Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:55, контрольная работа
Римское право нельзя представлять себе как окостеневшее, раз и навсегда сформировавшееся право. Ценность его именно в том, что оно представляло собой динамичный, живой, развивающийся организм. Существуют следующие основные этапы развития римского права, соотносимые с общими этапами развития римского государства:
·первый этап — потестарное (архаичное, древнее, ранее) право — VI в. до н. э. – III в. до н. э. (в этот период римское право рассчитано на патриархальное хозяйство, оно узконациональное, замкнутое);
Введение ……………………………………………………………………… 3
Классический период развития Римского права ………………………. 4
Институции Гая …………………………………………………………….. 7
Заключение ………………………………………………………………….. 13
Библиографический список …………………
КОНТРОЛЬНАЯ
работа
по дисциплине: История государства и права зарубежных стран
тема: Римское право классического
периода. Институции Гая
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… 3
Классический период развития Римского права ………………………. 4
Институции Гая …………………………………………………………….. 7
Заключение ………………………………………………………………….. 13
Библиографический
список ……………………………………………….
15
Введение
Крупнейшим государством древности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позже других государств древности, которые к моменту начала римской истории насчитывали уже многие века со времени своего возникновения, и обладали сравнительно высоким культурным наследством, однако оно достигло весьма значительных результатов.
Экономическое развитие Рима привело к тому, что он в сравнительно короткий срок подчинил себе не только всю Италию, но и обширнейшие территории Средиземноморского бассейна. Рим превратился в мировую империю. Эксплуатация огромных масс рабов и покоренных народов приводила к острым конфликтам и социальным потрясениям.
Право,
выработанное Римом, римское право,
явилось наиболее развитой и законченной
системой права рабовладельческого
общества.
Римское право надолго пережило своего
создателя - античное общество. Оно непосредственно
или опосредованною легло в основу гражданского
(и отчасти уголовного и государственного)
права многих феодальных и буржуазных
государств.
Римское право нельзя представлять себе как окостеневшее, раз и навсегда сформировавшееся право. Ценность его именно в том, что оно представляло собой динамичный, живой, развивающийся организм. Существуют следующие основные этапы развития римского права, соотносимые с общими этапами развития римского государства:
·первый этап — потестарное (архаичное, древнее, ранее) право — VI в. до н. э. – III в. до н. э. (в этот период римское право рассчитано на патриархальное хозяйство, оно узконациональное, замкнутое);
·второй — период классического права — III в. до н. э. – III в. н. э. («золотой век» римской юриспруденции, когда из узконационального римское право становится мировым, он связан формированием всех тех институтов права, на которых базируются практически все мировые правовые системы;
·третий — период постклассического права — III в. н. э. – VI в. н. э. (в этот период на первый план выступает его систематизация, кодификация).
В
своей работе я хочу рассмотреть
классический период развития римского
права и одну из вех, которая послужила
фундаментом Римского частного права
– «Институции Гая».
Классический
период развития Римского
права
Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н. э.), признаваемый за классический. Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.
В течение I в. до н.э. в Риме происходила ломка древнейших процессуальных форм – так называемого легисакционного процесса. Вместо него возникает формулярный процесс. Ликвидация монополии понтификов на юридические знания не затрагивала служебной роли юриспруденции. Последнее событие прямо вело к перемене этой роли. Формулярный процесс не уничтожил и не ослабил формализма римского права, как это часто утверждается в историко-правовой литературе, однако ряд формул и характер их использования стали другими. В легисакционном процессе формулы, выражавшие предмет спора, произносились устно самими сторонами. Они имели строго установленный, определенный до мельчайших подробностей характер, так что даже «пропуск или перемена одного совершенно незначащего слова заключала в себе формальное упущение». В формулярном процессе для выражения содержания спора использовались письменные формулы и составлялись они уже не сторонами. Стороны могли излагать содержание своего спора любыми словами и в любой форме – обязанность облечь его в соответствующую форму лежала здесь на преторе. Из объяснения сторон он выводил юридическую сущность спора и излагал ее в специальной записке, служившей инструкцией для судьи. В отличие от формул, использовавшихся в легисакционном процессе, формулы, которые применялись в новом процессе, «были эластичны и вес давался только словам, действительно имевшим значение». В соответствии с правилами формулярного процесса исковые формулы составлялись претором. Дело это было, однако, нелегким. Как известно, «вообще перед творцом правовой нормы стоит задача свести относительно неопределенную, неясную и очень разноликую социальную реальность к некоторым типичным понятиям – определенным, точным, ясным и легко применимым». В условиях резкого возрастания юридических сделок возникла необходимость выработки обширной системы типовых формул, отражающих наиболее характерные черты всех регулярно повторяющихся ситуаций. Решение указанной задачи было не под силу одним лишь преторам с их помощниками – юрисконсультами. Для этого требовались усилия Многочисленного слоя юристов, в полной мере обладавших навыками и умением выражать суть определенной социальной ситуации в предельно точных по смыслу и кратких по содержанию фразах. Для удовлетворения данной потребности римский принцепс Октавиан Август предоставил целому ряду наиболее квалифицированных юристов право составлять исковые формулы и без специальных на то распоряжений претора. Истец обращался к такому юристу и сообщал ему в свободной форме содержание своего притязания. Юрист давал свое заключение, облекая его в соответствующую формулу. Эта исковая формула считалась представляемой как бы от имени принцепса и была обязательной для судьи.
