Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:21, шпаргалка

Описание

1 ВОПРОС. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ ИГПЗС. ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОЧНИКИ
2 ВОПРОС. СОЦ. СТРУКТУРА И ГОС. СТРОЙ ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА
3 ВОПРОС. ОБЩЕСТВННО-ГОС. УСТР-ВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
4 ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩ-ГОС. УТР-ВА И ПРАВОВЫХ НОРМ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
...
68 ВОПРОС. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВ ПРОЦЕСС

Работа состоит из  1 файл

Dokument_Microsoft_Word_4.docx

— 213.34 Кб (Скачать документ)

Президентство в Союзе было закреплено за прусским королем – германским императором. Он назначал должностных лиц империи, прежде всего канцлера; созывал, закрывал и распускал бундесрат и рейхстаг; с согласия бундесрата решал вопросы войны и мира, заключал договоры и пр. Монарх давал согласие бундесрату на роспуск рейхстага.

Имперским канцлером обычно был министр-президент Пруссии (в 1862–1890 гг. этот пост занимал Отто фон Бисмарк, бессменный глава прусского правительства). Канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата, его полномочия были весьма обширны Имперский канцлер не был подотчетен парламенту, политическую ответственность он нес лишь перед германским императором.

Почти самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь канцлерской контрасигнатурой (в определенных случаях). Бесконтрольность императора и имперского канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата (имевшего право законодательного вето) с его прусским большинством.

Всеобще избираемый (с существенными  ограничениями) рейхстаг в значительной степени находился под контролем императора. Все законы, принятые рейхстагом, должны были утверждаться послушным монарху бундесратом.

В Конституции Германской империи 1871 г. не было ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем много внимания уделялось «военному делу империи». Верховным главнокомандующим вооруженными силами Германской империи был император (кайзер).

52 ВОПРОС. ОСОБЕННОСТИ ГЕРМАНСКОГО  ГРАЖДАНСКОГО УЛОЖЕНИЯ 1900

Для того чтобы привести общеимперское законодательство и  законодательство отдельных германских государств в соответствие с новым  кодексом, его вступление в силу было отложено до 1 января 1900 г.

Германское гражданское  уложение (ГГУ) построено по пандектной системе. В нем выделяется общая часть, гражданско-правовые институты были сведены в отдельные книги: вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право.

ГГУ признает как физические, так и юридические лица: ферейны (общества, союзы) и учреждения. ГГУ закрепляет за юридическими лицами широкую правоспособность. Свободный гражданский оборот ограничивался такими внеправовыми понятиями, как «добрые нравы» и «добрая совесть».

Договор (хотя ему и не давалось строго легального определения) понимался как законная свободная юридическая связь между двумя или несколькими лицами. Договоры по ГГУ в целом урегулированы в духе римского права. При регламентации договора найма услуг (найма рабочей силы) определенные уступки были сделаны пролетариату.

Германский законодатель дал собственнику обширное и исключительное господство над вещью Вместе с тем существовалиограничения прав собственника (например, право собственника земли не распространялось на важнейшие полезные ископаемые).

Вещи делились на движимые и недвижимые. Так. передача права собственности на недвижимость должна быть обставлена рядом формальностей. ГГУ отбросило римскую «волевую» конструкцию владения значительно расширив круг владельцев (в него например, были включены арендаторы), пользующихся соответствующей правовой защитой.

Брак по ГГУ является светским институтом. Развод возможен только при наличии особых оснований. Был закреплен принцип ограниченного главенства мужа в семейных делах. ГГУ признал режим общности имущества супругов с правом мужа им пользоваться и управлять. Несовершеннолетние дети состояли под родительской (преимущественно отцовской) властью.

Наследственное  право по ГГУ основано в своих существенных чертах на старом германском праве. Особенность наследования по ГГУ – отсутствие пределов наследования по закону. Наряду с наследованием по закону, ГГУ регулирует и наследование по завещанию, последовательно проводя принцип свободы завещания.

