Психологическая теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин,

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава №1 Понятие и общая характеристика теории права
Л.И. Петражицкого
Право и нравственность………………………………...………………………..7
Право как фактор и продукт социально-психической жизни……………...8

Глава №2 Некоторые виды и разновидности права
Деление права на интуитивное и позитивное………………………….…..10
Интуитивное право…………………….………………………………………...12
Справедливость………………………………………………………...…….….14
Позитивное право и его виды…………………….………………………..…16
Законное право………………………………………………………………..…17
Обычное право………...……………………………………………………..….20

Заключение………………………………………………………………….……22

Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Психологическая теория права.docx

— 41.25 Кб (Скачать документ)

И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и законах  должен быть перенесен в область  право-психологического действия; существенно  не то, от кого исходит закон, от данного  государства, его органов или  от кого-либо другого, а то, что соответственный  акт получает в данном государстве  силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное императивно-аттрибугивное сознание.

      Петражицкий  Л.  И.  Определяет:

1. Законное право, как  императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на нормативные факты.

2. Законы - как представляемые  односторонние правовые распоряжения  кого-либо, поскольку они являются  нормативными фактами (т. е.  Поскольку подлежащие представления  оказывают соответственное влияние  на чью-либо правовую психику,  возбуждая или устраняя, или изменяя    императмвн-аттрибутивные  переживания)

Установленные массы и  классовые понятия законного  права и законов, объемлющие несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о законах, допускают деление на разные виды, подвиды т и разновидности с различных точек зрения и для различных теоретических и практических надобностей, в том числе для получения более узких классов и классовых понятий, удовлетворяющих потребностям офиииально-правовой и практическо-догматической юриспруденции.

Петражицкий  допускает деление права:

1.  По  тем  представляемым   существам, от которых они представляются  исходящими на божеские и человеческие.

2. Смотря по разным  общественным сферам действия, можно  различать законы и законное  право: семейственные, родовые,  общинные, государственные, церковные  и т. д.

З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве, законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные. Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например, акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.

   Характерною особенностью  законодательства и законного  права по отношению к другим  видам нормативных фактов и  позитивного права, в частности  по отношению к обычному праву,  является то, что здесь одно  лицо или известная группа  лиц может по своему усмотрению  вызывать в психике других, в  частности в психике более или менее обширных народных масс, такое право на будущее время, какое ему или ей представляется с какой-либо точки зрения желательным, а равно устранять, отменять существующее право и производить разные другие изменения в чужой правовой психике и жизни (впрочем, разумеется, в пределах своего законодательного авторитета и соблюдения других условий успешного нормативного действия законодательных постановлений, избегания резких противоречий с интуитивным правом и т. д.). При этом подлежащие правовые изменения, в том числе такие, которые могут происходить в виде медленного и постепенного развития и без законодательного вмешательства, например, путем соответственного развития обычного права, в области законодательства могут быть произведены внезапно, сразу, в избранное по усмотрению время. С этими особенностями связаны разные дальнейшие характерные свойства законодательства и законного права, в частности разные его достоинства и недостатки по сравнению с другими видами нормативных фактов и позитивного права.

 

6. Обычное  право

 

   Обычное право  обыкновенно определяется как  такое право, которое, не будучи  установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или - которое выражается в постоянном  однообразном соблюдении известных   правил поведения.

  Петражицкий  различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков, старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно соблюдаемого, общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным, второе новообразным; в области обычно-правовой психика первого вида престиж, авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при прочих равных условиях тем выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем святее.; в области обычно-правовой психики второго рода она при прочих равных условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно соблюдаемым в подлежащей сфере представляется данное правовое  поведение.

Человеческая культура, в  том числе хозяйственная жизнь,  орудия и способы производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально  времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени на низших, примитивных стадиях развития жизнь  относительно неизменна, процесс культурных изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития изменения  делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения человеческой жизни, для которых на примитивных стадиях требуются десятки тысяч лет, происходят на последующих ступенях в течение тысячелетий, затем столетиями, а теперь, в частности, под влиянием могучего фактора человеческого прогресса - науки, десятилетия вносят более сильные изменения, чем какие прежде достигались в течение тысячелетии, а отсюда по отношению к обычному праву вытекают следующие положения:

1. Косность и архаичность  обычного права, медленность развития  и относительная неподвижность.

2. Чем выше ступень  культуры, тем более консерватизм  обычного права делается отрицательным   фактором социальной жизни и  культуры и ее прогресса. 

3. Сообразно великой ценности  обычного права и вообще обычаев  предков (в том числе нравственных, технических и иных) на  низших  ступенях культуры, как основного  разумного руководства социальной  и индивидуальной жизни имеют  великий престиж и ореол.  Обычное  право имеет великую мотивацию  иную и культурно  воспитательную  силу и ценность, а законодательство  относительно бессильно и малоценно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

      И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от максимально реифицированной правовой действительности, существующей вне субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

    Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения.

     Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно расширялась.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы:

 

Азаркин  Н.  М. История юридической мысли России: Курс  лекций. -   М.:  Юридическая литература,  1999

Антология  мировой  правовой мысли  в  пяти  томах/ под  ред.  И.  А.  Исаева. - М.:  Мысль,  1999 

  Большой  словарь   иностранных  слов/ сост.  А.  Ю.  Москвин. - М.:  Центрполиграф, 2001

  Большой  юридический  словарь/ под  ред.  А.  Я.  Сухарева,  В.  Е.  Крутских. - М.: Инфра - М,  2002

Вилюнас  М.  Психология  эмоциональных явлений. -   М.,  1976

История  политических  и  правовых  учений          века. - М: Юридическая  литература,  1995

  История  политических  и  правовых  учений:  учебник   для  вузов./  под ред.  В.  С.  Нерсесянца

История  русской  правовой  мысли. - М.: Остожье ,  1998

  Петражицкий Л.  И.  Теория  государства и права в связи с теорией нравственности. - М.: Проспект, 1999

Петровский  А.  В.  Краткий  очерк  истории  социальной  психологии. -   М., 1975

Поляков  А.  В.  Философия  права  Льва  Петражицкого//  Кодекс.  Правовой  научно-практический  журнал  2000. №1

 Теория  права  и  государства   :  учебник для вузов/ под ред.  М.  Н.  Марченко. - М.:  Зеркало - М,  2001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая теория права