Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть зарождение и развитие идей «частного» и «публичного» в права;
2. Раскрыть становление и развитие частного и публичного права в России;
3. Охарактеризовать предмет и структуру частного права;
4. Выявить предмет и структура публичного права.
Введение 4
Глава 1. Частное и публичное право: из истории становления и развития 7
1.1 Зарождение и развитие идей «частного» и «публичного» в права 7
1.2 Понятие частного и публичного права 15
Глава 2. Частное право: предмет и структура частного права, отросли частного право в РФ 19
2.1 Предмет и структура частного права 19
2.2 Соотношение гражданского, трудового и семейного права в частном 24
Глава 3. Предмет и структура публичного права. Проявления «публичного право» в отраслях права 27
3.1 Предмет и структура публичного права 27
3.2 Проявление «публичного права» в отраслях права 29
Заключение 34
Список литературы 37
I. Нормативные акты 37
Приложение 1. 40
Глава 3. Предмет и структура публичного права. Проявления «публичного право» в отраслях права
3.1 Предмет и структура публичного права
Генетические корни публичного права,
как и частного права, кроются в развивающихся
общественных отношениях.
Публичное право есть своего рода функционально
– структурная подсистема права, выражающая
государственные, и общественные отношения15
К предмету регулирования публичным правом
относятся следующие объекты:
- устройство и функционирование государства
и его институтов;
- институты гражданского общества;
- механизм и уровни самоуправления:
- основы правовой системы правотворчества
и правоприменения;
- принципы нормы и институты межгосударственных
отношений и международных организаций.
Часть предметов регулирования публичным
правом относится к его исключительной
сфере, поскольку оно охватывает преимущественно
властеотношения как ядро правоотношений.
Другая часть предметов является как бы
смежной, пронизывая все отрасли частного
нрава. Степень проникновения является
конечно, неодинаковой в различных отраслях.
В настоящий период произошло перемещение
ряда объектов публично-правового регулирования
в сферу частно-правового регулирования.
Это касается:
- сфер деятельности предприятий и иных
хозяйствующих субъектов, где резко сужена
зона административного управления и
регулирования;
- расширение областей проявления человеческой
свободы и укрепления гарантий прав гражданина;
- открытого простора институтам гражданского
общества – партиям общественным организациям
и движениям.
- увеличения в общественной нормативной
системе удельного веса саморегуляции,
в том числе договорного регулироывания.
Публичное право заимствует и преобразует
ряд институтов частного права
в частности договора. Эта тенденция характерна
для многих зарубежных государств.
Отрасли публичного права обозначены
в конституциях. Такое чаще всего свойственно
конституциям федеративных государств
в которых разграничивается законодательная
компетенция федерации и ее субъектов.
Предметом разграничения могут быть также
отрасли законодательства, их подотрасли,
правовые институты, группы однородных
законов, отдельные законодательные акты.
В Российской конституции в статье 11, 71
определены разграничение предметов ведения
и предметы ведения федерации и ее субъектов16.
Среди них прямо названы лишь некоторые
отрасли публичного права. Это - судоустройство
и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное,
уголовно-испольнительное законодательство,
арбитражно-процессуальное законодательство.
Это - внешняя политика и международные
вопросы войны и мира, т.е., международное
публичное право.
В то же время четко выделены важнейшие
институты ряда отраслей. Например, к конституционному
праву отнесены: а) принятие и изменение
федеральной Конституции, б) федеративное
устройство и территория, в) гражданство,
регулирование прав и свобод человека
и гражданина, г) установление системы
федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, определение
статуса государственной границы, е) государственные
награды и почетные звания.
Как видно, отрасли публичного права ввиду
их значимости и использование централизованных
порядков регулирования и императивных
методов составляю преимущественно федеральную
компетенцию.
Отрасли публичного права отличаются
тремя признаками: объектом регулирования,
т.е. кругом общественных отношений, методами
правого регулирования, кругом источников
права и структурой нормативного массива.
