Разделение властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие государственной власти и её ветвей, а также понятие правового государства.
2.Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
4. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.
5. Определить систему и функции органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Разделение властей
1.1.Истоки теории разделения властей……………………………………………………….5
1.2.Разделение властей как принцип организации государственной власти и
механизм реализации разделения властей........................................................................8
1.3. Система сдержек и противовесов.....................................................................................10
Глава 2. Правовое государство: понятие и признаки....................................................................11
Глава 3. Разделение властей в Российской Федерации, как правовом государстве…………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Библиографический список……………………….……………………………………..………..25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Правовым государство  становится только тогда, когда все  органы и граждане государства подчинены праву, все методы государственного регулирования являются правовыми и направлены на защиту прав человека и гражданина. Это базовые принципы правового государства. Нельзя принимать антиконституционные законы под предлогом целесообразности, но иногда объективные законы развития общества диктуют нам такие условия, в рамках которых мы должны найти границу между целесообразностью и не злоупотреблять своим «правом». Важно различать данные понятия. Но, несомненно, правовым государство станет только тогда, когда уровень правосознания у граждан повыситься. На современном этапе развития права можно не безосновательно сказать, что уровень правосознания у граждан России находится далеко не на низком уровне. Это обусловлено, скорее всего, историческими факторами. 70 лет мы жили то в тоталитарном, то в авторитарном государстве. У нас просто не было опыта такого государственного строительства. Права человека всячески игнорировались и нарушались. Но сейчас у нас есть все предпосылки к созданию совершенного правового государства. Многое еще предстоит сделать на пути к этому, главное не потерять «нить» и основы такого развития.24

Главной целью правового государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этой цели должны быть подчинены все органы государственной и муниципальной власти. Эти органы и являются институциональным выражением принципа «правового государства». К числу этих органов относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, Уполномоченный по правам человека и т.д.

В перечисленных органах (но и не только в них) находит  свое институциональное выражение  принцип «правового государства». Эти  органы призваны защитить права и  свободы человека и гражданина и  обеспечить эффективное функционирование остальных органов власти (в первую очередь это касается Президента).25

Исключительная роль в  защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина отводится  Президенту РФ. Согласно п.2 ст.80 Конституции  РФ, «Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». Данная формулировка основного закона не предполагает расширительного толкования, как полагают многие граждане. Это выражается в действиях граждан, касающихся подачи жалоб, заявлений и других обращений в адрес Президента РФ. Не следует данную функцию Президента РФ понимать в этом смысле. В Российской Федерации существует ряд других органов, специально предназначенных для этих заявлений и обращений (например, суд и правоохранительные органы). Функция главы государства иная, но не менее важная. Президент РФ призван обеспечить стабильность политических отношений в стране, устойчивость государственного развития. Ведь именно стабильное политические развитие может в значительной степени приблизить становление правового государства. Опыт предыдущих лет показал, что «политические крайности», (переход от социализма к демократическому правовому государству) не могут создать необходимых условий для создания реального правового государства, и уж тем более не будут способствовать формированию высокого уровня правосознания граждан. Тем же целям, а именно стабильности, но уже политических институтов власти, Президент РФ тоже способствует, путем создания необходимых условий их функционирования и выступая арбитром в споре между органами государственной власти. 
Так же одной из важнейших функций Президента РФ является создания условий для соблюдения и не нарушения прав и свобод человека и гражданина (важнейшие составляющие правового государства). Данные условия создаются посредством сохранения государственной целостности, принятие мер по охране государственного суверенитета РФ и независимости страны. Данные выводы так же следуют из смысла п.2 ст.80 Конституции РФ.

Еще одним из важнейших  институтов, от которого зависит формирование и становление Российской Федерации как правового государства является Правительство РФ. «Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации» . На данном государственном органе лежит важнейшая функция «…по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью» . В связи с этим Правительство РФ участвует в разработке государственной политики и основных целевых программ, направленных на защиту личности и общества в целом, на что и должно опираться любое правовое государство. Посредством специальных государственных органов: органов прокуратуры, юстиции, органов внутренних дел и т.д. пресекаются и предотвращаются различные правонарушения. К тому же Правительство РФ осуществляет финансирование деятельности данных органов.

С другой стороны Правительство  РФ обладает таким объемом правомочий, который не исключает возможности  нарушения прав граждан. Необходимо заметить, что наибольшая возможность нарушения прав и свобод человека и гражданина имеется у Правительства РФ как у правоприменительного органа.26

 

 

Заключение

 

Подводя итоги  исследования принципа разделения государственной  власти, можно сделать некоторые  выводы.

