Реформирование
образования в России потребовало
новых подходов к управлению образовательными
системами, предусматривающих направленность
процесса управления на создание режима
постоянного развития.
В теории
и практике управления достаточно
полно разработаны проблемы управления
педагогическими системами, в
которых субъектами выступают
педагогический коллектив и коллектив
обучаемых, руководитель, педагог,
однако в значительной степени
остаются слабо изученными проблемы
управления системами образования
и, прежде всего, на муниципальном
уровне.
Процессы
децентрализации управления образованием,
усиливающиеся в последние годы,
привели к значительному усилению
позиций муниципальных органов
управления образованием.
Муниципализация
образования, формирование муниципальной
системы образования - новое явление
в нашей жизни. Идея эта объективна
и находит воплощение во многих
регионах России. Муниципальную
систему образования можно охарактеризовать
как территориально-целостную совокупность
связанных между собой образовательных,
обеспечивающих, инновационных и
управленческих процессов, реализуемых
соответствующими образовательными
и иными институтами на территории
города.
В Новосибирске
такая система формируется с
начала 90-х годов, и сегодня
она, с одной стороны, является
достаточно автономной частью
региональной системы образования,
а с другой- неотъемлемой частью
всей муниципальной системы жизнеобеспечения
города. В этот же период складывается
существующая структура местных органов
власти. Ликвидируются районные Советы
народных депутатов, на уровне города
избирается населением значительно меньший
по численности городской Совет народных
депутатов. В 1995 году принимается Устав
города, в котором дается определение
таких понятий, как муниципалитет, муниципальная
территория, мэрия. Впервые мэр избирается
на должность населением. Районные администрации
согласно Уставу становятся структурными
подразделениями мэрии. Таким образом,
город представляет собой единую территорию
с едиными органами представительной
и исполнительной власти, со сложившейся
целостной системой образования, которая
имеет следующие характеристики и компоненты,
обеспечивающие ее функционирование и
развитие:
сеть образовательных
учреждений; их материально-техническая
база; финансовые ресурсы; средства
обучения и воспитания; программно-методические
средства; педагогические ресурсы;
необходимый набор образовательных
услуг, их качество; степень удовлетворения
образовательных потребностей населения;
производственная и научно-методическая
обеспечивающая инфраструктура, степень
самостоятельности образовательных
учреждений; социокультурная среда города;
наличие единой информационной системы
и другие.
В муниципальной
образовательной системе управление
предполагает защиту ее интересов,
обеспечение согласования с образовательными
потребностями и запросами населения
и требованиями государства. Поэтому
мы изначально поставили перед
собой цель - создать в Новосибирске
такую систему управления образованием,
которая способствовала бы развитию
образовательных учреждений, образования
в целом.
Исходя из
этой цели, были определены первоочередные
задачи:
упорядочить систему
управления образованием в городе,
выстроить такую структуру, в
которой главное место должно
занять образовательное учреждение,
непосредственно осуществляющее образовательный
процесс;
устранить дублирование,
конкретизировать функции управления
всех уровней;
поднять уровень
самостоятельности образовательных
учреждений, постепенно перевести их
в автономный режим работы;
создать нормативно-правовую
базу деятельности системы образования
на муниципальном уровне;
разработать и
реализовать совместно с ГлавУНО
механизм аттестации педагогических и
руководящих кадров;
сформировать
систему научно-методического обеспечения
и экспертизы инноваций и экспериментальной
деятельности; создать эффективный
механизм обобщения, систематизации и
адресного распространения инновационного
опыта;
сформировать
образовательную инфраструктуру управления
образованием на муниципальном уровне,
способную обеспечить мониторинг качества
образования, его развитие;
развернуть деятельность
службы лицензирования и аттестации
образовательных учреждений;
создать единую
информационную сеть и банк данных
в городе, единую автоматизированную
систему управления.
За прошедший
период большую часть поставленных
задач удалось в той или
иной степени выполнить. Немаловажную
роль в положительном их решении
сыграли следующие факторы:
а) приоритетное
отношение к образованию руководства
мэрии, мэра, глав районных администраций;
б) взаимопонимание,
достигнутое к этому времени
между органами управления образованием
области и города;
в) наличие
в городе мощного научно-педагогического
потенциала, тесная связь образовательных
учреждений с вузами.
