Публичное и частное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть зарождение и развитие идей «частного» и «публичного» в права;
2. Раскрыть становление и развитие частного и публичного права в России;
3. Охарактеризовать предмет и структуру частного права;
4. Выявить предмет и структура публичного права.

Содержание

Введение 4

Глава 1. Частное и публичное право: из истории становления и развития 7

1.1 Зарождение и развитие идей «частного» и «публичного» в права 7

1.2 Понятие частного и публичного права 15

Глава 2. Частное право: предмет и структура частного права, отросли частного право в РФ 19

2.1 Предмет и структура частного права 19

2.2 Соотношение гражданского, трудового и семейного права в частном 24

Глава 3. Предмет и структура публичного права. Проявления «публичного право» в отраслях права 27

3.1 Предмет и структура публичного права 27

3.2 Проявление «публичного права» в отраслях права 29

Заключение 34

Список литературы 37

I. Нормативные акты 37

Приложение 1. 40

Работа состоит из  1 файл

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО курсовая.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Глава 3. Предмет и структура  публичного права. Проявления «публичного право» в отраслях права 

3.1 Предмет и структура  публичного права 

 
Генетические корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. 
 
Публичное право есть своего рода функционально – структурная подсистема права, выражающая государственные, и общественные отношения15 
 
К предмету регулирования публичным правом относятся следующие объекты: 
 
- устройство и функционирование государства и его институтов; 
 
- институты гражданского общества; 
 
- механизм и уровни самоуправления: 
 
- основы правовой системы правотворчества и правоприменения; 
 
- принципы нормы и институты межгосударственных отношений и международных организаций. 
 
Часть предметов регулирования публичным правом относится к его исключительной сфере, поскольку оно охватывает преимущественно властеотношения как ядро правоотношений. Другая часть предметов является как бы смежной, пронизывая все отрасли частного нрава. Степень проникновения является конечно, неодинаковой в различных отраслях. 
 
В настоящий период произошло перемещение ряда объектов публично-правового регулирования в сферу частно-правового регулирования. Это касается:  
 
- сфер деятельности предприятий и иных хозяйствующих субъектов, где резко сужена зона административного управления и регулирования; 
 
- расширение областей проявления человеческой свободы и укрепления гарантий прав гражданина; 
 
- открытого простора институтам гражданского общества – партиям общественным организациям и движениям. 
 
- увеличения в общественной нормативной системе удельного веса саморегуляции, в том числе договорного регулироывания. 
 
Публичное право заимствует и преобразует ряд институтов частного права в частности договора. Эта тенденция характерна для многих зарубежных государств. 
 
Отрасли публичного права обозначены в конституциях. Такое чаще всего свойственно конституциям федеративных государств в которых разграничивается законодательная компетенция федерации и ее субъектов. Предметом разграничения могут быть также отрасли законодательства, их подотрасли, правовые институты, группы однородных законов, отдельные законодательные акты. 
 
В Российской конституции в статье 11, 71 определены разграничение предметов ведения и предметы ведения федерации и ее субъектов16. Среди них прямо названы лишь некоторые отрасли публичного права. Это - судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-испольнительное законодательство, арбитражно-процессуальное законодательство. Это - внешняя политика и международные вопросы войны и мира, т.е., международное публичное право. 
 
В то же время четко выделены важнейшие институты ряда отраслей. Например, к конституционному праву отнесены: а) принятие и изменение федеральной Конституции, б) федеративное устройство и территория, в) гражданство, регулирование прав и свобод человека и гражданина, г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, определение статуса государственной границы, е) государственные награды и почетные звания. 
 
Как видно, отрасли публичного права ввиду их значимости и использование централизованных порядков регулирования и императивных методов составляю преимущественно федеральную компетенцию. 
 
Отрасли публичного права отличаются тремя признаками: объектом регулирования, т.е. кругом общественных отношений, методами правого регулирования, кругом источников права и структурой нормативного массива.  
 
В публичном праве используется система понятий, которые связаны межу собой. Понятия публичного права, с одной стороны, ведут свое происхождение из теории права и государства, конституционного и административно-финансового, уголовного и международного права, будучи в них ведущими смысловым конструкциями. С другой стороны, эти понятия являются общими, «сквозными» для всех отраслей частного и публичного права. 
 
