Российская Федерация – правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования.
Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель раскрыть понятие «правовое государство» и его принципы. Раскрыть вопрос становления и развития идеи правового государства.
Исследование имеет также своей целью показать функции правового государства, а также показать проблемы и перспективы совершенствования функций правового государства в Российской Федерации.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность правового государства...................................................5
Понятие «правовое государство» и его принципы...........................5
Становление и развитие идеи правового государства......................8
Глава 2. Механизм функционирования правового государства...............13
Функции правового государства......................................................13
Проблемы и перспективы совершенствования функций
правового государства в России.......................................................19
Заключение.....................................................................................................28
Список источников........................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!!!.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

    Содержание: 

    Введение...........................................................................................................3

    Глава 1. Сущность правового государства...................................................5

    1. Понятие «правовое государство» и его принципы...........................5
    2. Становление и развитие идеи правового государства......................8

    Глава 2. Механизм функционирования правового государства...............13

      1. Функции правового государства......................................................13
      2. Проблемы и перспективы совершенствования функций

       правового  государства в России.......................................................19

    Заключение.....................................................................................................28

    Список  источников........................................................................................29

 

Введение

    Тема  «Правовое государство» заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью. Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества, а в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.

    Актуальна эта тема еще тем, что представляется возможным сравнить уровень развития гражданского общества, демократии, плюрализма, прав и свобод за рубежом и у нас в стране, понять их социальную значимость для построения правового государства.

    Особый  интерес возникает, когда сугубо теоретические характеристики правового  государства проецируются на общественно-политическую жизнь города и области.

    Знание  основ теории государства и права  дает возможность грамотно оценить  публичные заявления политиков  и практические шаги государственных  органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.

    Объект  и предмет исследования.

    Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением правовым государством своих функций.

    Предметом исследования данной работы являются функции находящегося в процессе становления правового государства (на примере Российской Федерации), способствующие реализации потребностей гражданского общества, определяющие сущность правового государства.

    Цели  и задачи исследования.

    Исходя  из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель раскрыть понятие «правовое государство» и его принципы. Раскрыть вопрос становления и развития идеи правового государства.

    Исследование  имеет также своей целью показать функции правового государства, а также показать проблемы и перспективы совершенствования функций правового государства в Российской Федерации.

 

    Глава 1. Сущность правового государства 

    1.1 Понятие «правовое  государство» и  его признаки

    Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.

    Правовое  государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

    Принципы правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

    К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

  • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством;
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций.

    Вместе  с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

  1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
  2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
  3. Располагает специальным государственным механизмом.
  4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
  5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
  6. Обладает государственным суверенитетом.

    Вместе  с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

  1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
  2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
  3. Располагает специальным государственным механизмом.
  4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
  5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
  6. Обладает государственным суверенитетом.

    Вот другие определения  термина «правовое  государство»:

    Правовое  государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.

    Правовое  государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.

    Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

 

     1.2 Становление и развитие идеи правового государства

    Историческая  память хранит немало поучительных и  плодотворных идей о совместимости  государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество, так как истоки идеи разделения властей  можно отыскать еще во взглядах Аристотеля.

    Решающим  событием  в истории  преобразования  политико-правовых отношений стала  разработанная Дж. Локком концепция  правового государства, сформулированная им в 1690 г. антиабсолютистская концепция  Правового государства («Два  трактата о правлении»). Ему же принадлежит и попытка практически реализовать проект Правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке (1669г.).

    В основе современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

    Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвышается до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; «правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других»; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета1.

    Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния2.

    Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.

    Надо  отметить, что среди русских философов  идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства:

  1. «для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении»;
  2. «если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных прав»;
  3. «чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы»3.

    Многие  ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще в недавнем прошлом во времена СССР провозглашалось "социалистическое правовое государство". Скорее это государство было правовым условно, так как в нем отрицалось наличие различных форм собственности и идеологий. Впервые в СССР разговор о правовом государстве зашел накануне 19 общепартийной конференции. Это было актуально тогда, так как требовалось привести реальную политическую практику в соответствии с конституцией. Различные свободы в СССР были лишь продекламированы, а  необходимо было их вернуть людям фактически. Не смотря на то, что у широких масс населения о М.С. Горбачеве сложилось отрицательное мнение, следует признать его огромный вклад в развитии правового государства у нас в стране. Во-первых, в сознании общества утвердилась идеология правового государства, против него сейчас никто не возражает, а во-вторых, созданы механизмы для функционирования правового государства: Парламент, Президент, Конституционный Суд, разделение властей4.

Информация о работе Российская Федерация – правовое государство