В публичном праве используется система
понятий, которые связаны межу собой. Понятия
публичного права, с одной стороны, ведут
свое происхождение из теории права и
государства, конституционного и административно-финансового,
уголовного и международного права, будучи
в них ведущими смысловым конструкциями.
С другой стороны, эти понятия являются
общими, «сквозными» для всех отраслей
частного и публичного права.
Для источников публичного права характерны
прежде всего общенормативные нормы -
конституции, законы, указы, постановления.
Источниками публичного права также можно
считать нормативные публично-правовые
договоры.17
3.2 Проявление «публичного права» в отраслях права
Выявление природы и общих институтов
публичного права как родового понятия
открывает возможность дать характеристику,
прежде всего тех отраслей права,
которые полностью входят в его орбиту.
Эти отрасли отличаются однородной нормативной
структурой и методами регулирования.
Для них свойственны в ярок выраженной
форме правовое обеспечение публичного
интереса деятельность субъектов обладающих
властными полномочиями, принятие общерегулирующих
актов и дача обязательных предписаний,
использование правоохранительных процедур.
Конституционное право - ведущая отрасль
национальной правовой системы, представляющая
совокупность правовых норм, определяющих
основы конституционного строя, правовое
положение человека и гражданина и закрепляющих
государственное устройство, систему
государственной власти и местного самоуправления.
Конституционное право характеризуется
особым предметом и методом регулирования.
Предметом конституционного права являются
общественные отношения, возникающие
в процессе реализации суверенитета российского
народа во всех его формах, обеспечения
функционирования институтов представительной
и непосредственной демократии. Специальная
роль и назначение конституционного права
заключается в обеспечении полновластия
народа во всех сферах жизнедеятельности
общества. Это направление правового регулирования
- исключительная прерогатива конституционного
права, и она не свойственна какой-либо
иной отрасли права. Как отрасль публичного
права конституционное право пользуется
методом правового воздействия, присущим
всем отраслям публичного права. Вместе
с тем конституционное право имеет особый
способ конституционного воздействия
- установление, существенно отличающийся
от иных способов правового регулирования
(дозволения, предписания и запрета). Юридическая
конструкция конституционного установления
такова, что оно не предполагает точно
определенных (персонифицированных) прав
и обязанностей конкретных субъектов,
участников правовых отношений - конституционные
установления имеют всеобщий, универсальный
характер, обращены ко всем или ко многим
видам субъектов, как правило, не порождают
конкретных правоотношений, реализуясь
в так называемых общих конституционных
отношениях (ст. 10 Конституции РФ)18.
Административное право - отрасль публичного
права, предметом регулирования которой
являются отношения, складывающиеся в
процессе организации и деятельности
органов исполнительной власти. Нормами
административного права регулируются
публичноправовые отношения власти - подчинения,
в которых одной из сторон обязательно
выступает исполнительный орган власти
(должностное лицо), наделенный государственно-властными
полномочиями.
Финансовое право как отрасль публичного
права представлена совокупностью норм,
посредством которых осуществляется регулирование
отношений, возникающих в процессе образования,
распределения и использования денежных
фондов государства. В отличие от административно-правовых
финансовые правоотношения - это имущественные
(денежные) отношения, которые возникают
в процессе финансовой деятельности государства
по поводу денежных средств. Особенностью
финансового права является наличие в
его составе подотраслей права - бюджетного,
налогового, банковского.
Уголовное право - отрасль публичного
права, регулирующая отношения, связанные
с преступностью и наказуемостью деяний.
Как всякая отрасль права уголовное право
состоит из совокупности правовых норм.
Нормы уголовного права - это нормы-запреты.
Они запрещают общественно опасные действия
и бездействия людей под угрозой применения
особых средств государственного принуждения
- уголовного наказания. Уголовное право
как совокупность правовых норм подразделяется
на Общую и Особенную части. В Общей части
содержатся общие положения об уголовной
ответственности, понятие преступления,
формы и виды вины, обстоятельства, исключающие
преступность и наказуемость деяния, порядок
и условия уголовной ответственности
при различных формах неоконченного преступления,
ответственность за соучастие в преступлении,
понятие и виды уголовного наказания,
порядок и основания назначения наказания
и освобождения от уголовной ответственности.