53 ВОПРОС. РЕВОЛЮЦИЯ МЕЙДЗИ  В ЯПОНИИ. КОНСТИТУЦИЯ 1889

В октябре 1867 г. в Японии началась революция Мэйдзи. Во главе движения оказалось низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию, умеренно радикальные круги дворянствасвязанные с императорским двором. В мае 1868 г. сегун капитулировал.

В 1868 г. было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Все японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

В 1889 г. была опубликована октроированная (дарованная) императором Конституция Японии, составленная по прусскому образцу. Императорская власть в Японии провозглашалась «укоренившейся в национальном чувстве и истории». Император был объявлен «священным и неприкосновенным», а правящая династия – «непрерывной на вечные времена». Император никогда не принимал решений без своих советников. Советники японского императора составляли Тайный совет, Совет генро (состоявший из представителей важнейших феодальных родов) Министерство императорского двора, Совет маршалов и адмиралов и др. Японский император, действуя от имени государства, объявлял войну и заключал мир, заключал международные договоры Японии являлся верховным главнокомандующим японскими вооруженными силами, определял структуру имперских министерств, назначал, увольнял и определял оклады всех должностных лиц. Император назначал главу исполнительной власти – министра-президента, а по его представлению – остальных имперских министров. Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, распускал нижнюю палату – палату депутатов.

Японский кабинет  министров (правительство) того периода не был подотчетен парламенту, его состав определял император. Правительство во главе с министром-президентом занималось вопросами текущего управления страной, применения законов, международных отношений и бюджета. Решения правительства оформлялись императорскими указами.

Японский парламент состоял из двух палат. Принцы крови, князья и маркизы являлись наследственными членами палаты пэров, графы, виконты и бароны избирали из своей среды членов палаты пэров на семь лет, ряд членов палаты пэров назначался пожизненно императором за особые заслуги перед Японией. Каждый японский пэр лично утверждался императором. Нижняя палата – палата депутатов – избиралась населением. Парламент мог рассматривать только поправки к Конституции Японии, которые исходили от императора, законодательная власть осуществлялась в единении с императором.

Местное управление находилось в руках 46 губернаторов (префектов), назначенных центральной властью. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям тайна переписки и т. д.

54 ВОПРОСЮ НОВЫЙ КУРС  РУЗВЕЛЬТА. ГОС РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ В 20-21

В 1932 г. на президентских выборах одержала победу Демократическая партия, во главе которой стоял Ф. Д. Рузвельт; он предложил стране серию реформ, названную «Новым курсом». Его основные положения состояли в следующем:

  1. банкам предоставлялись займы от Федеральной резервной системы;
  2. открытие банков разрешалось только в случае оценки их состояния как «здорового»;
  3. министр финансов наделялся правом предотвращать массовое изъятие вкладов;
  4. вводился запрет на экспорт золота;
  5. вводился специальный указ, согласно которому гражданам США необходимо было сдавать золотые запасы на сумму свыше 100 долларов;
  6. одновременно позволялся выпуск новых банкнот, необеспеченных золотом;
  7. вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, обращающееся между США и другими странами.

16 июня 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности, основа которого состояла в разделении депозитных и инвестиционных функций банка; в сфере этого закона была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. примерно 80 % всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большей части вкладчиков иметь подобную защиту.

Особое положение в  системе реформ «Нового курса» принадлежало учреждению Гражданского корпуса сохранения ресурсов.

Внимания также заслуживает  Закон о восстановлении промышленности. Согласно ему предпринимателям в  каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые:

  1. устанавливали бы размер производства;
  2. определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня;
  3. распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами.

Закон о восстановлении промышленности затронул также и трудовые отношения:

  1. рабочим были предоставлены права участия в коллективных договорах и профсоюзах;
  2. определены три основные условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12–15 долларов в неделю; 
б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч; 
в) запрещен детский труд.

В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также в  законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной житницы»:

  1. осуществление поддержания уровня цен путем не уничтожения излишков продукции, а сохранения;
  2. политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и других товаров.

