Разделение властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование «разделения властей», как теории и принципа, оказывающих фундаментальное влияние на представление о цивилизованном устройстве человеческого общежития.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие государственной власти и её ветвей, а также понятие правового государства.
2.Рассмотреть исторические предпосылки и сам процесс возникновения теории о разделении властей;
4. Изучить развитие принципа разделения властей в современной российской государственно-правовой действительности.
5. Определить систему и функции органов законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Разделение властей
1.1.Истоки теории разделения властей……………………………………………………….5
1.2.Разделение властей как принцип организации государственной власти и
механизм реализации разделения властей........................................................................8
1.3. Система сдержек и противовесов.....................................................................................10
Глава 2. Правовое государство: понятие и признаки....................................................................11
Глава 3. Разделение властей в Российской Федерации, как правовом государстве…………...17
Заключение…………………………………………………………………………………………23
Библиографический список……………………….……………………………………..………..25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права  и свободы, участие народа в осуществлении  власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. 27Признаки правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
  7. К числу дополнительных факторов и условий становления правового   государства, видимо, можно отнести следующие:
  • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством; 
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций, в    том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических  норм;

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. 28

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности  возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная ранее, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).

Особенности механизма  правового государства заключаются  в следующем. Все его структурные  части и элементы функционируют  на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым  назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством.

Должностные лица несут  персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные  конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных  методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных реформ предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации

1 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. С. 185-193.

2 Там  же. С. 274.

3 Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988. С. 312.

4 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., «Омега - Л». 2006г. С.48

5 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., «Омега - Л». 2006г. С.50

6 Марченко М. Н. Разделение властей. М., Издательство Московского университета. 2004 г., С. 46

7 Булаков О.Н. Разделение властей, парламент и парламентаризм // “Черные дыры” в Российском законодательстве. М., 2004. С. 406

8 Бачило И.Л. Функции органов управления. М., «Юрист». 1976г. С. 43.

9 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., «Омега - Л». 2006г. С.29-30.

10 Булаков О.Н. Разделение властей, парламент и парламентаризм. М., “Мысль”, 2004г. С 86.

11 Марченко М. Н. Разделение властей. М., «Издательство Московского университета», 2004г. С. 346.

12 Косов Р.В. Пределы власти (история возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей): Монография. - Тамбов:  2005. - 176 с.

13 Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. М., “Юрист”, 1996 г. С. 401

14 Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. М., 1993. С. 61

15 Алексеев С. С. Правовое государство. М., Норма, 2006. С. 102

16 Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. М., 1993. С. 83

17 Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. М., 1993. С. 75

18 Смоленский М. Б. Теория государства и права. М., 2005. С. 143

19 Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права. М., 2002. С. 324.

20 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 25 дек.

21 Смоленский М. Б. Теория государства и права. М., 2005. С. 231.

22 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 25 дек.

23 Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права. М., 2002. С. 403.

24 Вишневский А. Ф. Общая теория государства и права. М., 2002. С. 408.

25  Участие государства в гражданско-правовых отношениях. М., 2006.  С. 314

26 Смоленский М. Б. Теория государства и права. М., 2005. С. 208

27 Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство. М., 1993. С. 61

28 Алексеев С. С. Правовое государство. М., Норма, 2006. С. 102

 


Информация о работе Разделение властей в правовом государстве