Романо-германская правовая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы и является знакомство с правовыми системами в общем, характеристика романо - германской правовой семьи в частности, а также установление наиболее существенных отличительных черт континентальной правовой семьи, выделение различных подходов к ее изучению, определение перспектив развития системы в целом и Российской правовой системы как ее части. Предметом исследования - романо - германская правовая семья в аспекте истории и в условиях современности.

Содержание

Введение с. 6
Типология правовых систем с.8
Романо-германская правовая семья или с.10
семья «континентального» права
Структура права романо-германской правовой семьи с.16
Россия как участник романо-германской правовой системы с.26
Заключение с. 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая тгп.docx

— 87.46 Кб (Скачать документ)

В структуре  западного права выделяются романо-германская и англосаксонская системы. Эта  идея выдвинута также Р.Давидом  в 1950 г. Впоследствии он отошел от этой позиции и стал придерживаться концепции  трихотомии.

 В  пределах социалистической правовой  семьи, теперь уже в историческом  аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовая система социалистических государств Азии и правовая система республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного и единичного. Таким образом, существует ряд классификаций правовых систем прошлого и настоящего.

Ни  одна из классификаций  правовых семей  не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные  типологические подразделения  семей  национального права. В рамках той или иной правовой семьи возможны более удобные элементы,  представленные определенной группой  правовых систем.

Конечно, романская и германская правовые

семьи имеют между собой гораздо больше общего, чем каждая из них с общим правом.

                                                К. Цвайгерт, X. Кё'тц, немецкие компаративисты

 

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ, ИЛИ СЕМЬЯ «КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ПРАВА»

 Понятие романо-германской правовой семьи.

 Романо-германская правовая семья – это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.

Романо-германская правовая семья, или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны), имеет длительную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развивали начиная с ХII в. на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Романо-германская правовая семья имеет весьма длинную юридическую историю. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Произошел процесс, получивший название «рецепция римского права»3.

Создание  романо-германской правовой семьи связано  с возрождением, которое произошло  в XII и XIII веках на западе Европы. Это  возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был  аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок  и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса. Идеал христианского общества, основанного на милосердии, был отброшен, равно как и идея создания на Западе града божьего. Сама церковь стала более отчетливо различать религиозное общество верующих и светское общество, суд совести и правосудие и создала в эту эпоху каноническое частное право. В XIII веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом; за правом вновь была принята его собственная роль и автономия, которые отныне стали характерными для западных образа мысли и цивилизации.

Идея, что  общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума, не была совершенно новой. В отношениях между частными лицами она допускалась  римлянами. Но возврат к этой идеи в XII веке — революционный шаг. Философы и юристы требовали, чтобы общественные отношения были основаны на праве  и чтобы был положен конец  режиму анархии и произвола, царившему  в течение веков. Они хотели нового права, основанного на справедливости, постигнуть которую позволяет разум; они одновременно осуждали произвол и отвергали обращение в гражданских  отношениях к сверхъестественному. Это движение в XII и XIII веках столь же революционно, как в XIII веке движение за замену личной власти демократией или движение XX века, которое стремится заменить анархию капиталистического строя марксистской общественной организацией. Гражданское общество должно основываться на праве: право должно обеспечить в гражданском обществе порядок и прогресс. Эти идеи становятся господствующими в Западной Европе в XII  веке и будут там безраздельно царить вплоть до наших дней. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права,  которые рассматриваются как правила поведения,  отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том,  чтобы определить,  какими должны быть эти нормы4.

Рене  Давид подчеркивает в своих исследованиях, что зарождение романо-германской правовой системы в XII и XIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть. Термин «романо-германская» выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран. Название «континентальное право», а тем более «гражданское право» (Civil Law), используемое в англоязычной литературе, вызывает большую критику.

Основным  принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в  целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Этот принцип Римского права лёг в основу такой формы власти как Республика, которая является на сегодняшний день самой распространённой формой власти.

Римское правосознание рассматривает справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации. «Ius est ars boni et aequi» — гласит изречение Цельса-младшего, переводимое как «Право есть искусство (наука) доброго и равного», а не справедливого, вопреки расхожему мнению. (aequus, a, um — равный). Казуистичность Римского права основывается на осознании высокой роли судебной власти; «Я имею иск — значит я имею право» — описывает это отношение римское изречение. Утилитаризмом названо рассмотрение пользы (utilitas) как смысла права, свойственное римскому отношению к праву: «Польза — мать доброго и справедливого».

