Реализация норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Всё усложняющиеся общественные отношения, увеличивающаяся частота смены социальных событий, активное реформирование социально-экономической жизни общества, а в связи с этим динамичное законотворчество, - все это делает вопрос реализации правовых норм как никогда более актуальным.
Осуществляя управление обществом, государство использует правотворчество. Но после издания норм права возникает необходимость в их реализации. “Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее — это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь”1.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Понятие и формы реализации права...............................................................5
Понятие реализации права.........................................................................5
Формы реализации права...........................................................................9
Применение как особая форма реализации права.......................................16
Понятие и признаки применения права..................................................16
Субъекты и стадии применения права....................................................20
3. Методы и способы поддержки правомерного поведения.............................23
Заключение............................................................................................................28
Список литературы...............................................................................................30

Работа состоит из  1 файл

полная КР.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     Правоприменительная деятельность компетентных органов  необходима в том случае, когда  имеются определенные препятствия  для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд, которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома.

     Необходимость в применении норм права возникает  и тогда, когда юридические обязанности  не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на основании которого в принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией взятого ею обязательства.

     Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно  определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при  совершении военнослужащим дисциплинарного  проступка взыскание определяет только командир. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд, на основании норм уголовного права.24

     Правоприменительное решение играет особую роль в механизме  правового регулирования. Ранее  уже отмечалось, что юридические  нормы и возникающие обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.

     Возможность принудительного исполнения актов применения права обуславливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности. 
 
 
 
 
 

     2.2. Субъекты и стадии  применения права 

     Правовое  положение участников правоприменения  различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих личных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.

     Итак, субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения права.

     Применение  права — сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут  быть выделены главные звенья —  стадии применения, характеризующие  саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела.

     Таких стадий 3:

  • установление фактических обстоятельств дела;
  • установление юридической основы дела;
  • вынесение решения по делу.

     Установление  фактических обстоятельств дела (жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу применения права) – это подготовительная стадия правоприменения. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми. Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляется не любыми доступными средствами, а при помощи юридических  доказательств, фактов, добытых в установленных законом формах и порядке. Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

     Вторая  стадия – установление юридической  основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, попадает ли этот факт под ее действие. Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей  применению. После этого осуществляется проверка выбранной нормы права на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают, действует ли она на момент разрешения данного дела, действует ли она на той территории, где рассматривается данное дело, и действует ли она на участников данного дела. Учитывается, что нельзя применять правовую норму, хотя и действующую на данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу. Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы. Необходимо установить ее подлинный текст. Для этого используют официальный текст нормативного акта, опубликованный в официальном источнике.

     Что же касается третьей стадии, принятия решения по делу – то это заключающая  и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой  осуществляется применение права в собственном смысле этого слова, в то время как все предшествующие стадии лишь подготавливают условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Решение по делу сопровождается одновременно совершением полномочным органом индивидуально-правового акта, являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

     Ко  всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования. Это законность (соблюдение всех процедурных требований при рассмотрении дела), обоснованность (подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами), справедливость (правильность решения дела с точки зрения интересов народа и государства) и целесообразность.

     В правоприменительной деятельности реальное состояние действующего права и реальное состояние существующего государства выражены в их неразрывном единстве. Поэтому качество правоприменительной деятельности является самым надежным и достоверным критерием для оценки сложившейся правовой и государственной действительности.25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

     Сегодня стало очевидно, что внешнее воздействие, в том числе информация, заключенная в нормах права, не детерминирует общественные отношения прямо и непосредственно. Поэтому необходимо учитывать человеческий фактор, опосредующий правовое воздействие на массовое поведение населения.26

     Сущность  реализации права с субъективной стороны состоит в повиновении  их требованиям. Если субъект решительно отказывается повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в его поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и организаций потребности, желания или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

     Стимулы  правомерного поведения  индивида при  осуществлении юридических обязанностей весьма разнообразны. К стимулам относится, осознание своего общественного долга перед обществом и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут быть и иные стимулы привычка, подражание поведению других лиц.27

     В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение, воспитание) методы. Несмотря на депортацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти.28

     Общественные отношения основываются на использовании таких методов, как поощрение, стимулирование, повышенная охрана, организационное оформление и иные способы поддержки социально полезного поведения; либо на определении правовых последствий действий, нежелательных для общества, но и не запрещенных; либо, наконец, на установлении запретов и угроз (санкций) за их нарушение.29

     Правовое  поощрение – это метод деятельности публичной исполнительной власти, регулирования  ею общественных отношений посредством  стимулирования социальной активности граждан и организаций.30

     Характеризуя  специфику поощрительной нормы права, важно отметить, что это нормы активного плана. Поощрительные нормы права стимулируют добросовестный труд, повышение социальной активности отдельных граждан и их объединений в различных сферах жизни общества.

