Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:59, курсовая работа
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.
За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин,
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава №1 Понятие и общая характеристика теории права
Л.И. Петражицкого
Право и нравственность………………………………...………………………..7
Право как фактор и продукт социально-психической жизни……………...8
Глава №2 Некоторые виды и разновидности права
Деление права на интуитивное и позитивное………………………….…..10
Интуитивное право…………………….………………………………………...12
Справедливость………………………………………………………...…….….14
Позитивное право и его виды…………………….………………………..…16
Законное право………………………………………………………………..…17
Обычное право………...……………………………………………………..….20
Заключение………………………………………………………………….……22
Список используемой литературы…………………
И здесь следует сказать:
центр тяжести понятия и учения
о законном праве и законах
должен быть перенесен в область
право-психологического действия; существенно
не то, от кого исходит закон, от данного
государства, его органов или
от кого-либо другого, а то, что соответственный
акт получает в данном государстве
силу нормативного факта, т. е. Вызывает
соответственное императивно-
Петражицкий Л. И. Определяет:
1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на нормативные факты.
2. Законы - как представляемые
односторонние правовые
Установленные массы и классовые понятия законного права и законов, объемлющие несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о законах, допускают деление на разные виды, подвиды т и разновидности с различных точек зрения и для различных теоретических и практических надобностей, в том числе для получения более узких классов и классовых понятий, удовлетворяющих потребностям офиииально-правовой и практическо-догматической юриспруденции.
Петражицкий допускает деление права:
1. По тем представляемым
существам, от которых они
2. Смотря по разным
общественным сферам действия, можно
различать законы и законное
право: семейственные, родовые,
З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве, законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные. Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы, а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например, акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.
Характерною особенностью
законодательства и законного
права по отношению к другим
видам нормативных фактов и
позитивного права, в
6. Обычное право
Обычное право
обыкновенно определяется как
такое право, которое, не
Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев предков, старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно соблюдаемого, общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно старообразным, второе новообразным; в области обычно-правовой психика первого вида престиж, авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при прочих равных условиях тем выше, чем старее, древнее представляется данный обычай: чем старее, тем святее.; в области обычно-правовой психики второго рода она при прочих равных условиях тем выше, чем более общепринятым и неуклонно соблюдаемым в подлежащей сфере представляется данное правовое поведение.
Человеческая культура, в
том числе хозяйственная жизнь,
1. Косность и архаичность
обычного права, медленность
2. Чем выше ступень
культуры, тем более консерватизм
обычного права делается
3. Сообразно великой ценности
обычного права и вообще
Заключение:
И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию. В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания, описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную власть, через аппарат государства. В социологическом варианте правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от максимально реифицированной правовой действительности, существующей вне субъекта (юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.
Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно) возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного исполнения.
Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути, сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового непомерно расширялась.
Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.
Список использованной литературы:
Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 1999
Антология мировой правовой мысли в пяти томах/ под ред. И. А. Исаева. - М.: Мысль, 1999
Большой словарь иностранных слов/ сост. А. Ю. Москвин. - М.: Центрполиграф, 2001
Большой юридический словарь/ под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - М.: Инфра - М, 2002
Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976
История политических и правовых учений века. - М: Юридическая литература, 1995
История политических и правовых учений: учебник для вузов./ под ред. В. С. Нерсесянца
История русской правовой мысли. - М.: Остожье , 1998
Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. - М.: Проспект, 1999
Петровский А. В. Краткий очерк истории социальной психологии. - М., 1975
Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого// Кодекс. Правовой научно-практический журнал 2000. №1
Теория права и государства : учебник для вузов/ под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зеркало - М, 2001