Римское право активно применялось в  южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились  во Франции в XVI веке. Они проводились  в университетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.

Интерес к римскому праву был связан с  тем, что с усилением королевской  власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец, католическая церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями языческих времен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право - lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо  этих общих причин, в Германии, к примеру, рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание "доброе" немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI- XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.5

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское  право получило название "современное  римское право" (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Затем в  наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путем переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Баварии был издан "Codex Maximilianeus Bavaricus", а в 1794 г. в Пруссии было издано Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht). Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона (1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое  же объединяющее влияние на юриспруденцию  и законодательство европейских  народов, как латинский язык - на их

науку.

На следующей  стадии эта семья стала подчиняться  общим закономерным связям права  с экономикой и политикой, прежде всего с отношениями собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принуждению.

Романо-германская правовая семья в  историческом аспекте.

Романо-германская правовая система сформировалась в континентальной  Европе; здесь и сейчас ее главный  центр, несмотря на то, что вследствие экспансии и рецепции многочисленные неевропейские страны присоединились к этой системе или позаимствовали у нее отдельные элементы.

Датой, когда с научной  точки зрения появилась система  романо-германского права, считается XIII век. До этого времени, вне всякого  сомнения, существовали элементы, с  помощью которых создавалась  система; но тогда было еще рано говорить о системе и, может быть, даже о  праве. Поэтому первым можно считать  период, предшествующий XIII веку, когда  собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когда не было даже какой-либо системы. Второй период начался с возвращения изучения римского права в университетах — с этого существеннейшего события, значение и важность которого мы покажем позднее. В течение пяти веков в системе господствовала доктрина, под определяющим влиянием которой эволюционировала и правовая практика в различных государствах. Доктрина подготовила вместе со школой естественного права наступление следующего периода, в котором мы находимся и в настоящее время, — периода, где преобладает законодательство.

Что собой представляло европейское право до XIII века? Существовавшие тогда элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права. Римская империя знала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире. В рассматриваемый период, то есть в начале XIII века. Римская империя не существовала уже многие века. Со времен варварских нашествий римляне, с одной стороны, и варвары — с другой, продолжали некоторый период жить каждый по своим законам. После обращения варваров в христианство образ жизни населения мало-помалу начал сближаться, произошло их частичное слияние, и вместе с рождающимся феодализмом на смену примитивному принципу личного закона пришли и территориальные обычаи.

 Распространение романо-германской правовой семьи.

 В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Правовые системы многих африканских государств, а также стран Ближнего и Среднего Востока тяготеют к романо-германскому праву. В Афро-Азиатском регионе романо-германское право вступает в сложное взаимодействие с мусульманским и обычным правом.6

Особое положение занимают правовые системы Скандинавских стран. Большинство  исследователей, исходя из существующей в этих государствах системы источников права, относят право Скандинавских  стран к романо-германской правовой семье. Некоторые юристы считают  скандинавское право специфической  общностью, обособленной и от романо-германского, и от общего права.

Итак, романо-германская правовая семья  является более старой, более распространенной и более влиятельной в современном  мире, чем правовая семья общего права, что признают английские и  американские авторы.7

 

Структура права романо-германской правовой семьи

 Во всех странах романо-германской правовой семьи юридическая наука объединяет правовые нормы в одни и те же группы. Речь идет о дуализме права, т.е. его делении на частное и публичное, а также о разграничении правовой материи на отрасли права. Структуры права всех этих стран также могут быть в общем и целом охвачены единой схемой. Во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное. Это деление носит самый общий характер, является в основном доктринальным, но, тем не менее, остается важной характеристикой структуры романо-германского права. В самом общем виде можно сказать, что к публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности органов государства и отношения индивида с государством, а к частному – отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой.

Следует подчеркнуть, что особенности  романо-германской правовой семьи в  полной мере обнаруживаются в сфере  частного права. В области публичного права ее специфика проявляется  значительно слабее. В странах  романо-германской правовой семьи основой  правовой системы выступает частное (Гражданское) право. По этой причине  юристы Англии и США нередко называют страны романо-германской правовой семьи  странами гражданского права. Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит в основном из конституционных и иных законов, не носящих характера кодификации.

Информация о работе Романо-германская правовая семья