Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 16:52, курсовая работа
Право, как и государство, существовало не всегда, и его возникновение также связано с произошедшими в обществе несколько тысячелетий тому назад глобальными процессами, получившими название «неолитической революции» - с переходом от присваивающей к производящей экономике. Здесь следует вспомнить некоторые характеристики (экономические, социальные, управленческие) первобытного общества, а также причины возникновения государственности.
Одно из основных и давних правил справедливости: «не дважды за одно и то же» («non bis in idem») заключено в содержании ч. 2 ст. 6 УК. Это правило, хотя и является выражением уравнивающей стороны справедливости и принципа равенства граждан перед законом, обладает в уголовном законодательстве весьма отчетливым самостоятельным выражением.
В Конституции оно сформулировано так:
«Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50).
Эта формула лучше, чем изложенная в ч. 2 ст. 6 УК, ибо четко указывает, по крайней мере, на одного субъекта - суд, обязанного следовать данному конституционному правилу справедливости, исключает возможность предполагать, что уголовную ответственность на граждан может возложить и какой-либо иной, кроме суда, государственный орган.
Между тем надо также иметь в виду, что уголовно-правовое определение указанного правила справедливости по содержанию не должно противоречить его конституционному и международно-правовому пониманию, предполагающему недопустимость именно повторного (вторичного) осуждения лица за одно и то же преступление.
Упомянутым выше автором предлагается следующий вариант статьи:
«Статья 6. Принцип справедливости
1. Принцип справедливости
обеспечивается полной
2. Уголовный кодекс
и суды Российской Федерации
исключают возможность
Принцип вины. Социальная
обусловленность поведения
При этом отсутствие свободы выбора такой формы поведения означает не только то, что лицо освобождается от уголовной ответственности из-за недопустимости объективного вменения, но и то, что его поведение не общественно опасно, а лишь объективно вредно. Общественная опасность как социальное свойство поведения человека не существует вне сознательного выбора его антисоциальной формы.
Выбор же данной формы
одновременно означает ту или иную
степень отрицательного отношения
лица к ценностям общества. Потому
именно выбор лицом конкретной формы
общественно опасного поведения
и обусловливает содержание вины, является
ее предтечей. Как раз на адекватной оценке
социальной значимости конкретных форм
общественно опасного поведения, органически
включающих в себя и антисоциальный выбор
лица, и основывалась реализация принципа
вины на ранних стадиях развития российского
уголовного законодательства.
Для отражения рассмотренного принципа в [8] предлагается следующий текст статьи:
«Статья 5. Принцип вины
1. Уголовное законодательство
и суды Российской Федерации
учитывают степень
2. Объективное вменение,
то есть уголовная
Принцип законности. Принцип законности (ст. 3 УК), известный еще из римского права: «без закона нет ни преступления, ни наказания» (nullum crimen, nulla poena, sine lege), рассматривается в уголовно-правовой литературе весьма широко.
Здесь предлагается следующее определение [8]:
«Статья 3. Принцип законности
1. Содержание принципа
законности образуют социально-
2. Преступность деяния,
а также его наказуемость и
иные уголовно-правовые
3. Законодатель и
суды Российской Федерации