Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:59, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть общую характеристику теорий происхождения государства
В данной работе рассматриваются проблемы становления государства, теории возникновения государства, сформировавшиеся на разных этапах развития правовой мысли, такие как теологическая, патриархальная, естественно – правовая, теория насилия, психологическая и классовая.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть общее и особенное в теориях происхождения государства и права.
2. Изучить возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе.
3. Проанализировать общие закономерности возникновения государства и права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Общее и особенное в теориях происхождения государства и права…..5
2. Возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе…………15
2.1 Восточный путь возникновения государства…………………………..16
2.2 Западный путь возникновения государства……………………………20
3. Общие закономерности возникновения государства и права…………22
Заключение……………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………..…39

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3 

1. Общее и особенное в теориях происхождения государства и права…..5 

2. Возникновение государства  на Древнем Востоке  и в Европе…………15

2.1 Восточный путь возникновения государства…………………………..16

2.2 Западный путь возникновения государства……………………………20 

3. Общие закономерности  возникновения государства  и права…………22 

Заключение……………………………………………………………………...36 

Список  использованной литературы……………………………………..…39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Актуальность  данной работы состоит в том, что государство — важнейший институт политической системы общества. В юридической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политико-, территориально- и структурно-организованную форму общества).

       Объектом рассмотрения в курсовой работе выступают традиционные и современные теории происхождения государства, особенности концепций происхождения права и анализ теорий происхождения государства и права.

       Предметом – подходы к концепциям возникновения государства и анализ общей характеристики теорий происхождения государства и права.

       Что касается признаков государства, в  данной работе будут освещены лишь два – это понятие публичной власти и понятие суверенитета. Это нисколько не умоляет другие признаки государства, такие как территория и административно - территориальное деление, право, население, налоги и налоговая система, просто, на мой взгляд, эти вопросы довольно обширны, и более детальное их рассмотрение оправдывает выборочный подход к данной проблеме. В частности, будут рассмотрены сущность власти на различных этапах формирования общества, её признаки, структура и формирование в различных странах, разделение властей, а так же проблемы государственного суверенитета.В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права.

         Цель данной работы – рассмотреть общую характеристику теорий происхождения государства

       В данной работе рассматриваются проблемы становления государства, теории возникновения  государства, сформировавшиеся на разных этапах развития правовой мысли, такие  как теологическая, патриархальная, естественно – правовая, теория насилия, психологическая и классовая.

       Задачи  данной работы:

       1.  Рассмотреть общее и особенное  в теориях происхождения государства  и права.

       2. Изучить возникновение государства  на Древнем Востоке и в Европе.

       3. Проанализировать общие закономерности  возникновения государства и права.

       Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения. Списка литературы.

       Степень научной разработанности  темы послужили работы по теории государства и права М.Н. Марченко, А.В. Малько, А.В. Венгерова, а так же специальная литература по вопросам происхождения государства и права.

          В работе использовались следующие  методы исследования: анализ, исторический, метод сравнительного правоведения и сравнение нормативно правовых актов. 

    1. Общее и особенное в  теориях происхождения

      государства и права

       Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия: с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они; стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием, идеологических и философских позиций, которые они занимали.

       Анализ  условий и причин происхождения  права во многих работах аналогичен исследованию происхождения государства. Их возникновение идет параллельно в рамках единого процесса, отмечает проф. А.Ф. Черданцев. Это закономерно, ибо они тесно связаны между собой, не существуют одно без другого1. Вместе с тем, в теории права и государства исследуются особенности происхождения права, т.е. "процесса зарождения, становления права, его первоначального возникновения"2. В частности, обращается внимание на такую особенность, которая свидетельствует, что между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства3. Табу (запреты), обычаи, ритуалы (в первую очередь брачные), знаки-символы, мифы, правила, нормы и другие социальные регуляторы первобытного общества (по определению А.И. Першица, мононормы) несли нагрузку сохранения рода, племени, их нормального функционирования, были непререкаемы и не нуждались особом органе принуждения.

       Государство и право — явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государства и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы4.

       Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеологи ислама и современной, католической церкви. Особенное в теологическая теория то что она не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

       Патриархальная  теория. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э).

       Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Особенным в патриархальной теории является вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

       Основные  положения патриархальной теории убедительно  опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются5.

       Вместе  с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

       Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

       В соответствии с органической теорией  само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора  в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

       Особенность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики и т.п.)6. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

       Теория  насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (ран-негерманские, венгерское и другие государства)7.

       Оценивая  эту теорию, следует отметить одну особенность то, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

       Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч8.

       Естественно, что социальные закономерности реализуются  через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой — сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия особенными в данной теории и должны учитываться в первую очередь.

       Теория  общественного договора (естественного  права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в ХУП-ХУШ вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному. В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...»9.

Информация о работе Происхождение государства и права