В Общей части также определяются условия
условного осуждения, понятия судимости
и способов ее прекращения, понятие амнистии,
помилования и др. Если Общая часть закрепляет
общие положения, принципы и институты
уголовного права, то Особенная часть
предусматривает конкретные виды преступлений
и указывает наказания, которые могут
быть применены за их совершение. Общая
и Особенная части тесно взаимосвязаны,
характеризуются единством. Это единство
проявляется в том, что они выполняют одни
и те же задачи - защиту от преступлений
личности, общества, государства; нормы
Общей части являются базой для норм Особенной
части. В нормах Особенной части конкретизируются
общие понятия о преступлении, содержащиеся
в Общей части. Особенная часть определяет
и описывает те виды деяний, которые уголовный
закон считает преступлениями.
Экологическое право - относительно «молодая»
ветвь права, нормы которой регулируют
отношения людей, организаций в целях
рационального использования природных
ресурсов, защиты окружающей среды.
В систему публичного права входят и процессуальные
отрасли права - уголовно-процессуальное
и гражданско-процессуальное (судебное
право). Нормы уголовно-процессуального
права предназначены для регулирования
деятельности по расследованию, рассмотрению
и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное
право имеет своим служебным назначением
установление порядка и процедуры разрешения
судами гражданских дел19.
Международное публичное право - не являющаяся
составной частью национальной системы
права совокупность норм и принципов,
содержащихся в конвенциях, международных
договорах, актах и уставах международных
организаций, которые регулируют отношения
между государствами и иными участниками
международного общения.
Гражданское право - ведущая, базовая отрасль
частного права, предметом регулирования
которой являются имущественные и связанные
с ним неимущественные отношения, основанные
на равенстве, автономии воли и имущественной
самостоятельности их участников. Гражданское
право - многосоставная отрасль права,
ее содержанием охватываются такие подотрасли,
как авторское, наследственное, изобретательское
и др.
Предметом регулирования семейного права
являются личные и связанные с ними имущественные
отношения, возникающие из брака и принадлежности
к семье. Семейный кодекс Российской Федерации,
которым регулируются эти отношения, равно
как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1
марта 1996 г.
Трудовым правом как частью системы частного
права регулируются отношения по применению
труда на государственных, общественных
и частных предприятиях, в учреждениях
и организациях на основе сочетания интересов
их участников. Предметом регулирования
в трудовом праве являются отношения работника
с работодателем по поводу его труда. Субъектами
(сторонами) трудовых правоотношений выступают
работники (трудоспособные граждане, достигшие
шестнадцатилетнего возраста), работодатели
или предприятия любых форм собственности
в лице их администрации, трудовой коллектив,
в некоторых случаях административные
управляющие (должностные лица, назначенные
при санации предприятия-банкрота с целью
оздоровления производства) и некоторые
другие субъекты.
Земельное право - это отрасль частного
права, регулирующая отношения, связанные
с владением, пользованием и эксплуатацией
земли.
Предметом регулирования земельного права
являются отношения, скла-дывающиеся между
гражданами, юридическими лицами, а также
государст-вом и его органами в процессе
реализации права собственности на землю,
обеспечения ее охраны и повышения почвенного
плодородия. Субъектами земельного права
выступают граждане РФ и иностранных государств,
лица без гражданства, юридические лица,
государство и субъекты, которые могут
являться участниками земельно-правовых
отношений20.
Таковы в общих чертах наиболее типичные
и устойчивые отрасли права, относящиеся
к большому роду публичного права. Их перечень
не является закрытым, напротив, прогресс
общества будет открывать новые правовые
горизонты.
Заключение
Подводя итог проведенному изучению и
анализу действующего законодательства
и научных публикаций специалистов
в области частного и публичного
права, хотелось бы отметить, что в
рамках данной работы была осуществлена
попытка комплексного рассмотрения самого
понятия частного и публичного права,
их институтов, особенности правового
регулирования и особенности проникновения
их в друг друга, которые сами по себе могли
бы стать отдельным предметом серьезного
научного исследования.
