Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:38, контрольная работа
Государство – это особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм.
Также термин "государство" определяется как особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:
- отношением власти и подчинения;
- монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;
- наличием юридического порядка;
10. Ирригационная
Ее автор, немецкий ученый К. Витфогель, предполагает, что государство возникло в результате осуществления обществом работ по созданию оросительных каналов, ирригационных сооружений.
Эта теория разработана на основе исторических фактов. В отдельных регионах с жарким климатом (Междуречье, Египет, Китай) этот механизм действительно имел место. При переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах, но если говорить о происхождении государств в целом, то эта теория явно далека от истины.
11. Инцестная (половая)
Появилась в ХІХ веке. Основоположником этой теории является французский этнограф и социолог К. Леви-Строс. В основе этой теории лежит предположение, что причиной происхождения государства является запрет кровосмешения между родственниками (запрет инцеста). Контроль за соблюдением этого запрета был возложен на специальный орган, который впоследствии стал выполнять государственные функции.
Данная теория основана на историческом факте перехода от эндогамных половых отношений к экзогамным. Инцестная теория не имеет научного подтверждения, т. к. первобытные люди не могли осознать все отрицательные последствия кровосмешения.
12. Диффузная
Ее автором является Гребнер. Термин «диффузия» происходит от латинского слова diffusio – распространение.
Эта теория предполагает, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Об истинности этой теории можно сказать, что передача опыта действительно существовала, но теория не объясняет, почему и как государство появилось впервые.
13. Патримониальная
Основатель этой теории, А. Галлер, считал, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Право владения землей распространилось и на проживающих на ней людей.
14. Экономическая.
Автором теории считается
французский мыслитель XVIII-
Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.
15. Современный материалистический подход (теория специализации).
Согласно данной теории государство возникло как аппарат управления делами раннеземледельческой общины. По мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, разделения (специализации) труда стали выделяться люди, занимающиеся управлением, затем стали создаваться специальные органы управления. Одновременно шёл процесс социального расслоения (образования классов).
Все эти теории происхождения государства ограничены и носят субъективный характер. Очевидно происхождение государства невозможно объяснить, выделяя в качестве причины какой-то один фактор. Именно поэтому современные подходы к этому вопросу выдвигают ряд факторов: экономические, экологические, демографические, психологические, внешние и другие. Только совокупность различных факторов способна объяснить такой сложный процесс, как возникновение государства.
2. Признаки государства.
Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.
Территориальная организация населения – государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Государственная территория – это ограниченная часть поверхности мира, исключительная область господства, являющаяся пространственной основой государства. Она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные. Народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Государственным народом является оседлый, рассчитанный на длительный срок союз людей, который в современное время связан в правовом отношении членскими узами государственной принадлежности. Число жителей и величина территории не играют здесь существенной роли. Микрогосударства также являются государствами.
Государственная власть – особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Она требует организационного господства с перспективой на длительность, осуществляемого эффективным, дееспособным правительством, причем хотя бы над большей частью территории и над большинством жителей. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему – государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).
Государственный суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают. Государственная власть нуждается в суверенности. Во внутреннем отношении это означает превосходство во власти над всеми политическими силами на данной территории. Средством этой власти служит постоянное, эффективное владение монополией на власть. Лишь государственная власть обладает верховенством, т.е. таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан.
Верховенство государственной власти конкретно проявляется:
Сказанное не всегда можно отнести к практике осуществления суверенитета внутри стран, отличающихся сложной структурой. Речь идёт прежде всего о федеративных государствах. А в России вопрос о государственном суверенитете приобрёл такую остроту, что от правильного его решения зависит сохранение целостной государственности как таковой.
Право – государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).
Сбор налогов – налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.
Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.
Государство представляет собой нечто большее, чем просто сумма отдельных элементов. Последние составляют лишь правовой скелет органического целого, действующего единства, охватывающего как субъекты, так и объекты господства и связывающего поколения в их последовательности. Государство не возникает естественным путем, хотя с необходимостью вытекает из реальных данностей. Оно – целерациональная организация, деятельный продукт практического разума. Единство государства обеспечивается учреждениями, но одним лишь этим нельзя его создать и сохранить на длительный срок. Оно должно осуществляться также гражданами и должностными лицами через экзистенциальную интеграцию, его необходимо постоянно обновлять, с тем, чтобы оно стало и оставалось действительностью.
3. Функции государства.
Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено, во-первых, тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры. Поэтому функциональный метод познания является исходным.
Что же понимается под функциями государства?
В литературе можно насчитать до двух десятков таких определений. За терминологическими расхождениями нередко кроются различия в подходе к изучению этого сложного вопроса. Наиболее адекватным представляется следующее определение: функция государства – это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач. Т.е. это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.
Классификационные критерии, позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.
Выделяют,
например, объекты и сферы
По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение – их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние – деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и не основные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.
К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях.
Информация о работе Происхождение, признаки и функции государства