Разделение властей в государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:49, курсовая работа

Описание

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ , которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества , появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие.

Содержание

Введение.
1. Возникновение и развитие концепции разделения властей, ее сущность.
2. Концепция разделения властей в российской истории и государственно-правовой науке.
3. Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 года.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Разделение властей.docx

— 32.92 Кб (Скачать документ)

Курсовая работа на тему "Разделение властей в  государстве

План:

Введение.

1. Возникновение  и развитие концепции разделения  властей, ее сущность.

2. Концепция разделения  властей в российской истории  и государственно-правовой науке.

3. Принцип разделения  властей в Конституции РФ 1993 года.

Заключение.

Список литературы. 

Введение. 

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ , которые, коснулись всех сфер жизни  общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества , появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все  прочнее в нашу жизнь входят такие  понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское  общество и многие другие. Одной  из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя Российской Федерации в  Конституции 1993 года. Что же привлекло  реформаторов российского государства  в данной концепции? Обратимся к  истории. 

1.Возникновение и  развитие концепции разделения  властей, ее сущность. 

Теория разделения властей зародилась во Франции в  середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии  против феодального абсолютизма, борьбой  с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление  новой концепции было связано  с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных  органов ( Монтескье занимал видное положение президента Бордоского парламента — судебного учреждения ). В своей  фундаментальной работе «О духе законов»(1748г. ) Монтескье изложил результаты длительного  исследования политико-правовых установлений нескольких государств, прийдя к выводу, что «свобода возможна при любой  форме правления, если в государстве  господствует право, гарантированное  от нарушений законности посредством  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые  взаимно сдерживают друг друга»(1). Как  видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений  властей, обеспечение политических свобод. 

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших  в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового  государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так  как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для  цивилизованного гражданского общества правление правового закона и  непредвзятое правосудие.»(6) 

Разберем поподробнее  основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть рас- пределены между разными  государственными органами. Если же в  руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления  этой властью, а следовательно, свободы  граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для  осуществления определенных функций  государства. Основное назначение законодательной  власти — «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...»(1). «Исполнительная власть в свободном  государстве предназначена для  исполнения законов, устанавливаемых  законодательной властью»(1).«Задача  судей в том, чтобы решения  и приговоры «всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает  столкновения частных лиц.»(1).Однако, «хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности  и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в  пределах их полномочий»(7). 

Во-вторых, должна действовать  система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. «Взаимовлияние законодательной  и исполнительной властей гарантирует  реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов  министры могут быть привлечены законодательным  собранием к ответственности. В  свою очередь, исполнительная власть в  лице государя сдерживает от произвола  законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент  его работы и распускает собрание...»(1). Безусловно, сейчас предусмотрен намного  более разнообразный и эффективный  механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который мы видим в  трудах Ш. Монтескье, однако уже в  его работах были заложены основные принципы и институты, посредством  которых взаимодействуют органы государственной власти ( что видно  из приведенных цитат ). 

Позднее теория разделения властей получила сильное практическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упомянуть труды  Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти —  особые проявления единой власти народа»(2). После этого «тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали.»(11).Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом. Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года. Преамбула к этому документу гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов...»(3), отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти. Наряду с утверждением единства источника власти, в Конституции США проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом документе нашла свое отражение система «сдержек и противовесов»: были предусмотрены и процедура импичмента, и отлагательное вето президента, и многие другие институты, которые являются составной частью современного права. Джеймс Медисон — четвертый президент США, игравший, по-видимому, значительную роль в создании Конституции, утверждал: «Концентрацию всей власти — законодательной, исполнительной и юридической — в одних руках...можно с полным правом считать определением тирании».(4) 

«В некоторых государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой  концепции подверглась модификациям.»(2). Конституционная доктрина ряда стран  Латинской Америки исходит из существования еще одной власти — учредительной, что связано  с частыми государственными переворотами.«О существовании четвертой — учредительной  власти говорят французские специалисты  по сравнительному конституционному праву  Ж. Блан, Ж. М. Вирье и Ф.Ваге. По существу шесть властей были перечислены  в конституции Алжира 1976 года: политическая(осуществлялась правящей...партией), контрольная, учредительная (создание и изменение конституции)»(2) и другие.

«В связи с концепцией, которая предусматривает возможность  отделения президента от исполнительной власти и характеризует его как  главу государства, встает вопрос об особой ветви власти — арбитражной. Во французской Конституции 1958 года, например, говорится, что президент  своим арбитражем обеспечивает нормальное функционирование публичных властей.

