Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации права, в определении и характеристике форм реализации права.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие реализации права.
1.Введение…………………………………………………………………………………………..стр.3-4
2. Понятие и формы реализации права………………………………………….…стр.4-9
3. Применение права как особая форма его реализации……………….стр.9-12
4. Основные стадии процесса применения норм права…………………стр.12-14
5. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды….….стр.14-15
6. Виды правоприменительных актов………………………………………….…..стр.15-16
7. Понятие пробелов в праве и способы их устранения………….…стр.16-20
8.Заключение…………………………………………………………………………….………стр.20-22
9.Список используемой литературы………………………………………….………….стр.23
1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;
2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдений условий договора);
3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права;
4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.).
6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
7) когда по закону необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, события.
Реализация или осуществление права – это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы – видовые. Их надо соотносить с общей категорией – «правореализация».
Основные стадии процесса применения норм права.
Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания).
2. Выбор правовой нормы. По которой надлежит разрешить дело.
3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.
4. Вынесение правоприменительного акта (документально- оформительская стадия).
5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).
На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.) важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.
Поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами. При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.
На второй стадии – при выборе нормы – дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо решить какое преступление совершенно – умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой – прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части.
Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально- юридического и др.)
На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).
Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс.
В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.
Акты применения норм права: понятие, особенности, виды.
Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но они ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:
1) Они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно.
2) Являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за не исполнением таких актов могут последовать санкции.
3) Не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведении), поэтому не являются источником и формой права; их назначение – не создавать, а применять нормы права.
4) Выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания.
5) Исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие.
6) Обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Виды правоприменительных актов.
Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.
По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.
По субъектам их издания – на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
По юридической природе – на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.
По последствиям – на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.
По форме выражения – на письменные и устные, акты- документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные, конклюдентные, или молчаливые. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность. (А.Д.Черкасов).
По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, расположения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.
Среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как приказ о демобилизации отслуживших срок военнослужащих, является, с оной стороны, провоприменительным актом, поскольку он применяется в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.[1], а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.
Понятие пробелов в праве и способы их устранения.
Особо следует сказать о стадии правоприменительного процесса, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Из этого следует по меньшей мере два вывода: или законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера, или налицо пробел в законе.[1]
Пробел в законе рассматривается в юридической литературе как отсутствие норм права (или их частей), которые регулируют конкретное общественное отношение в том случае, если оно попадает в сферу правового регулирования. Действительный пробел в праве существует тогда, когда определенный вопрос должен решаться юридическими средствами, но правом такое решение вопроса не предусмотрено.
Примером пробела законодательства об образовании может быть признано отсутствие норм, которые устанавливают ответственность родителей, которые осложняют своим детям возможность посещать школу. Пробелом уголовного права можно считать отсутствие нормы об ответственности женщин за злоупотребление алкоголем или наркотиками в период беременности или кормления ребенка, что стало причиной смерти или инвалидности ребенка.
При пробеле в законе правоприменителю предписывается законодателем разное поведение. Одно из них закреплено в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Здесь присутствует принцип: “Нет преступления и проступка, нет наказания и нет взыскания без закона”. Естественным выходом для практика в такой ситуации является отказ в возбуждении производства по делу, вынесение оправдательного решения. В отношениях, не связанных с признанием деяния преступлением или административным проступком, действует другое правило. Гражданское законодательство, например, допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно в силу начал и смысла гражданского законодательства. Ссылаясь на отсутствие конкретного закона, нельзя, таким образом, отказать в правосудии.
Наиболее эффективным средством преодоления пробелов в праве является издание компетентным органом правовых норм, которых недостает. Однако путь правотворчества не всегда приемлем, так как он достаточно сложный и занимает большой промежуток времени. Поэтому в некоторых случаях средствами преодоления пробела по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, а также по делам особого производства и спорам, вытекающим из административно-правовых отношений, являются аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона – означает решение дела на основе закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения.[1] Например, Уголовно-процессуальным кодексом не предусмотрена возможность отвода общественного обвинителя. Но он содержит статью касательно регулирования порядка отвода государственного обвинителя. На ее основе и решается первый вопрос.
В случаях, когда общественные отношения прямо не урегулированы никакими нормами права и отсутствуют нормы, которые регулируют схожие отношения, применяют аналогию права, то есть решение конкретного дела на основании общих идей и принципов права (гуманизма, справедливости, равноправия и др.). Следует взять во внимание, что аналогия закона, и особенно аналогия права, имеют ограниченную сферу использования. Их применение полностью исключено при решении вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, которые могут возникнуть исключительно при совершении общественно опасных действий, предусмотренных законом. В то же время аналогия допустима в гражданском, трудовом и других отраслях права. Аналогия разрешена повсюду, где нет специального запрещения и где сам нормодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом. [1]
Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:
1. решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;
2. сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;
3. выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм;
4. исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными;
5. выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона;
6. решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.
Следует напоследок подчеркнуть, что в каждом конкретном случае решение, которое было принято с помощью использования аналогии закона или права, имеет значение исключительно для данного конкретного случая.
В результате проведенного в данной работе исследования можно сделать вывод о том, что с помощью реализации права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели.
Ознакомившись с формами реализации законодательной воли, мы можем сделать вывод о том, в практическом отношении их классификация тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.