Роль принципов права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание

Право, как и государство, существовало не всегда, и его возникновение также связано с произошедшими в обществе несколько тысячелетий тому назад глобальными процессами, получившими название «неолитической революции» - с переходом от присваивающей к производящей экономике. Здесь следует вспомнить некоторые характеристики (экономические, социальные, управленческие) первобытного общества, а также причины возникновения государственности.

Работа состоит из  1 файл

Роль принципов права (1).doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Проблема значения принципов права в качестве источников права нуждается в дополнительных исследованиях. В этом плане заслуживает  внимания следующая работа: Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6. С. 12-19.

2 Закон и принципы  права

2.1 Правовые принципы  в законодательстве

Исходя из смысла термина  «принцип», означающего начало, основу, правовые принципы определяются как  основополагающие идеи, закрепленные в законе. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Посредством таких идей российское законодательство обогащается общечеловеческими правовыми ценностями.

Принципы должны быть «работающими». Для этого в тексте любого закона их содержание подлежит наиболее полному раскрытию. Важно  также, чтобы с принципами были согласованы, жестко связаны все предписания, содержащиеся в законодательном  акте.

Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность  правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы. Можно  выразиться и более конкретно: Какие  принципы, такие и законы.

Законотворческая  деятельность в РФ приобретает все  более интенсивный характер. Поэтому  целесообразно проанализировать принятые законы с точки зрения закрепления  в них принципов и сделать  определенные выводы.

В демократическом  правовом государстве правовые принципы формируются учеными на основе достижений правовой мысли за всю историю цивилизации, отечественных достижений, а также с учетом специфических объективных закономерностей развития общества. Основополагающие идеи, формируемые учеными и предлагаемые в качестве правовых принципов, первоначально отражаются в законопроектах, после чего законодательный орган окончательно решает, признать их таковыми или нет. Основополагающие идеи, выраженные в законах, становятся правовыми нормами, приобретают государственно-властный характер. Никакие научные идеи, не получившие закрепления в законе, не могут считаться правовыми принципами. Они не могут регулировать правовые действия и правовые отношения [см. Полянский М.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. Изд-во Моск. ун-та, 1956, с. 83-84; Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. М., 1971, с. 9; Курс советского гражданского процессуального права. Т.1. М., 1981, с. 128-132; Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М., 1981, с. 261-263].

В теории права отмечают регулятивную функцию правовых принципов. Она проявляется в том, что  в случае пробелов в законе, несогласованности  правовых норм или затруднений в  их применении правоприменитель должен руководствоваться правовыми принципами. Важно отметить, что последние не только определяют уровень правового регулирования тех или иных общественных отношений, но и указывают на дальнейшее развитие законодательства.

Последнее обстоятельство может наглядно продемонстрировать развитием в уголовно-процессуальном законодательстве РФ принципа обеспечения обвиняемому права на защиту.

Существенное значение имеет вопрос о том, кем должна устанавливаться система принципов, действующих в определенной сфере  правового регулирования: сообществом  ученых на основе анализа того или иного закона или законодателем путем четкого перечисления в законе конкретных принципов. В первом случае этот вопрос будет являться элементом предмета науки соответствующей отрасли права, во втором - элементом предмета правового регулирования.

Отношение к законодательному выражению правовых принципов должно быть унифицированным. Речь идет прежде всего об использовании в законотворчестве единой юридической (законодательной) техники, которая касается внешней  формы юридических актов.

Вполне объяснимо стремление законодателя выразить основу того или иного закона путем формулирования в нем четкой системы принципов. При этом нужно быть уверенным в том, что именно такой подход является наиболее эффективным и полезным как для правоприменителя, так и для выражения внешней формы законодательных актов. Однако анализ законов к такой уверенности не приводит.

Существенным является то, что на этапе разработки и  принятия законов и особенно тех, которые принимаются впервые  и не имеют предшественников, достаточно полно и определенно обосновать систему принципов практически невозможно. В данном случае процесс ее научного обоснования, глубокого осмысления по существу только начинается. В последующем могут быть сделаны существенные дополнения и уточнения, относящиеся к принципам, что может повлечь даже внесение изменений или дополнений в соответствующие законы.