Кроме тенденции  роста «числа властей» можно отметить тенденцию к «взаимопроникновению властей»(2), чему есть масса подтверждений: утверждение палатами парламента многих должностных лиц, назначение (или  предложение кандидатов на должность) судей президентом и утверждение  их палатой парламента, полномочия Конституционного суда, совмещение мандата  министра и парламентария. «Это взаимодействие властей выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Закона, так  и в усилении элементов взаимоконтроля.»(10). Думается, подобная тенденция означает не отдаление от принципа разделения властей, а наоборот, дальнейшее развитие реализации принципа «сдержек и противовесов».

В связи с информатизацией  общества в XX веке в современной  теории государства и права принято  выделять еще одну ветвь власти —  «четвертую власть» — средства массовой информации. Дело в том, что телевидение , радио, печать и другие средства массовой информации, ставшие в наше время доступными почти всем слоям населения, не просто информируют общество о тех или иных политических событиях, но и навязывают людям свою оценку происходящего, свои идеалы, они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах, где точка зрения «масс» проявляется лишь в критических ситуациях ( революции и т.п. ) , правительства понимают всю значимость влияния «четвертой власти» на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах ( вспомнить хотя бы положе- ние средств массовой информации в России в советский период, да и в более ранние периоды истории нашей страны ). В демократических государствах «четвертая власть» — это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может, нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты, телепрограммы и т.п. Нам трудно представить себе предвыборные кампании без участия средств массовой информации, ни один закон не будет действовать, пока он не опубликован, то есть «четвертая власть» является необходимой частью функционирования системы государственных органов.

Средства массовой информации играют очень важную роль в системе «сдержек и противовесов», сдерживая действия органов государства. В результате столь широкого влияния  на жизнедеятельность государства  и общества можно с уверенностью назвать средства массовой информации «четвертой властью». 

Таковы основные изменения ( дополнения ) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю  своего существования, эта теория нашла  очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей  явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в  тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные  традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной  системы, основанной на принципе разделении властей — это относительная  стабильность внутриполитического  положения государства, потому что  разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций  в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные  мной «результаты применения теории разделения властей» относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных  друг с другом. 

2. Концепция разделения  властей в российской истории  и государственно-правовой науке. 

Итак, после исследования генезиса теории разделения властей  возникает ряд вопросов о применении данной концепции в истории российского  государства, об отношении деятелей российской государственно-правовой науки  к теории разделения властей. 

В российской истории  было не так много примеров хотя бы частичной реализации теории разделения властей. До начала XX века трудно было говорить даже о разграничении полномочий между различными государственными органами, не говоря уже о разграничении  власти между различными социальными  силами. Всевозможные реформы системы  государственных органов в лучшем случае приводили к весьма расплывчатому  разграничению функций государства  между его органами, о разделении же политической власти не шло и  речи. Монарх считался абсолютным до 1905 года, когда вопрос о разделении властей встал с особой остротой. 1905 год — важный рубеж в истории  России, помимо многих преобразований в жизни общества и государства, проведенных в результате революции, встал вопрос и о разделении властей  в России.

Как и в 18 веке во Франции, в России возникла новая  социальная сила — бур- жуазия, которая  стремилась освободиться от тормозящей развитие общества абсолютной монархии. В результате первой российской револю- ции появился первый в России парламент  — Государственная Дума. Безусловно, законодательные полномочия первых российских парламентов часто ставились  монархом под сомнение, система «сдержек и противовесов» действовала  лишь тогда, когда этого хотел  император, но это был первый серьезный  шаг на пути к реализации принципов  теории разделения властей в России. Реальные шаги к воплощению концепции  Монтескье в России были сделаны  лишь в начале XX века, но теоретические  обоснования необходимости реализации теории разделения властей можно  найти в работах и более  раннего периода, среди которых  особенно можно выделить труды М. М. Сперанского, М. М. Ковалевского, А. И. Елистратова, Б. Н. Чичерина. 

Другой период нашей  истории, на который следует обратить внимание в связи с исследованием  разделения властей в нашей стране — это советский период. С установлением  советской власти надежды сторонников  теории разделения властей на скорое ее воплощение в России стали менее  оправданы. Сначала была провозглашена  диктатура пролетариата, что прямо  противоречило идее разделения властей, позже в социалистической доктрине все более укреплялся принцип-лозунг: «Вся власть Советам!».

Информация о работе Разделение властей в государстве