Для источников публичного права характерны прежде всего общенормативные нормы - конституции, законы, указы, постановления. Источниками публичного права также можно считать нормативные публично-правовые договоры.17

3.2 Проявление «публичного  права» в отраслях  права

 
Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия  открывает возможность дать характеристику, прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярок выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса деятельность субъектов обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. 
 
Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования - исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (ст. 10 Конституции РФ)18
 
Административное право - отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти - подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями. 
 
Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского. 
 
Уголовное право - отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права - это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи - защиту от преступлений личности, общества, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями. 
 
Экологическое право - относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. 
 
В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел19
 
Международное публичное право - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения. 
 
Гражданское право - ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право - многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др. 
 
Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г. 
 
Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты. 
 
Земельное право - это отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли. 
 
Предметом регулирования земельного права являются отношения, скла-дывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государст-вом и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений20. 
 
Таковы в общих чертах наиболее типичные и устойчивые отрасли права, относящиеся к большому роду публичного права. Их перечень не является закрытым, напротив, прогресс общества будет открывать новые правовые горизонты.

Заключение

 
Подводя итог проведенному изучению и  анализу действующего законодательства и научных публикаций специалистов в области частного и публичного права, хотелось бы отметить, что в  рамках данной работы была осуществлена попытка комплексного рассмотрения самого понятия частного и публичного права, их институтов, особенности правового регулирования и особенности проникновения их в друг друга, которые сами по себе могли бы стать отдельным предметом серьезного научного исследования. 
 
Хотелось бы отметить, в научной литературе, вопросу частного и публичного права посвящено, относительно небольшое количество исследований, и зачастую многие исследователи, понятие частное право, отождествляют с понятием гражданское право, хотя гражданское право лишь основа частного права. 
 
Это еще раз доказывает, необходимость изучения не только, специализированных отраслей права, но и его основ. 
 
Публичное право — система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной власти между собой, а также отношения между ними и частными лицами и их объединениями, построенные на началах субординации субъектов. Для неё характерны особенности, обусловленные правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние волеизъявления властных органов как участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.  
 
Частное право - система децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения частных лиц и (или) их объединений между собой, закрепляющие свободу договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно общедозволительный способ (гражданско-правовой  
метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.  
 
В основу разграничения права на частное и публичное должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить в зависимости от способа построения и регулирования юридических отношений, присущего частному и публичному праву.  
Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или децентрализации правового регулирования.  
 
После проведенного исследования данной темы, можно сделать определенные выводы: 
 
1. Для наиболее эффективной деятельности государства и общества, необходимо разумное соотношение частного и публичного права, преобладание какого либо из них над другим приводить к кризисным явлениям в экономико-социальной жизни общества. 
 
2. В современной практике взаимное проникновение частного и публичного права, неизбежно и все более большее. 
 
3. Применение методов публичного-правового регулирования, в практической практике частных отношений необходимо и зачастую, более эффективно, чем использование методов частно-правового регулирования.

Список литературы 

I. Нормативные акты 

  1.  
    Конституция Российской Федерации. Принята  на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января. – № 7.
  2.  
    Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - N 31. - Ст. 4197.
  3.  
    Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - N 41. - Ст. 5188.
  4.  
    Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - N 31. - Ст. 4163.
  5.  
    Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 24 апреля, 13 мая, 23 июля 2008 г., 3 июня, 27 сентября, 23 ноября, 17 декабря 2009 г.) // Российская газета. - 22 декабря 2009. - N 246.
  6.  
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. от 4 октября 2010 г. N 264-ФЗ) // // Собрание законодательства РФ. – 2010. - N 41. - Ст. 5193.
  7.  
     Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2008. - N 27. - Ст. 3124.
  8.  
    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - N 31. - Ст. 4196.
  9.  
    Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – N 31. – Ст. 4193.
  10.  
    Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изм. от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – N 31. – Ст. 4193.

