Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:39, курсовая работа
Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать все то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.
ВВЕДЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ ПРАВА
СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Осуществляя
правоприменительную
Необходимость
применения права в определенных
сферах общественных отношений диктуется
природой и характером этих отношений.
В частности:
Исходя из вышеизложенного применение, права можно определить как осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).
6Акт
правоприменения является разновидностью
понятия "акт управления" и используется
как для характеристики действия соответствующего
органа, так и формы выражения этого действия.
Причем в сфере управления такой формой
могут быть и соответствующие документы
и устные индивидуально-конкретные веления
- результат правоприменительной деятельности.
Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.
В
юридической литературе нет единства
мнений о количестве стадий правоприменения.
Наиболее типичными признаются следующие:
Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно-правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.
Разумеется,
дело заключается не в количестве
выделяемых ступеней, или стадий правоприменительного
процесса, а в их сути, в их содержании.
Вся правоприменительная деятельность
как цельный, единый процесс разбивается
на ряд стадий не ради некой самоцели,
а ради более глубокого и разностороннего
познания и совершенствования правоприменительного
процесса.
Установление фактической основы дела.
Применение права связано с конкретными жизненными обстоятельствами, образующими в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.
В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми – правомерными или неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.
Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов, показаний свидетелей и очевидцев, документов, заключений сведущих лиц и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке.
Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.
Часто в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве).
В
результате исследования фактических
обстоятельств по делу должна быть
установлена объективная истина. Это руководящее
начало, принцип деятельности органов,
применяющих правовые нормы, цель исследования
обстоятельств дела. Требования достижения
истины по делу означает, что его решение
должно основываться на достоверных, проверенных
и доказанных фактах, что необходимо полно,
всесторонне и исчерпывающе изучить все
обстоятельства дела. Истину по делу составляет
не только установление достоверности
всех фактических обстоятельств дела,
но также соответствие выводов правоприменительного
органа нормам права, то есть правильная
юридическая оценка установленных фактов.
Одни достоверные факты без раскрытия
их юридического значения не составляют
полной истины по делу. Соответствие свойств
факта и признаков, зафиксированных в
правовой норме, носит достоверный характер
и входит в понятие объективной истины
по делу. Если правоприменительный орган
установит достоверность фактических
обстоятельств, но сделает неверные выводы
об их юридическом значении, об истинности
такого решения говорить нельзя.
Установление юридической основы дела.
На
этой стадии правоприменительного процесса
дается правовая квалификация (юридическая
оценка) установленным фактическим
обстоятельствам дела, то есть решается
вопрос, какая норма права
Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяемую на данный жизненный случай.
Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяет необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института или отрасли права.
Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений (например, в рамках общего порядка купли-продажи особое правило купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.
После
этого осуществляется проверка выбранной
нормы на предмет ее действия во
времени, пространстве и по кругу
лиц. В частности, устанавливают:
Здесь же необходимо руководствоваться общим положением – «закон обратной силы не имеет», согласно которому нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу.
Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо установить ее подлинный текст. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах.
Работники
правоприменительных органов
Толкование закона и подзаконных актов.
Выбор правовых норм в ходе правоприменения неизбежно связан с уяснением их содержания. Часто в этом помогают правоприменителю разъяснения нормативно-правовых актов, которые дают разные органы и лица в официальном и неофициальном порядке. И уяснение требований норм, как внутренний интеллектуальный процесс, и разъяснение их, как выражение вовне своих заключений о содержании права с целью показать, как надо понимать правовой акт, чаще всего объединяют одним понятием – «толкование права».
Толкование
подразделяется на виды, прежде всего
в зависимости от того, идет ли речь
об уяснении нормативных актов или
об их разъяснении. Уяснение актов достигается
рядом способов. Способы толкования –
это относительно обособленные совокупности
приемов анализа правовых актов. Выделяют
следующие способы толкования:
Результаты использования всех способов обуславливают объем толкования. По объему толкования подразделяются на следующие виды:
Важными моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект – лицо или орган, дающий это разъяснение.