Разделение государственной власти (распределение полномочий по осуществлению государственной власти между независимыми друг от друга органами) вытекает из принципа правового государства.

Идея, заключенная  в принципе разделения государственной  власти, используется как основа государственного строительства в высокоразвитых странах современного мирового сообщества со своей спецификой и различиями, характерными для национальных правовых систем.

Разделение  государственной власти как формула  не является догмой, а возможна к творческому применению в любой современной демократии.

Независимость и самостоятельность  каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В идеале он должен означать, что решения, имеющие большое  значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому  вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

Законодательная власть – высшая власть в государстве, так как законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчиняться только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет ставить вопрос, какая власть важнее. Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводит к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.

Из всего  сказанного выше, можно заключить, что, разделение властей - конституционный  принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах:

а) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними;

б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов: например, в условиях Российской Федерации - федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя и не являющегося государственной категорией, но участвующего в управлении жизнью членов общества).

Назначение принципа разделения властей  — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой  различные ветви государственной  власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу. История доказала, что принцип  разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативный материал:

 

    1.        Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
    2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 11 декабря 2004 г. // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 50.
    3. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая 2004 г., 24 июля 2002 г., 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня 2004 г., 11 декабря 2004 г., 29 декабря 2004 г.), ст. 9,18 // Собрание законодательства РФ. – 1999. № 42.

 

Специальная литература:

 

    1.        Андреев Ю. Н. Участие государства в гражданско – правовых отношениях: Монография / Ю. Н. Андреев. – М.: Юридический центр Пресс, 2006. – 255с.
    2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник / Г. В. Атаманчук. – М. : Омега – Л, 2006. – 372 c.
    3. Бачило И.Л. Функции органов управления / И. Л. Бачило. – М.: Юрист, 1976. – 200 с.
    4. Булаков О.Н. Разделение властей, парламент и парламентаризм // “Черные дыры” в Российском законодательстве. - М., 2004. – 406 с.
    5. Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права: Учеб. Пособие / А. Ф. Вишневский, В. А. Кучинский, Н. А. Горбаток. – М.: Амалфея, 2002. – 656 с.
    6. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Зерцало, 1997. – 688 с.
    7. Косов Р.В. Пределы власти (история возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей): Монография. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. – 176 с.
    8. Крылова Н.С. Конституционные модели законодательной власти // Сравнительное право. – М., 1996.
    9. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. – М.: Юридическая литература, 1988.
    10.       Марченко М. Н. Разделение властей / М. Н. Марченко. - М.: Издательство Московского университета, 2004. – 346 с.
    11.        Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учеб. Пособие. – М.: Проспект, 2002. – 176 с.
    12. Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. - 1998. – №4.
    13. Смоленский М. Б. Теория государства и права: учебник / М. Б. Смоленский. – М.: Феникс, 2005. – 288 с.
    14. Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя в формировании парламентаризма в современной России //Государство и право. -2005. - №12.
    15. Черниловский З.М.  Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский. -  М. : Юрист, 1996. – 592 с.
    16. Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство / В. А. Четвернин. –М.: Норма, 2006. – 142 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип разделения властей  влечет создание противовеса каждому  виду власти. Поскольку государственная  власть едина, то ее ветви постоянно  взаимодействуют, что порождает борьбу, столкновение,  соперничество  и т.п.  Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Равновесие властей сохраняется благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек и противовесов.

Президенты некоторых  стран не могут распустить конгресс (парламент), но и конгресс не может  сместить президента и руководимых  им министров (кроме случаев импичмента); президент мог задержать закон конгресса путем отлагательного вето, но конгресс преодолевал его 2/3 голосов и т.д. В отличие от президентской республики в парламентарной республике или парламентарной монархии система сдержек и противовесов имеет другие механизмы действия. Там, например, можно уволить правительство, выразив ему вотум недоверия, однако глава государства имеет выбор: уволить правительство или распустить парламент с назначением новых выборов.

Единство власти не исключает  различий в способах осуществления  государственной власти теми или иными органами государства, не отменяет возможных конфликтов властей на правовой основе (различия, а следовательно, противоречия при решении конкретных государственных задач неизбежны уже в силу самого факта существования нескольких ветвей власти), но состязание на правовом поле требует не доводить разногласия до борьбы. По принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать согласованно, иначе невозможно управлять обществом – альтернативой этому являются анархия и распад. Такое развитие событий, когда противоречия властей доводится до стадии борьбы, как показывает опыт отдельных постсоциалистических государств и развивающихся стран, имеет только разрушительный характер.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Информация о работе Разделение властей в правовом государстве