Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:28, курсовая работа
Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.
Введение………………………………………………………………………………………………………....3
1.Общие закономерности и различие происхождения государства у различных народов……………………………………………………………………………………...….5
1.1 Восточный, азиатский путь…………………………………………………………….………6
1.2 Европейский путь……………………………………………………………………………...……8
2. Теория происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории…………………………..……………….……..11
2.1. Теологическая или божественная теория……………………………………..……..11
2.2. Патриархальная теория………………………………………………………..………....12 2.3. Договорная и естественно правовая теория...………….……..………………..…13
2.4. Историческая школа права……………………………………………………………………19
2.5. Психологическая теория………………………………………………………………..........20
3. Материалистические теории происхождения государства и права…………..24
3.1. Органическая теория……………………………………………….……………………………24
3.2. Теория насилия…………………………………………………………………..………………….27
3.3. Историко-материалистическая (марксистская) теория…………………......29
3.4. Историко-материалистическая (немарксистская) теория…………………..31
3.5. Ирригационная теория…………………………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………
Имеется
немало народов и наций, которые
создали свои государства только
в XX веке. В силу конкретных исторических
причин они либо никогда не имели
собственного государства, либо утратили
раннюю государственность и долгое
время входили в состав других
многонациональных государств, испытывали
национальные притеснения со стороны
господствующей власти основной нации
(например, Украина в составе
Так, на руинах прежних колониальных империй в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в. возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнил ряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результате развала СССР, относится Украина и другие страны СНГ.2
Рассматриваемая
теория не является научной, поскольку
заведомо опирается не на знания в
их обычном понимании, а на веру в
бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть
без решения вопроса о
Первоначальные
религиозно–мифические
Эта теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества, духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. В древней Греции ученик Сократа (469–399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, – Аристокл, под прозвищем Платон (427–347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского – Аристотель (384–322 до н.э.) – также является сторонником божественного происхождения государства и права.
Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.
В теологической теории – учении богослова Фомы Аквинского (1225–1274), которая в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх – помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.
Своего рассвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII–XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».
Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.
В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642), «Патриарх» (1680). Так происхождение государства и теория «божественного права королей» выводились из изначального патриархата.
Средневековые
светские феодалы также прибегали
к патриархальной теории происхождения
государства и права для
Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842–1904), а на Западе – английского историка права Г. Мэна и других.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.
Характерно,
что не существует ни одного исторически
достоверного свидетельства подобного
способа возникновения
Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) объясняет происхождение государства общественным договором – результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V–IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции.
Эта теория
содержит чрезвычайно много аспектов,
противоречива и
Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:
Возникновению
государства предшествует естественное
состояние
людей. Государство возникло и основано
на общественном договоре, уставших от
борьбы с природой и друг с другом людей.
Государство и право представляются продуктом
разума и воли (людей и Бога). Решив выйти
из «естественного» (догосударственного)
состояния, люди объединились в государство
на определенных условиях, и они добровольно
передают государству часть своих врожденных
(естественных) прав и свобод. А государство
обеспечивает охрану частной собственности
и личной безопасности, заключивших договор.
В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая – естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая – позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное – вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.
Позитивное
право – это существующее, действующее
в данный момент право. Естественное
право, исходящее от «всеобщего разума»,
стало как пожелания и
Вершины своего развития договорная и естественно–правовая теории достигают, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII–XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза в Голландии; Томас Гоббс и Джон Локк в Англии; во Франции – Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Шарль Луи Монтескье; в России – П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749–1802). Радищев полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.
Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583–1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712–1778). Вопрос о том, что собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712–1778) и особенно в его знаменитом труде «Об Общественном договоре».
Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит по мнению Руссо, в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».
Рассматривая
государство как продукт
Государство
рассматривается Руссо как «
Руссо выдвигает и развивает идею прямого народного правления ибо, согласно Общественному договору, «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо».
«Народ, – рассуждает мыслитель, – не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей воли. И никто, даже государь, не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются или утверждаются путем проведения референдума самим народом».
Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое право на сопротивление тиранам. Короли, писал по этому поводу Руссо, всегда «хотят быть неограниченными». Хотя им издавна твердили, что «самое лучшее средство стать таковыми – это снискать любовь своих поданных», однако это правило при дворах всегда вызывало, и будет вызывать только насмешки».
Власть,
возникающая из любви подданных,
несомненно, наибольшая, но она непрочна
и условна. Поэтому «никогда не удовлетворяются
ею государи». Личный интерес любых
повелителей состоит, прежде всего,
в том, «чтобы народ был слаб, бедствовал
и никогда не мог им сопротивляться».
«Конечно, – замечает мыслитель, если
предположить, что подданные всегда
будут оставаться совершенно покорными,
что государь был бы заинтересован
в том, чтобы народ был могуществен,
дабы это могущество, будучи его
собственным, сделало государя грозным
для соседей». Но так как интерес
народа имеет «лишь второстепенное
и подчиненное значение» и
так как оба предположения
несовместимы, то естественно, что «государи
всегда предпочитают следовать тому
правилу, которое для них
Таким образом,
у любого правителя всегда сохраняется
свой собственный, отличающийся от народного,
интерес и соблазн