     Рекомендательные  нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения, реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят мероприятия, соответствующие их компетенции, с учетом своих местных условий, возможностей, резервов.31

     С развитием и изменением общества меняется система социальных ценностей  и интересов, а тем самым –  направления и методы стимулирования. Так, сужение сферы прямого государственного регулирования общественной жизни  в нашей стране привело к исчезновению рекомендательных норм, с помощью которых осуществлялось государственное руководство колхозами, профсоюзами и некоторыми другими организациями. Существенное изменение претерпело содержание поощрительных норм. Ранее поощрительные нормы, к которым относили ряд управомочивающих норм (определяющих право тех или иных работников на льготы, привилегии и иные меры поощрения) и норм обязывающих (определяющих обязанности администрации поощрять или представлять к поощрению определенных лиц), рассматривались как способы прямого государственного воздействия на отношения в области экономики, культуры, политики, идеологии (выдача государственных премий, присвоение почетных званий, награждение орденами и медалями, поощрение деньгами, ценными вещами, предоставление льгот и привилегий). Доводы в пользу выделения поощрительных норм в качестве особого вида правовых норм основывались обычно на монопольном праве государства распоряжаться материальными и культурными ценностями, развитием культуры и идеологии общества, судьбами людей, устанавливать льготы и предоставлять правовые привилегии по политическим мотивам.

     Вместе  с тем это понятие может  быть наполнено новым содержанием  в связи с формированием гражданского общества. К поощрительным нормам (по их социальной роли) могут быть отнесены комплексы правовых норм, определяющих, скажем, налоговые льготы, право на льготные кредиты и иные правовые преимущества для крестьянских хозяйств, для мелких и средних предприятий, производящих предметы народного потребления (особенно детские товары), наконец, для поддержки отечественной промышленности в ее конкуренции с зарубежными фирмами. И напротив, для ограничения нежелательных для общества явлений нормы права могут определять повышенные налоги, а также акцизы на производство и продажу табачных и винно-водочных изделий, на экономически неблагоприятные производства.32

     Вместе  с тем ознакомление с эмпирическими  исследованиями, проводившимися российскими  социологами, позволяет установить разнообразные связи нарушений  норм права с другими видами человеческого поведения (в особенности, отклоняющегося) и на этой основе сформулировать ряд условий эффективности правовых предписаний, важных в теоретическом и практическом отношении.

     Прежде  всего, следует обратить внимание на зафиксированную многими исследователями обратную связь положительных форм социальной активности населения с числом правонарушений: чем в большей степени человек проявляет себя как активный член общества, работник, перевыполняющий установленные нормы выработки, активно участвующий в рационализаторской и изобретательской работе, в политической жизни, в частности в управлении производством, в различных активных формах самодеятельности, тем меньше вероятность того, что он преступит юридический запрет.

     Эта зависимость не получила убедительного объяснения ни в теории права, ни в криминологии, ни в социологии.  Возможно, ее теоретическому обоснованию воспрепятствовала очевидность зафиксированных связей: с точки зрения здравого смысла, позитивными формами активности, как правило, может обладать лишь  человек, не способный на правонарушение и тем более на преступление. Однако быть активным можно не только из социально полезных побуждений. Стимулом активности могут быть и карьеризм, и стремление к материальному обогащению, к потребительству, что отнюдь не свидетельствует о положительности индивида — носителя подобных качеств.33

     Высокая роль права в обществе побуждает  открывать в нем новые грани  и искать пути эффективного влияния  на поведение людей и общественные процессы. Статичных характеристик права как явления и особенно правовых актов явно для этого не хватает. Нужны динамичные характеристики, среди которых основной является разработка механизма правоприменения.

     Механизм  правоприменения в этом смысле включает:

  1. Развитие правосознания и правовых взглядов, использование и изменение правовых концепций и теорий. Такова динамика интеллектуального потенциала права.
  2. Динамику правового поведения всех субъектов и деятельности органов и организаций. Их реальные статусы и правовые и неправовые роли меняются, и в результате граница между правомерным и неправомерным поведением весьма подвижна.
  3. Последовательное осуществление норм законов и актов высокой юридической силы в рамках правовой цели. Происходит принятие более конкретных актов, индивидуальных решений и совершение юридических действий.
  4. Изменение государственных институтов и органов муниципальных институтов и органов, муниципальных институтов, общественных институтов, выражающиеся в реальных переменах в структуре, содержании и методах деятельности, использовании процедур.
  5. Использование ресурсного обеспечения в виде кадровых (трудовых), финансовых, материальных и иных ресурсов.
  6. Использование механизма правового мониторинга и контроля для анализа изменений вышеназванных элементов и определения их эффективности, а также правозащитных процедур.34

Информация о работе Реализация норм права