Хотелось бы отметить, в научной литературе,
вопросу частного и публичного права посвящено,
относительно небольшое количество исследований,
и зачастую многие исследователи, понятие
частное право, отождествляют с понятием
гражданское право, хотя гражданское право
лишь основа частного права.
Это еще раз доказывает, необходимость
изучения не только, специализированных
отраслей права, но и его основ.
Публичное право — система централизованного
регулирования, обеспечиваемая правовым
блоком, включающим нормы права, институты
и отрасли, определяющие область реализации
публичных интересов, регулирующие публично-правовые
отношения - отношения органов публичной
власти между собой, а также отношения
между ними и частными лицами и их объединениями,
построенные на началах субординации
субъектов. Для неё характерны особенности,
обусловленные правовым режимом публичной
власти: преимущественно разрешительный
способ правового регулирования, односторонние
волеизъявления властных органов как
участников соответствующих правоотношений,
иерархические связи и вытекающая отсюда
императивность правовых норм.
Частное право - система децентрализованного
регулирования, обеспечиваемая правовым
блоком, включающим в себя нормы права,
институты и отрасли, определяющие область
реализации частных интересов, регулирующие
частноправовые отношения - отношения
частных лиц и (или) их объединений между
собой, закрепляющие свободу договорных
связей, построенные на началах координации
субъектов. Для неё характерен преимущественно
общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся
началами автономии, юридического равенства
субъектов, их несоподчиненностью и обусловленной
этим диспозитивностью правовых норм.
В основу разграничения права на частное
и публичное должен быть положен формальный
критерий, т.е. различие следует проводить
в зависимости от способа построения и
регулирования юридических отношений,
присущего частному и публичному праву.
Наиболее приемлемым среди формальных
критериев разграничения является положение
субъекта в правоотношении и признак централизации
или децентрализации правового регулирования.
После проведенного исследования данной
темы, можно сделать определенные выводы:
1. Для наиболее эффективной деятельности
государства и общества, необходимо разумное
соотношение частного и публичного права,
преобладание какого либо из них над другим
приводить к кризисным явлениям в экономико-социальной
жизни общества.
2. В современной практике взаимное проникновение
частного и публичного права, неизбежно
и все более большее.
3. Применение методов публичного-правового
регулирования, в практической практике
частных отношений необходимо и зачастую,
более эффективно, чем использование методов
частно-правового регулирования.
Список
литературы
I.
Нормативные акты
II. Научная и
учебная литература
Приложение 1.
Система права
|
1 Нерсесянц В.С. Право и закон
/ В.С. Нерсесянц. - М., 1983. – С. 45.
2 Омельченко О.А. Основы
3 Исаев И.А. История
4 Коркунов Н.М. Лекции по общей
теории права (по изд. 1898 г.) / Н.М.
Коркунов - СПб., 1995. - С. 165.
5 Шершеневич Г.Ф. Общая теория
права (по изд. 1912 г.) / Г.Ф. Шершеневич.
– М., 1994. - С. 509.
6 Шершеневич Г.Ф. Общая теория
права (по изд. 1912 г.) / Г.Ф. Шершеневич.
– М., 1994. - С. 513.
7 Конституция Российской
8 Теория права и государства /
под ред. проф. В.В. Лазарева. – М. : Юрист,
2010. – С. 251.
9 Проблемы общей теории права
и государства / под ред. проф.
В.С. Нерсесянца. – М. : ИНФРА-М, 2008.
– С. 167.
10Теория государства и права
: курс лекции / под ред. Н.И.
Матузова, А.В. Малько. – М. : Юристъ, 2010.
– С. 311.
11 Семейный кодекс Российской
Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
(с изм. от 30 июня 2008 г.) // Собрание
законодательства РФ. – 2008. - N 27. -
Ст. 3124.
12 Гражданский кодекс Российской
Федерации часть первая от 30 ноября
1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996
г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г.
N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006
г. N 230-ФЗ (с изм. от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ) //
Собрание законодательства РФ. – 2010. -
N 41. - Ст. 5188.