Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 23:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать реализацию норм права как фундаментальную категорию науки государства и права.
Задачи данной курсовой работы:
дать общую характеристику реализации норм права,
дать теоретико-правовую характеристику отдельных форм реализации норм права,
охарактеризовать правоприменение как особую форму реализации норм права,
раскрыть актуальность проблемы пробелов в праве и рассмотреть способы их восполнения.
Введение …………………………………………………………………………..3
I Понятие и формы реализации права …………………………………………..6
Соблюдение …………………………………………………………….9
Исполнение …………………………………………………………...10
Использование ………………………………………………………...11
II Применение права, как особая форма реализации …………………………11
Субъекты применения ………………………………………………..15
Стадии применения …………………………………………………...18
Понятие и виды правоприменительных актов ……………………...20
III Реализация – жизнь права …………………………………………………...24
Заключение ………………………………………………………………………26
Список литературы ……………………………………………………………...28
Субъект правоприменения - это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
Задачами субъектов правоприменения являются оказание содействия, принуждение к реализации правовых норм, возложение ответственности в случае нарушения правовых норм и т.д.
Правоприменительная деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся:
Последним,
с целью активизации участие
масс в управлении общественными
делами в юридической сфере передаются
некоторые государственно-
Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, являющиеся наряду с прокуратурой и судом одним из субъектов процессуальной правоприменительной деятельности, руководствуясь принципом публичности в, установленной законом процессуальной форме приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения. Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении этими органами процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.
Порядок деятельности органов внутренних дел регламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права. Степень регламентации правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов и должностных лиц всегда намного меньше, чем у следственных органов. Столь высокая степень регламентации правоприменительной деятельности органов внутренних дел объясняется тем, что в их деятельности необходимо последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее исследование обстоятельств дела, строгое соблюдение прав личности, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Цель
применения права – удовлетворение
не личных потребностей правоприменителей,
а потребностей и интересов всего
общества. Поэтому правоприменительная
деятельность обладает повышенной социальной
значимостью по сравнению с другими формами
реализации права.
Структура правоприменительной практики рассматривается в литературе в нескольких аспектах: во-первых, как процесс и слагаемые юридической деятельности, во-вторых, в качестве системы правовых отношений, образующих содержание деятельности по применению права, в-третьих, как конкретные элементы правоприменительной практики анализируется в литературе В.К. Бабаевым, Н.Н. Вопленко и В.И. Леушиным. Так же нет единого мнения и по поводу количества стадий правоприменения. Как правило, выделяют четыре стадии.
1. Установление фактической основы дела (или «установление истины»). Исследуются факты и обстоятельства, предусмотренные нормой права и являющиеся юридически значимыми. При этом установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств, фактов (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев, заключений сведущих лиц). К доказательствам предъявляются требования относимости, допустимости, достоверности и полноты. Требование относимости означает, что правоприменитель должен принимать и анализировать лишь те доказательства, которые имеют отношение к данному делу. Допустимость предполагает использование доказательств, установленных процессуальными нормами. Например, по Гражданскому Кодексу РФ «договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы». Достоверность доказательств предполагает истинность знаний о факте и его объективная реальность. Полнота доказательств требует наличия всех доказательств, позволяющую установить истину по делу. Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.
2. Установление юридической основы дела (или юридической квалификации). На этой стадии решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие (в момент рассмотрения дела, в пространстве, по кругу лиц). При этом нельзя применять норму права, которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли, а так же не может быть применена норма права, не вступившая в законную силу. Наконец, осуществляя проверку выбранной нормы, необходимо установить ее подлинный текст, пользуясь официальным источником.
3. Принятие решения (оформление юридического документа). Эта стадия является основной, в ходе нее осуществляется применение права, в то время как предшествующие стадии лишь только подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. Правоприменительный акт оформляется по правилам юридической техники, поскольку этот акт общеобязателен для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. К обязательным реквизитам акта относятся: наименование; время и место принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати. Правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где приводятся реквизиты, перечисленные выше и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения; мотивировочной, содержащей оценку доказательств, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие правовые нормы; резолютивной, где формулируется решение и мера юридической ответственности по данному делу.
4.
Исполнение правоприменительного акта.
На этом этапе проверяется правильность
установленных фактов, юридической квалификации,
действий правоприменителя, и устанавливаются
порядок исполнения правоприменительного
акта и лица, ответственные за исполнение
решения. Здесь государство вправе вмешаться
в правоприменительную деятельность в
целях защиты законности, правопорядка
и справедливости. На данной стадии реализуется
принятое решение.
Официальной
формой и итогом выражения правоприменительной
деятельности выступают акты применения
права, посредством которых
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами4:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.
С
учетом вышеизложенного можно
Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключается в том, чтобы они:
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
Такие
акты выполняют различные функции
в механизме правового
Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.
Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения;
Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение;