Прокурорский надзор в сфере ОРД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:28, реферат

Описание

Оперативно-розыскная деятельность затрагивает важные права и свободы человека и гражданина, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

1. Предмет, сущность и задачи данной прокурорского надзора за

оперативно-розыскной деятельностью…………………………………..…4

2. Полномочия и пределы прокурорского надзора за

исполнением законов при проведении оперативно-розыскных

мероприятий……………………………………………………………….....11

3.Основные направления прокурорского надзора за соблюдением

прав и свобод человека и гражданина при осуществлении

оперативно-розыскной деятельности……………………………………......17

4.Проблемы прокурорского реагирования за исполнением законов

при осуществлении оперативно-розыскной деятельности………………...21

Заключение……………………………………………………………………....26

Список использованных источников………………………………………..…28

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

 

Подводя итог необходимо отметить, что результативность оперативно-розыскной деятельности может иметь место лишь в случае проведения целенаправленной, активной работы, соблюдения всех необходимых законодательно закрепленных требований ее проведения, в противном случае полученные результаты будут признаны ничтожными и неприменимыми в качестве доказательств.

Именно предотвращению подобных нарушений, которые помимо прочего могут повлечь ущемление конституционных прав граждан, служит в первую очередь прокурорский надзор.

Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования ими определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории Российской Федерации законов всеми оперативно-розыскными органами.

Однако данное направление прокурорского надзора, в соответствии в Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» является составной частью надзора за предварительным следствием и дознанием, что в действительности осложняет полноту прокурорского надзора и реагирования на нарушения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поэтому, можно согласиться с мнением М.П. Полякова и А.Ф. Федулова в том что, выделение данного направления прокурорского надзора в качестве самостоятельной отрасли необходимо, прежде всего тем, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в первую очередь затрагиваются (ограничиваются) основные права и свободы личности, определенные Конституцией Российской Федерации.

Отношение к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как к второстепенному и незначительному влечет негативные последствия в виде увеличения количества нарушений прав граждан при производстве ОРМ, снижения результативности сомой оперативно-розыскной деятельности.

Отсутствие достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД. В соответствии с Законом о прокуратуре полномочия прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами. Однако действующая редакция УПК РФ не устанавливает полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Поэтому прокурорский надзор в данной отрасли был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий.

Для преодоления данных проблем необходимо устранить пробелы, существующие в законодательстве, четко закрепить механизм контроля за ОРД, ее законностью и обоснованностью. Отсутствие четкой законодательной регламентации порядка и оснований проведения оперативных мероприятий, их чрезмерная засекреченность, невозможность исследования полного объема оперативных документов, все это создает широкое поле для злоупотреблений, пресечение которых не всегда возможно.

Исходя из вышеизложенного, выделение данной отрасли прокурорского надзора как самостоятельной и устранение существенных пробелов в законодательстве, будет способствовать усилению прокурорского надзора за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и, самое главное, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты:

1.         Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2.         Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // Российская газета. 1998. 11 августа.

3.         ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2201-1 от 17.01.1992 (в ред. от 28.11.2009) // Российская газета. 1992. 18 февраля.

4.         ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» № 144-ФЗ от 05.07.1992 (в ред. от 01.01.2010) // Собрании законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. ст. 3349.

5.         ФЗ РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 18.07.2009 № 180-ФЗ) // Российская газета. 2009. 21 июля.

6.         Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207 (в ред. от 27.01.2009 №55) // Законность. 2009. № 4. С. 20-37.

 

Научная литература:

1.       Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. – М. 2008. 165 с.

2.       Капканов В.И. Проблемы разграничения пресечения преступлений и провокации их совершения // Уголовное право. 2007. № 6. С. 23-27.

3.       Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб., 2001. 279 с.

4.       Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (понятие, организация, методика): Учебное пособие / Осипкин В.Н. СПб., 2007.

 

1

 



[1] О прокуратуре Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 17.01.1992 г. № 2201-1 (в ред. от 28.11.2009г) // Российская газета. 1992. 18 февраля.

[2] Прокурорский надзор за ОРД: Учебное пособие / Осипкин В.Н. СПб, 2001. С. 3.

 

[3] Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности: Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 № 207 (в ред. от 27.02.2009 № 55) // Законность. 2009. № 4. С. 20-37.

[4] Конституция Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря.

[5] Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Чувилева А.А. М.: Юристъ, 2000. С. 159

[6]   Осипкин В.Н. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Труды Санкт-Петербургского юридического института генеральной прокуратуры Российской Федерации. № 3. СПб., 2001. С. 34-40.

[7] Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб, 2001. С. 29.

 

[8] Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2008. С. 215.

[9] Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. М., 2008 . С. 136.

 

[10] Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2008. № 10. С.12.

 

[11] Прокурорский надзор за ОРД: Учебное пособие / Осипкин В.Н. СПб, 2001. 213 с.

[12] Капканов В.И. Проблемы осуществления надзора за ОРД // Адвокат. 2009. № 9. С. 25.

 


Информация о работе Прокурорский надзор в сфере ОРД