Психологическая теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин,

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава №1 Понятие и общая характеристика теории права
Л.И. Петражицкого
Право и нравственность………………………………...………………………..7
Право как фактор и продукт социально-психической жизни……………...8

Глава №2 Некоторые виды и разновидности права
Деление права на интуитивное и позитивное………………………….…..10
Интуитивное право…………………….………………………………………...12
Справедливость………………………………………………………...…….….14
Позитивное право и его виды…………………….………………………..…16
Законное право………………………………………………………………..…17
Обычное право………...……………………………………………………..….20

Заключение………………………………………………………………….……22

Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Психологическая теория права.docx

— 41.25 Кб (Скачать документ)

   Развитие  интуитивного  и  позитивного  права  определяется  в  общих  и  основных  чертах  действием  одних  и  тех  же  социально-психических  процессов,  действующих  по  одним  и  тем  же  законам,  и  лишь  в  связи  со  специфическими  различиями  интеллектуального  состава  интуитивного   и  позитивного   права  получаются  частично  различные  результаты  развития,  разные частные,  по  большей  части  несущественные,  различия  по  содержанию.

  Между  этими   видами  права   существуют  по  природе  своей  неизбежные   разногласия.   Основания  этого   положения ,  указывающее вместе  с тем характер  разных   категорий неизбежных  разногласий,  состоит в следующем:

   Во-первых,  так   как  интуитивное  право   у  разных  элементов  общества,  разных  классов  и  индивидов,  имеет  различное  в  частностях  содержание,  то  уже  в  следствие  этого такого  позитивного права,  которое совпадало бы   по  содержанию  с интуитивным правом  всех  элементов общества,  не  может быть.

   Во-вторых,  так   как  интуитивное  право   развивается  и,  стало  быть  меняет  свое  содержание  в истории постепенно,  развитие  же  позитивного права по  самой природе этого права   подвержено  задержкам и разным  иным   отступлениям     от   постепенного  развития,  то  позитивное  право должно  неизбежно в разных  своих частях    отставать от  развития  интуитивного  права и вообще  расходиться с ним по  содержанию,  вследствие  специфических различий  процессов развития.

   В-третьих,  так  как  позитивное  право  согласно  своей  природе  и  социальной  унификационной  функции расходится  и должно  неизбежно расходиться с интуитивным правом  по  степени приспособляемости к конкретным  обстоятельствам,  в частности должно  устанавливать резкие  границы,  точно определяемые  объемы  в области объектов  и релевантных фактов, игнорировать  неподдающиеся контролю  факты и проч.,  то и при отсутствии  в тех или иных  областях  разногласий и конфликтов  указанных  выше  категорий неизбежно должны  получаться  разногласия  между позитивно   и  интуитивно-правовыми  решениями  конкретных  дел  и  житейских  вопросов,  конкретных  казусов.

Таким  образом,  что  касается отношений  между  интуитивным  и  позитивным  правом  по  содержанию,  "то  здесь  имеются  минимальные  и  максимальные  пределы  согласия  между  ними,  и  фактическое  отношение  состоит в колебаниях  в  разные  моменты  истории,  у  разных  народов и  т. д.,  между  этими  пределами". 

 

2.Интуитивное   право

 

  Установленные  выше  общие  положения  о праве   содержат по  мнению Л.И. Петражицкого соответствующие учения  об  интуитивном праве:  учения  о природе его как императивно-атрибутивных  переживаний и отличии от  нравственности  как чисто императивных  переживаний; учение  о  дальнейших  особенностях  и  тенденциях,  связанных  с  этой  природой,  в  области  мотивационного  и  воспитательного  действия  соответствующих  переживаний,  в  области  условий  выполнения,  реакций  на  нарушение  и  проч.;  учение  об  элементах  интуитивного  права - о  подлежащих  эмоциях  и представлениях:  объектных,  субъектных  и  релевантных  фактах;  учение  о  соответствующих  проекциях:  о  нормах,  правоотношениях, обязанностях  и  правах   интуитивного   права     и  их         представляемых       элементах.  Л.И.  Петражицкий  считает,  что задачей специального  учения  об  интуитивном праве является  дополнительное  выяснение того,  что специально  свойственно интуитивному  праву по  сравнению и   по  отношению к  позитивному.

    Законы,  массовое  правовое  поведение  людей,  служащее  нормативным  фактом  в  области  обычного  права,  и  другие  нормативные  факты   представляют  не  что  иное,  как    продукты  проявления   интуитивного  права  соответствующих   лиц,  индивидов  и  масс,  получающие  затем  в  психике   других  самостоятельное  значение.