55 ВОПРОС. ИЗМЕ-Я В ГОС  СТРОЕ США В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.  ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГОС ВЛАСТИ

Одной из существенных тенденций  изменений в государственном  аппарате является диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной  политики, В этой области все большую  роль начинают играть предпринимательские  союзы и другие подобные им ассоциации, известные как "группы давления". В середине XX века их  насчитывалось" более 3 тысяч, затем количество их уменьшилось главным образом за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников (НАП) и Торговая палата.

Группы давления выполняют  как экономические, так и политические функции. На основе прогнозов «экономического  и социально-политического развития, разработанных высококвалифицированными специалистами, эти объединения  подготавливают различные меморандумы, рекомендации и даже фактически основные тезисы будущих законопроектов, которые потом направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Подобные документы, разумеется, не являются обязательными для государственных властей, но последние в своей политике учитывают требования "большого бизнеса". Крупнейшие финансово-промышленные объединения применяют и другие каналы воздействия на правительство, включая, в частности, партийный аппарат.

В политической практике "группы давления" на государственные органы с целью формирования правительственной  политики в определенных интересах  обозначаются специальным термином - "лобби", а их деятельность получила название "лоббизм". Размах этой деятельности вызвал необходимость ввести ее в законодательные рамки. В1946 г. был принят общефедеральный закон о регулировании лоббизма, -обязывающий лиц, ведущих лоббистскую деятельность, регистрироваться и делающий их деятельность более прозрачной и контролируемой. ,

Другая важная тенденция  связана с централизацией государственной  власти. В настоящее время этот процесс, обусловленный многими  причинами, среди которых интересы крупнейших корпораций занимают особо  важное место, приобрел более завуалированные  формы, чем это было в период установления военной администрации в южных  штатах.

Важнейшим проявлением централизации  явилось расширение правомочий общефедеральной, исполнительной власти во главе с  президентом. Неуклонное расширение и  усложнение исполнительно-распределительных  функций государства -одна из важных причин создания весьма разветвленного аппарата, состоящего из наемных служащих -. профессионалов. Его формирование завершилось сравнительно поздно, лишь к концуXIX в. До этого чиновничий аппарат США был относительно невелик, чем существенно отличался от бюрократизированных государств континентальной Европы. Но уже в XX веке президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы государственной и гражданской жизни всей страны. К этому времени в США действовали по меньшей мере 3 типа государственных учреждений:

1)департаменты (министерства  возглавляющие отдельные отрасли  управления (первые департаменты  были созданы еще в XVIII-XIXвв. - 3TQдепартаменты иностранных дел, финансов, обороны и др. ; вXX b. s количество департаментов не только увеличилось, они изменились качественно, пополнившись и оснастившись значительным аппаратом чиновников, выполняющих большую часть государственной работы);  .

2)"национальные агентства" - учреждения, близкие по значению  министерствам, но не имеющие  статуса таковых;

3) многочисленные и разнообразные  временные "комиссии", "бюро", "советы", "коллегии", "администрации", создаваемые на время для выполнения  определенных, жизненно важных для  страны задач.

Усиление централизации  государственной власти нашло отражение  ив порядке назначения высших должностных  лиц. В соответствии с конституцией назначение президентом глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц требует предварительного согласия сената; назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом, замещение всех второстепенных постов сенат может доверить президенту. На практике роль президента в этом процессе, как правило, оказывалась  более значительной. Этому косвенно содействовало установившееся еще  в XIX веке фактическое деление аппарата управления на "гражданскую службу", состоящую из несменяемых чиновников-профессионалов, и"правительственную службу", состоящую из высших должностных лиц, назначаемых вновь пришедшим к власти президентом и уходящих вместе с ним (так называемая "система добычи"). Согласно установившейся традиции президент, назначая таких должностных лиц, в праве рассматривать их не более как своих доверенных советников. На образуемые такими должностными лицами коллегиальные органы обычно не возлагается солидарной ответственности. Они считаются доверенными лицами президента и несут ответственность перед ним. И сенат обычно признает это. ,

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права зарубежных стран"