя поведения человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков  и т.д.

      Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе:

1)миф  (сказание, предание) – художественно  – образная, фантастическая форма  передачи информации о запрете  на какое – либо поведение  или нужном поведении. Информация, которую люди получали через  миф, имела для всех характер  справедливости и святости;

2)обычай  – передача информации, носящий  нормативный и поведенческий  характер, от одного поколения  к другому. В форме обычаев  закреплялись правила поведения  людей в различных ситуациях  в соответствии с интересами  всех членов общества. Обычаи  регламентировали все области  деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не  в принуждений, а в привычке  людей следовать за обычаем;

3)ритуал  –действия, которые последовательно  совершались людьми и носили  символический характер.

      Возникшие государства имели различные  формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой  публичной власти.

      Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство  основывается на территориальной  общности своих граждан, подданных.  Именно территория государства  предопределяет границы, отделяющие  одно государство от другого,  весь порядок создания и структуры  органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие  от государства, первобытно –  общинная организация власти  строилась на кровном родстве  членов родоплеменного объединения;

2) государство  – это особая организация власти, которая уже не совпадает со  всеми населением. Реализация организаций  общественной власти и первобытном  обществе осуществлялось в форме  самоуправления, а в государстве  – в виде особенной организации  публичной и политической власти, которую осуществляет специальный  государственный аппарат;

3) для  содержания большого аппарата  государственных служащих, которые  представляют политическую власть, обязательным становятся налоги, сборы, обложения.

                     Соотношение общества и государства

Государство и общество находятся во взаимосвязи:

1)государство  является инструментом для осуществления  суверенной воли общества, всего  народа;

2)государство  реализует свою деятельность  в правовых формах;

3)государство  связано с обществом, всеми  участниками общественных и правовых  отношений как правами, так  и юридическими и социальным  обязательными;

4)в процессе  формирования органов государственной  власти на них возлагается  ряд закрепленных в Конституции  обязанностей перед обществом,  разными социальными структурами,  человеком и гражданином;

      Конституция определяет меру свободы и ответственности  государства перед обществом, личностью  и устанавливает пределы государственного вмешательства в сферу жизнедеятельности  члена общества которые не могут  быть нарушены без риска утратить государством свою легитимность. Конституция  определяет границы индивидуальной автономии индивидуума, наиболее значимые формы и способы ее проявления. В демократическом государстве  закон обязателен как для членов общества, так и самого государства, его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных  лиц. В условиях разделения властей  в правовом государстве законы преобразуются  в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства  и общества, но и права. Человек  теперь является не только обязанной  стороной, но также обладает правами, которым  соответствуют обязанности  государства, должностных лиц. В  условиях разделения властей в правовом государстве законы преобразуются  в нормы, которые содержат не только взаимные обязательства государства  и общества, но и права. Человек  теперь является не только обязанной  стороной, но также обладает правами, которым соответствует обязанности  государства, должностных лиц. Государство  в этом случае является гарантом прав человека и гражданина, закрепленных Конституцией, исполняет обязанности  по их обеспечению.

Информация о работе Происхождение государства и права