 
II. Научная и  учебная литература 

  1.  
    Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебное пособие / А.Б. Венгеров. – М. : Новый Юрист, 2010. – 520 с.
  2.  
    Жеругов Р.Т. Теория государства и права : учебник / Р.Т. Жеругов. – М. : Нальчик, 1999. – 390 с.
  3.  
    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права : учебное пособие / А.В. Клименко. – М. : Мастерство, 2007. – 492 с.
  4.  
    Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права : учебное пособие / С.А. Комаров. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 530 с.
  5.  
    Обществознание : учебное пособие / отв. ред. док. юрид. наук, проф. М.Н. Марченко. – М. : Зерцало, 2008. – 450 с.
  6.  
    Общая теория права : курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород : Проспект, 2005. – 482 с.
  7.  
    Основы государства и права / под ред. В.А. Ржевского, В.Т. Гайкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 478 с.
  8.  
    Основы правовых знаний / под ред. проф. З.Г. Крыловой. – М. : Экономика, 2003. – 496 с.
  9.  
    Проблемы общей теории права и государства / под ред. проф. В.С. Нерсесянца. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 612 с.
  10.  
    Спиридонов Л.И. Теория государства и права : учебник / Л.И. Спиридонов. – СПб., 2009. – 311 с.
  11.  
    Теория права и государства / под ред. проф. В.В. Лазарева. – М. : Юрист, 2010. – 548 с.
  12.  
    Теория государства и права : курс лекций / под ред. проф. М.Н. Марченко. – М. : Юристъ, 2009. – 564 с.
  13.  
    Теория государства и права : курс лекции / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М. : Юристъ, 2010. – 573 с.
  14.  
    Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М. : НОРМА, 2010. – 616 с.
  15.  
    Теория государства и права : учебное пособие / под ред. проф. А.В Малько. – М., 2009. – 580 с.
  16.  
    Теория государства и права : учебник для вузов / под ред. проф. Г.Н. Манова – М. : Юристъ, 2009. – 478 с.
  17.  
    Хропанюк В.Н. Теория государства и права : учебник / В.Н. Хропанюк / В.Н. Хропанюк. – М., 2007. – 380 с.
  18.  
    Черданцев А.Ф. Теория государства и права : учебник для вузов / А.Ф. Черданцев. – М. : Юрайт, 2010. – 457 с.
  19.  
    Чиркин В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2008. – 398 с.
 

Приложение 1.

 
 
Система права 
 
 

 
Система публичного права
 
Система частного права
 
Конституционное право 
 
Административное право 
 
Финансовое право 
 
Уголовное право 
 
Экологическое право 
 
Уголовно-процессуальное 
 
Гражданско-процессуальное 
 
Международное публичное право (в той части, которая выступает источником Российского права)
 
Гражданское право 
 
Семейное право 
 
Трудовое право 
 
Земельное право 
 
Международное частное право

 

 
1 Нерсесянц В.С. Право и закон  / В.С. Нерсесянц. - М., 1983. – С. 45.

 
2 Омельченко О.А. Основы римского  права / О.А. Омельченко. - М., 2004. –  С. 22.

 
3 Исаев И.А. История государства  и права России / И.А. Исаев. - М., 2009. – С. 32.

 
4 Коркунов Н.М. Лекции по общей  теории права (по изд. 1898 г.) / Н.М.  Коркунов - СПб., 1995. - С. 165.

 
5 Шершеневич Г.Ф. Общая теория  права (по изд. 1912 г.) / Г.Ф. Шершеневич. – М., 1994. - С. 509.

 
6 Шершеневич Г.Ф. Общая теория  права (по изд. 1912 г.) / Г.Ф. Шершеневич. – М., 1994. - С. 513.

 
7 Конституция Российской Федерации.  Принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января. – № 7. –  Ст. 2.

 
8 Теория права и государства / под ред. проф. В.В. Лазарева. – М. : Юрист, 2010. – С. 251.

 
9 Проблемы общей теории права  и государства / под ред. проф. В.С. Нерсесянца. – М. : ИНФРА-М, 2008. – С. 167.

 
10Теория государства и права  : курс лекции / под ред. Н.И.  Матузова, А.В. Малько. – М. : Юристъ, 2010. – С. 311.

 
11 Семейный кодекс Российской  Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. от 30 июня 2008 г.) // Собрание  законодательства РФ. – 2008. - N 27. - Ст. 3124.

 
12 Гражданский кодекс Российской  Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изм. от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2010. - N 41. - Ст. 5188.

Информация о работе Публичное и частное право