Стечением времени авторитарными в судах сделались не только мнения юристов, облеченные в исковую формулу, но и те, которые высказывались в совершенно свободной форме. Накапливавшиеся в процессе консультаций исковые формулы каждый юрист старался сохранить, с тем чтобы воспользоваться ими при возникновении аналогичных дел. В связи с этим в Риме начали появляться сборники формул, вылившиеся со временем в целую отрасль юридической литературы. Каждая исковая формула представляла собой, в сущности, правовую норму: в ней излагались содержание спора и претензия истца, а также поручение судье обвинить или оправдать (в зависимости от того, подтвердиться ли фактами претензия истца или нет) ответчика. Судья рассматривал фактические обстоятельства спора и выносил решение не выходя за рамки предписанного ему формулой. Таким образом, сборники формул были, по существу сводами правовых норм.
Естественно, что при составлении сборника своих формул юрист должен был как-то их систематизировать, во всяком случае расположить так, чтобы материалом сборника можно было легко пользоваться. Конечно, в сборник стремились включать формулы наиболее типичных исков. Следовательно, предпринималась определенная научная обработка правового материала.
Указанная закономерность в особой степени была свойственна римскому праву, формировавшемуся в рамках формулярного процесса. Юриспруденция, которая служила предпосылкой этого права и одновременно результатом его развития, получила в литературе наименование классической. Именно в последней специалисты видят вклад в мировую культуру. Римская классическая юриспруденция представляет собой явление, в котором теория находится в неразрывном единстве с практикой.
Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.
Одной из главных предпосылок успешного развития юриспруденции была тенденция, по которой в юристы шли, как правило, лучшие, наиболее образованные и талантливые люди. Повышенный спрос на талант предъявлял прежде всего творческий характер юридической профессии. Юрисконсульт в Риме являлся фактическим творцом юридических норм.
Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права - от средств их защиты. «Все право, которым мы пользуется, относится или к лицам, или к вещам, или к искам»1.
Характер
изложения материала в «
Институции
Гая — единственный памятник полной древнеримской
научной системы права и драгоценный источник
сведений о состоянии римского права на
ранних ступенях его развития.
Институции
Гая
Гай (Gaius) (2 в. н. э.), римский юрист, автор учебного руководства по римскому праву «Институция Гая» (в 4 книгах) — классического изложения римского права по отдельным институтам. Поскольку при жизни Гай не пользовался известностью и популярностью, прямых свидетельств о его биографии и даже полном имени не имеется. Предполагают, что он был провинциалом из небогатой и незнатной семьи. Принадлежал к сабинианской школе права и занимался наукой и преподаванием. Его деятельность началась при Адриане (117-138), а завершилась при Коммоде (180-192). Кроме «Институции», написал еще несколько трактатов, фрагменты которых дошли до нас в составе Дигест Юстиниана.
«Институции
Гая» — единственный дошедший практически
целиком и не пострадавший от последующих
вставок и исправлений памятник
римской юриспруденции
Институции Гая разделены на четыре части (книги): о лицах (I); о вещах (II-III) и об исках (IV). Первая книга посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая и третья — вещному и обязательственному праву, а последняя — искам и процессуальному праву. В свою очередь каждая часть (книга) разделена на параграфы. Так, книга I насчитывает 200 параграфов, книга II – 289, книга III – 225 и, наконец, книга IV – 187 параграфов.
Первая книга начинается с общих сведений о праве. Указываются различия между правом цивильным и правом народов. Затем Гай перечисляет все источники римского частного права. Основная масса материала первой книги посвящена определению правового положения лиц. Главным разделением всех лиц, по мнению Гая, является деление на свободнорожденных и рабов (ст.9). Далее Гай делит свободных на свободнорожденных и вольноотпущенных (ст.10). Свободнорожденные – это те, кто родились свободными, а вольноотпущенные – это те, которых отпустили из законного рабства (ст.11).
Не
меньшее значение римский юрист
уделяет другому
1) status libertatis — состояние свободы,
2) status civitatis — состояние гражданства,
3) status familiae — семейное состояние.
С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae — самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, «чужого права»). Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье2.
Далее в книге подробно рассматриваются три вида частной власти, свойственной римскому праву, различия в правовом положении подвластных лиц, рассматриваются юридические институты брака, отцовской власти, опеки и попечительства, регулировавшие правовое положение подвластных лиц.
Вторая и третья книги посвящены вещам, их видам и способам их приобретения. Гай делит все вещи на имеющие божественное значение и имеющие человеческое значение. Человеческие вещи находятся либо в государственной собственности, либо в частной. Из различных категорий вещей, описываемых Гаем, наиболее известными, бесспорно, являются манипируемые и неманципируемые. К манципируемым вещам относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле; res nec mancipi причисляют также сервитута городских имений. Неманципируемые вещи переходят на основании продаж, дарения или другого способа без соблюдения формальностей становятся собственнотью другого. Манципиремые же вещи требуют специальной процедуры. Манципация же представляла собой обряд, в котором, как же отмечалось при не менее чем пяти свидетелях и весовщике произносилось следующее: « Утверждаю, что этот раб (другая манципируемая вещь) по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и посредством этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. В ст. 41 Гай упоминает о таком способе приобретения права собственности как давность владения «…ибо раз истек срок давности, вещь становится твоею полною собственностью, не только бонитарною, но и квиритскою, как если бы она была передана другому лицу манципацией или цессией…»3
Информация о работе Римское право классического периода. Институции Гая