Исходя из
этого, была изменена структура
городского Управления образования,
разграничены и конкретизированы
функции органов управления образованием
всех уровней.
Если ранее
районные отделы образования
выполняли прежде всего функции контроля,
то сегодня их функции - организационные,
координационные и сервисные. На уровне
города функции контроля также сведены
до минимума, но резко возросла роль функций,
направленных на аналитическую деятельность,
создание условий для работы образовательных
учреждений. Это нашло отражение в создании
нормативно-правовой базы на муниципальном
уровне: в 1993 году городским Советом народных
депутатов приняты решения "О принятии
в муниципальную собственность города
зданий и сооружений образовательных
учреждений", "Об учредительстве
и регистрации образовательных учреждений",
а также более 50 документов, регулирующих
вопросы учредительства, собственности,
экспериментальной работы, социальной
защиты детей и подростков, работников
образования, создания образовательных
учреждений.
За последние
годы в Новосибирске получило
мощное развитие инновационное
движение. В помощь образовательным
учреждениям, ведущим поиск, проводящим
эксперименты, разработан пакет
документов. При управлении действует
Совет по экспертизе инновационных
и экспериментальных программ, имеется
их научно-методическое обеспечение.
Для успешного
функционирования муниципальной
системы образования необходима
соответствующая инфраструктура. В
данном случае под этим мы
понимаем систему городских служб
и учреждений, осуществляющих научно-методическое,
информационно-аналитическое обеспечение
образовательных учреждений (мониторинг
процессов в образовании; исследования
и разработки; экспертиза инновационной
деятельности).
С принятием
на себя функций от субъекта
Федерации мэрия формирует собственную
инфраструктуру в системе образования.
Регулярно и достаточно эффективно
действуют при управлении образованием
коллегия, Совет по экспертизе
экспериментальных проектов и
программ, главная аттестационная
комиссия по аттестации педагогических
и руководящих кадров, валеологический
Совет, городские Советы руководителей
образовательных учреждений, Совет по
физической культуре, медико-педагогическая
комиссия. При департаменте образования,
культуры, спорта и молодежной политики
- координационный Совет по социальной
защите выпускников детских домов, комиссия
по делам несовершеннолетних, координационный
Совет по профилактике наркомании и токсикомании.
Постановлениями мэра в 1995 году при управлении
образования созданы городской Центр
развития образования и городской валеологический
Центр "Магистр". Центр развития образования
был изначально задуман как учреждение,
работающее по принципу ВНИКов, реализующих
конкретные целевые программы. В 1991 году
управлением образования совместно с
педагогическим университетом создан
Центр интенсивной подготовки работников
дошкольных учреждений, в том числе психологов.
И, наконец, с 1995 года активно развернула
свою деятельность лицензионно-аттестационная
служба управления образованием.
Только создав
такую инфраструктуру, мы получили
реальную возможность для:
оказания помощи
образовательным учреждениям в
проведении экспериментов;
разработки инструментария
и методик для организации
регулярного мониторинга качества
образования;
создания единого
информационного пространства;
формирования
и реализации стратегии дошкольного,
среднего (полного) общего, дополнительного
образования;
осуществления
самостоятельной образовательной
политики на всей территории города;
создания модели
муниципальной системы образования
в условиях крупного областного центра.
Создание
муниципальной системы образования
возможно только с одновременным
формированием единой информационной
сети. Эффективность управления
системой образования зависит
от степени полноты информации
на всех его ступенях. Только
через информационный обмен осуществляется
взаимодействие подсистем в процессе
управления. В Новосибирске такая
сеть формируется. Определяются
различные источники и потребители
информации, каналы связи и пути
передачи информации. Формируются
соответствующие банки данных. Четвертый
год выходит информационный сборник
"Вестник образования" управления
образования мэрии, начал издаваться
журнал "Мастер класс" городского
Центра развития образования.
На базе Центра создан издательский
комплекс и начинается плановый
выпуск методических разработок,
информационной литературы для
учителей, образовательных учреждений.
Заканчивается отбор ключевых
показателей деятельности районных
отделов образования, образовательных
учреждений для внедрения в
работу лицензионно-аттестационной
службы. С прошлого года приступили
к созданию единой компьютерной
информационной сети системы
образования. Таким образом, в
Новосибирске, на наш взгляд, ведется
достаточно осознанная политика
мэрии, управления развитием образования,
складывается определенная модель
муниципальной системы управления
образованием.