2.2 Принципы уголовного  права в российском законодательстве

В принятых за последние  годы многочисленных законах Российской Федерации большое значение придается  правовым принципам.

Общеизвестно значение, которое имеет уголовное право  в деле охраны свободы личности и  прав человека, охраны свободы предпринимательства  и институтов гражданского общества, обеспечения диктатуры Закона. Вместе с тем, чтобы в полной мере оправдать ожидания общества, уголовное право должно адекватно отражать его социально-экономические реалии, быть максимально справедливым, ибо только тогда оно может выполнить свое предназначение - защитить общество, государство и его граждан от преступных посягательств, прибегая лишь к мерам, достойным гуманистических направлений развития человечества в XXI в.

Принципы уголовного права как его основные, исходные положения отражаются в законодательстве в трех основных формах: в нормах Особенной части УК; через посредство понятий и институтов, закрепленных в нормах общей части УК; через нормы, специально им посвященные.

Первая форма их отражения в уголовном праве  как раз и связана со всей множественностью установленных законодателем разновидностей конкретных преступлений. Через правосознание законодателя уравнивающая и распределяющая стороны справедливости оказывают существенное влияние на формирование содержания диспозиций и санкций всякой нормы Особенной части Уголовного кодекса применительно к каждому виду общественно опасного и уголовнонаказуемого поведения человека. Эту форму (как и соответствующую ей форму отражения общественно опасного поведения в уголовном праве) можно условно назвать конкретно-юридической и охарактеризовать в качестве основной, имея в виду не только ее историческое первородство, но и фундаментальное значение для реализации других форм отражения принципов уголовного права.

Принципы уголовного права, будучи элементом его достаточно высокой культуры, на этапах становления  уголовного права могут непосредственно и не восприниматься законодателем. В таких ситуациях они влияют на законодателя как идеи, коренящиеся в общественном правосознании, которые он использует применительно к конкретным видам общественно опасного поведения. При этом необходимо только помнить, что понимание справедливости, равенства и гуманизма в разные исторические периоды не было одинаковым и в целом соответствовало уровню социально-экономического развития российского общества.

Так, уже самый ранний законодательный акт Древней Руси - Русская правда в большинстве из своих 43 статей содержала меру ответственности за совершение запрещенных ею деяний, что свидетельствует о наличии весьма отчетливой тенденции, связанной с соблюдением соответствия меры наказания тяжести содеянного преступником, а значит, и приверженности древнерусского законодателя идеям справедливости в уголовном законе.

Понятно, что при  том социальном устройстве Древней  Руси (наличие князя и его слуг, свободных людей и холопов - по существу рабов) не могло быть полного равенства граждан перед законом. Между тем само появление Русской правды уравнивало членов общества (отчасти в пределах соответствующих социальных групп) как по требованиям соблюдения определенных правил, к ним обращенным, так и по единым основаниям ответственности, в ней сформулированным.

Охрана личности по Русской правде имела приоритетное значение, что выражалось как в  количестве и строгости норм, этому  посвященных, так и в месте, которые  занимали в ней эти нормы. Самые  суровые наказания согласно Русской правде назначались за убийства, телесные повреждения и оскорбления.

Приоритетная уголовно-правовая охрана личности - это и есть не что  иное, как проявление гуманизма в  уголовном праве.

Вина прежде всего  находила свое выражение в круге  деяний, наказуемых по Русской правде, большинство из которых предполагало отчетливое понимание их социального значения. Так, человек в здравом уме и тогда ясно осознавал, что ударяя другого батогом, мечом в ножнах, укрывая раба (ст. 3, 4, 11 Российское законодательство X-XX веков. М., 1984. Т.1. с. 38, 47-49) либо используя без спроса чужого коня, похищая зерно из закрытого помещения, поджигая гумно или двор и т.п., он тем самым причиняет ущерб потерпевшему и нарушает правила поведения в обществе, санкционированные князем.

