Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 03:19, контрольная работа

Описание

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, механизмов государственной власти в целом, а также развитие системы отдельных отраслей, норм права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, т.е. определенный круг явлений, закономерностей, которые находятся в центре ее внимания. Без предмета, как писал еще Гегель, не может быть и самой науки. Выделение предмета изучения позволяет говорить о научной зрелости, самостоятельности, эффективной научной деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
1.Предмет и метод теории государства
и права ………………………………………………………………5
2. Функции теории государства и права …………………………….7
3. Причины и формы возникновения государства ………………...10
4. Понятие и определение государства …………………………….18
5. Признаки государства отличие его от других организаций
и учреждений……………………………………………………… 20
Заключение …………………………………………………………..25
Список использованной литературы ……………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая тгп.docx

— 51.42 Кб (Скачать документ)

      Однако  функции государств не сводятся лишь к охранительным. Конституция Российской Федерации закрепляет социальные, экономические  и культурные права человека и  гражданина.

      В соответствии с этим обязанности  государства перед членами общества носят характер не только наиболее общих установок в области  социальной направленности экономики, но и гораздо более точные юридические  предписания;

1)запрет  на использование принудительного  труда и дискриминацию в трудовых  отношениях;

2)бесплатность  медицинской помощи в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения;

3)обязательность  основного общего образования  и т.д.

      Основной  Закон определяет обязанности государства  в социально-экономической и культурной областях общественной и индивидуальной жизни.

      В демократическом правовом государстве  правильное определение обязанностей государства по отношению к обществу, которые фиксируются в принимаемых  на основе и в соответствии с Конституцией законах и других нормативных  актах, их верная конкретизация относительно к особенностям разных отраслей права способствуют более правильному, точному регулированию разных сторон общественных отношений, а также улучшению социального механизма реализации права, повышению его действенности, созданию условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь и свободное развитие общества и каждого человека.

      Большую роль в этом процессе должен играть Конституционный Суд, от которого в  значительной мере зависит правильное, соответствующее Конституции толкование принципа социального правового  государства, его содержания в политической области, в сфере охраны труда  и здравоохранения, обеспечения  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, пожилых людей, развития социальных служб и т.п.

     Государственная власть как особая разновидность  социальной власти

Власть  – средство функционирования любой  социальной общности, отношения, возникающие  между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его  поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна  для любой организационной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

      Власть  имеет следующую  структуру:

1) субъект  власти (в частности, государство,  население);

2) объект (на кого именно направлена  власть);

3)отношения,  возникающие по поводу власти;

4)регламентирующие  правила, нормы.

      Власть  может иметь различные  мотивы:

1) привычка  подчиняться;

2) страх;

3) отношения,  возникающие по поводу власти;

4) регламентирующие  правила, нормы.

      Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

      В зависимости от мотивов  и источников формируются  и виды власти:

1)власть  вождя (рода, племени);

2)государственная  (политическая) власть;

3)экономическая  власть;

4)церковная  власть;

5)социальная  власть;

6)родительская  власть и др.

      Социальная  власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная  и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая  исходит от государства и реализуется  при  его прямом или косвенном  участии.

      Характерные признаки государственной  власти:

1)публичность  – распространение власти на  все население государства и  реализация ее специально сформированным  для этого аппаратом управления;

2)универсальность  – этот признак состоит в  том, что власть имеет распространение  на все области общественной  жизни;

3)верховенство  – обозначает свойство государственной  власти подчиняет себе другие  виды социальной власти, кроме  власти народа своей страны;

4) законодательная  прерогатива – существование  монопольного права на выработку  юридических норм; 

5) легитимность  – соответствие надеждам, ожиданием  народа, который населяет государство,  интересам его большинства;

6) легальность  – соответствие действующего  законодательства Основному Закону  государства, Конституции. 

7) легальное  употреблении силы – власти  реализуют свою силу с помощью  социально созданного правоохранительного  (карательного) аппарата (суда, армии,  полиции и т.д.);

8) использование  системы выплаты налогов;

9) использование  государственного принуждения;

10) деление  своего населения только по  территориальному признаку.

Методы  управленческого  воздействия государственной  власти:

  1. метод принуждения (насилия);
  2. метод руководства (убеждения)

    Государственная власть делится:     

    1. на законодательную
    2. исполнительную
    3. судебную

4. Понятие и определение государства

Государство – это:

  1. территориальное образование;
  2. организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел;
  3. особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;
  4. сложный и организованный механизм управления. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении.

    Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией, общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право  на сбор денежных средств с населения. Налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое  обеспечение политики. Эта характеристика государства производно от его понимания как публичной власти.

          Власть  государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая существовала в первобытном  обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости  от их местонахождения.

    Государство обладает суверенитетом.

    Суверенитет:

1)верховенство власти и внутри страны;

2)независимость  по отношению к властям всех  лиц и организаций, находящихся  в пределах страны, а так же  за пределами территории государства.

Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как  суверенно надгосударственной организации  или другому государству).

Государство, которая, прежде всего, реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Правовое  государство – это демократическое  государство, власть которого, а также  формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государство. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а так же высшее предназначение которого заключаются в признании, соблюдении защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагает нужные для любого общества законность и правопорядок.

Государство – очень сложное явление, в  ряду его основ, которые оказывают  непосредственное влияние на его  суть и социальное назначение, в  конкретных исторических условиях развития отдельных стран:

1)религиозный  фактор (Пакистан, Иран, и др.);

2)национальный  фактор (например, прибалтийские государства).

Хотя  и это не означает, что все данные факторы должны находиться в определении  государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих  начал – классового и общечеловеческого.

5. Признаки государства отличие его от других организаций и учреждений

Государство – это особенная организация  политической власти, управляющая обществом  через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:

1)наличие  публичной власти, которая реализуется  органами, занимающимися управлением;

2)наличие  сложного механизма управления, сформированного в виде системы  государственных органов, которые  находятся в иерархической зависимости.  Так как эти органы занимаются  только управлением и ничего  не производят, то государство  обладает правом сбора денежных  средств на их содержания. Это  различные налоги, сборы, займы,  которые направляются на содержании  аппарата государства и обеспечение  его экономической политики;

3)объединение  на территории государства людей  независимо от их принадлежности: расовой, национальной, и религиозной;

4)ограничение  своей территории государственными  границами, обозначающими пределы  реализации государственной власти;

5)наличие  суверенитета. Суверенитет – категория,  которая выражается в верховенстве  власти внутри страны, а так  же независимости в международных  отношениях. Суверенная власть является  властью верховной, независимой,  неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет  государства предполагает ее  самостоятельность в принятии  решений как в области внутренней, так и внешней политике, общеобязательность  решении органов государственной  власти для всех, кого касаются. В юридической сфере суверенитет  государства выражается в его  исключительном праве издавать  законы и другие нормативные  акты;

6)возможность  издавать законы и другие акты, которые имеют силу на территории  всего государства, содержат нормы  права, обязательные для исполнения;

7)наличие  государственных символов: флага,  гимна, герба;

8)обеспечение  соблюдение законов порядка с  помощью специальных карательных  и правоохранительных органов  – суда, прокуратуры, милиции,  и др.;

9)распоряжение  национальными ресурсами;

10)наличие  собственно финансовой и налоговой  системы;

Информация о работе Происхождение государства и права