  Интуитивное  право   имеет свою,  ограниченную,  сферу   существования  и  действия,  и   вопросы  формальностей,  технических  порядков и т.  п.,  поскольку  они  подвергаются  правовому   решению,  относятся   к  исключительной  компетенции   позитивного  права.

  По  поводу  же  действия  интуитивного  права  в  пользу  соответственных  изменений  позитивного  права,  а  также  по  поводу  соответственного  влияния  интуитивного  права  на  толкование,  научную  разработку  и  применение  позитивного  права  автор  замечает,  что  подлежащее  действие  интуитивного  права  по  большей  части  остается  скрытым  и  незаметным  не  только  в  смысле  отсутствия  соответственного  словесного  или  письменного  выражения,  но  и  в  смысле  отсутствия  знания и  понимания  действующими,  например,  отстаивающими известное толкование  существующего права или известную его реформу под влиянием  давления  интуитивного  права,  того,  что   их  заставляет  действовать в соответственном направлении.  Интуитивное право действует в качестве  незримого,  закулисного  фактора,    на  сцене  же  появляются разные  иные  аргументы  и   соображения,  составляются  разные  теории,  политические,  социальные  учения.  Несмотря  на  свою  подчас  большую  поверхностность,  односторонность  и  произвольность,  подлежащая  аргументации,  теории,  учения,  раз  они  по  своему  направлению  соответствуют  требованиям  зарождающегося  и  укореняющегося  интуитивного  права,  представляются  люди  весьма  удачными  и  убедительными,  приобретают  распространение  и  популярность,  иногда  такую  же  веру  и  почитание,   как  бывает  в  религиозной  области.  Сила  их  коренится  не  в  их  интеллектуальном  содержании,  а  в эмоциональной интуитивно-правовой  почве.

     Сферой  действия  интуитивного  права  является  область наделения  благами   и  причинения  зол,  распределение   благ  и  зол,  в  отличии  от  позитивного права,  которое решает  неотносящиеся  к этой  сфере вопросы,  вопросы формальностей,  технических порядков  и т.  п.

      Интуитивное  право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с правом естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый не имел отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию "возрожденного естественного права", которое сформировалось в кружке московского главы этого направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно подчеркивал, что естественное право по Новгородцеву есть лишь проект рационального, желательного, "правильного" права и поэтому никак не может быть с научных позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права на два вида по признаку существования и желательности существования представляет собой такую же классификационную несообразность как, например, деление собак на две породы: существующие собаки и "будущие" или "идеальные" собаки. Интуитивное право, вследствие своей нефиксированности, независимости от нормативных фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет специфически индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной психологической мотивации, играет решающую роль в определении поведения человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов.

 

3. Справедливость

 

   В  справедливости  люди  усматривают    высший  руководящий  свет;  в  вере  в  существование  справедливости  они   находят  успокоение  и  утешение  в  бедствиях   и  страданиях жизни.  Но  что  такое справедливость,  где  и  в  каком   виде  она  существует,  каков   ее  принцип?  На  эти  вопросы  пытается  ответить  Л.И.  Петражицкий  в своем труде "Теория  права и государства в связи с теорией нравственности".

  В  изложенном  выше  интуитивном   праве  содержаться   данные  для  разрешения проблемы  о  природе  справедливости.  А  дело  в  том, что   по  словам  Л.И. Петражицкого  справедливость  представляет  собой не  что иное,  "как право в нашем смысле,  а именно  интуитивное право" .

Справедливость  как  реальное  явление  есть  явление  духовной  жизни,  психическое  явление,  и  для  научного,  достоверного  познания  соответствующих  феноменов  требуется  применение  соответствующего  метода,  самонаблюдения  и  соединенного   метода.  Применяя  этот  метод  Л.И.  Петражицкий  считал,  что мы  имеем дело  не  с переживаниями симпатии  по  чьему-либо  адресу,  не  с суждениями  об  общественной  целесообразности  или вообще  какими  бы  то  ни  было  приспособленными  суждениями  и расчетами и т.  д.,  а с принципиальными,  нормативными  переживаниями в смысле  соответствующего  образованного выше  понятия;  здесь имеются этические эмоции,  эмоции  долга,  соответствующее поведение представлено  у автора  как должное,  независимо  от  каких либо  целей и расчетов.  Из  этого следует,  что представление или восприятие  чужого  поступка,  представляющегося нам явно   несправедливым  по  отношению к кому-либо,  вызывает  соответствующее этическое порицание или негодование;  воспоминания  же  о   собственном поступке  этого рода  вызывает  соответствующие этические угрызения совести.