Разумеется тогда  законодатель вряд ли разбирался в  нюансах разграничения форм и  видов вины, не всегда придавал такому разграничению должное (подчеркнем, лишь с позиций сегодняшнего дня) значение (жизнь на самом деле была проще и суровее, а юридическая  техника низка). Однако, то что называется содержанием вины, т.е. выраженное в деянии отрицательное отношение к обществу (зачастую в лице потерпевшего), почти всегда составляло необходимый элемент уголовной ответственности по древнерусскому законодательству. Потому есть все основания считать принцип вины одной из его исходных предпосылок.

То же самое можно  сказать и в отношении принципа законности.

Законность в теории права определяют как «принцип, метод  и режим строгого, неуклонного  соблюдения, исполнения норм права  всеми участниками общественных отношений» (Афанасьев В.С. Законность и правопорядок // Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. с. 218), «систему реально действующего права» (Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права / Под ред. В.К.Бабаева, Н. Новгород, 1993, с. 527).

Более чем 400-летнее (XI-XV вв.) применение Русской правды - неоспоримое  свидетельство ее реального действия, а обусловленность Русской правды принципами справедливости, равенства, гуманизма и вины не менее весомый  аргумент в пользу ее правового характера.

Отражение принципов  уголовного права в нормах Особенной  части уголовного законодательства четко прослеживается на всех этапах развития российского государства  и права. В целом же значение этих принципов в разные эпохи возрастало тем более, чем более крепкий социальный мир и спокойствие царили в обществе, и, наоборот, их значение падало в периоды обострения социальных противоречий и конфликтов.

Вторая форма отражения  уголовно-правовых принципов (абстрактно-юридическая) через посредство норм Общей части начала складываться еще до того, как уголовное законодательство было разделено на 2 части. Это было обусловлено в первую очередь потребностями практики в отграничении виновных и невиновных (а следовательно, несправедливых и справедливых) поступков людей, в связи с чем некоторые нормы, определявшие составы конкретных преступлений, дополнялись указаниями общего характера либо для этого создавались отдельные нормы. К примеру, именно так в Соборном уложении 1649 г. проводилось разграничение между умыслом, неосторожностью и казусом в случаях уничтожения чужого имущества при пожаре (ст. 223-228 гл. X).

Понятно, что с развитием  уголовного законодательства, появлением его Общей части эта форма  отражения приобретала все более  адекватное и точное выражение.

Необходимость третьей формы отражения принципов уголовного права, связанной с непосредственным выражением их содержания в нормах уголовного законодательства, обусловлена прежде всего возрастанием значения общечеловеческих ценностей в социуме, а следовательно, и обязанностью государства в предоставлении максимальных уголовно-правовых гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку эта форма  отражения принципов уголовного права предполагает самый высокий  уровень абстрагирования и влияния  соответствующих норм на содержание уголовного законодательства в целом, она обладает несомненным социально-методологическим значением и потому может быть охарактеризована как абстрактно-социолого-правовая.

Система принципов  уголовного права в теории уголовного права.

Принципы уголовного права как его исходные, основополагающие, фундаментальные идеи естественным образом соотносятся с принципами права и его отдельных отраслей.

В целом же признанное разделение принципов уголовного права  на общие и специальные, основные и неосновные, общеправовые (общие) и регулятивные, безусловно, способствуют познанию структуры всей правовой системы, уяснению места в ней уголовного права, значения его принципов. Однако такие классификации (даже абстрагируясь от их иногда весьма произвольных оснований) носят преимущественно доктринальный, достаточно оторванный от законодательной практики характер и потому не могут быть непосредственно в ней использованы.

Поскольку речь идет о системе принципов уголовного права как «основной», «вечной» отрасли российского права, то проблема ее выявления по крайней мере включает в себя следующие аспекты. Это система действительно принципов уголовного права, а не названных таковыми принципов уголовного законодательства. Потому она должна отражать минимум три уровня принципов: уголовного права, уголовного законодательства, отдельных категорий и институтов уголовного права (законодательства).

Информация о работе Роль принципов права