  Применяя  деление   права  на  два  вида:  интуитивное   и  позитивное  и  изучая  переживания  справедливости  с  этой  точки  зрения  автор констатирует,  что здесь мы  имеем дело  с интуитивно  правовыми синонимами,  с суждениями  не  о том,  что полагается  по  закону,  а по  нашим собственным,  независимым от  внешних авторитетов убеждениям.

  Сообразно  с   этим  сами  законы,  правовые  обычаи  подвергаются  критике   с  точки  зрения  справедливости,  другие  порицаются  или  даже  отвергаются  с  негодованием  как  несправедливые.

  Справедливость  отличается  индивидуальной  изменчивостью   по  содержанию,  имеет  различное   содержание  у    разных  классов   людей  и  индивидов,  обладает  большей  способностью  приспособляемости   к  конкретным  обстоятельствам,  чем  позитивное  право,  развивается   постепенно  и  незаметно.  Нормы   справедливости  представляются    с  наивно-проекционной  точки   зрения,  вследствие   независимости   от  местных  законов,  обычаев   вечными,  неизменными,  имеющими  всеобщее  значение.

 

4.  Позитивное  право  и  его  виды

 

  Под  позитивным   правом,  как  реальным  явлением  Л.И.  Петражицкий  разумеет  "императивно-атрибутные  переживания,   содержащие  в себе  представления    нормативных фактов  как оснований обязанностей". 

  В  области  позитивного   права  можно   различать   несколько   видов  и  разновидностей,  смотря  по  тому,  на  какого  рода  нормативные  факты   имеется  ссылка  в  данных  позитивно-правовых  переживаниях.

  Учение  о  видах   права  заимствовано  у  древних   римских  юристов,  но  оно   скрывается  под  своеобразным  и,  по-видимому,  означающим  нечто   иное  именем  учения  о  так   называемых  "источниках  права".  По  мнению  Л.И.  Петражицкого  к источникам  права относят законное    и обычное право.

   В  области   позитивного  права  следует   различать  три  различные   вещи:

Нормативные  факты,  соответствующие  поступки  людей,  постановления  законодателей  и  т.  д.

  Императивно-атрибутивные  переживания,  связанные  с   представлениями  этих  фактов - само  позитивное  право  как   реальный  феномен.

  Соответствующие   нормы,  эмоциональные  фантазмы,  порожденные этими переживаниями.

  В  области  изучения  позитивного  права и  отдельных   его  видов - дело  зависит   от психического  состояния   подлежащих  индивидов  или   народных  масс,  от  их  психических   склонностей,  психических  привычек  и  диспозиций,  убеждений   разного  рода. Так  что   восприятия  и  представления   соответствующих  фактов,  например,  изданных  в  надлежащей  форме   государственных  законов,  обычаев   предков  иногда   возбуждают  в  их  психике  позитивно-правовую  реакцию,  вызывают  соответствующее   позитивное  право.

    С  точки   зрения  психологической  теории  права    как  императивно-атрибутивных  переживаний  круг   факторов,  могущих  играть  роль   нормативных   в  области  позитивного   права,  значительно   шире,  и  видов  позитивного   права  значительно  больше.

 

5. Законное  право

   

  Законы, или законные  правовые нормы- выражения и понятия с точки зрения Петражицкого Л.  И. Однозначащие - суть, по господствующему определению, нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.

Далее, законы в тесном смысле автор  делит на основные, или конституционные, и обыкновенные. Основные, или конституционные законы, определяются обыкновенно как такие законы, которые определяют основные начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся порядка их изменения, характер.

В процессе образования законов  Петражицкий  Л.  И.  Различает пять стадий: 1) почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

Под законодательною инициативою  в техническом смысле подразумевается   внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении  или отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

  Промульгацией  называется  повеление  со  стороны  главы   государства  обнародовать  и   исполнять  утвержденный  им  закон.

  Закон вступает в  действие, признается обязательным  для граждан, не раньше обнародования.  Момент начала действия закона  может быть установлен в самом  законе; в частности, в области  обширных и заключающих в себе  много новшества законов момент  начала действия отлагается нередко  на более или менее продолжительное  время, для доставления населению  возможности надлежащего ознакомления  с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными народонаселению с момента выхода  в свет  того  номера  официального  издания,  в котором он  напечатан.

Информация о работе Психологическая теория права