Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 10:56, шпаргалка
1. История возникновения и развития нотариата в России.
2. Место нотариата в системе правоохранительных органов. Разграничение компетенции между судом и нотариатом.
3. Источники нотариата.
4. Предмет, метод и система нотариата.
5. Сущность, основные черты и значение нотариального производства.
6. Характеристика органов, совершающих нотариальные действия.
7. Гарантии нотариальной деятельности. Права и обязанности нотариусов.
8. Правовой статус нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе.
9. Нотариус, занимающийся частной практикой и требования к нему.
10. Компетенция должностных лиц органов исполнительной власти по совершению нотариальных действий.
11. Общие правила совершения нотариальных действий.
1.История возникновения и развития нотариата в России.
С развитием гражданских правоотношений возникла необходимость содействия субъектам таких правоотношений в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснении их прав и обязанностей, предупреждении о последствиях совершаемых ими действий. Нотариат возник как институт гражданского права, защищающий частную собственность и имущественные правоотношения, а также охраняющий права и законные интересы участников таких правоотношений.
Первоначально нотариат возник в Италии в середине VIII в. Его прообразом был древнеримский институт табеллионов – лиц, занимавшихся под контролем государства сочинением юридических актов.
Первоначально нотариус представлял собой нечто вроде секретаря суда, который составлял договоры и передавал их на подпись судье. Затем достаточно быстро нотариус наравне с судьей стал держателем государственной печати и прямым представителем государственной власти, имеющим полномочия удостоверять договоры.
Нотариусы во Франции, да и в других странах Европы, обладали очень широкими полномочиями. Они свидетельствовали все юридические акты и гражданские договоры, составляли описи имущества, выдавали разного рода свидетельства, совершали публичные продажи. Должности нотариуса были несменяемыми, а взыскание на них мог наложить только совет нотариусов, который избирался профессиональным собранием. Статус нотариуса был настолько высок, что нотариальные акты имели безусловную доказательную силу и исполнялись без дополнительного судебного решения. Формы нотариального производства и ответственность нотариуса подробно регламентировалась законом.
До революции в России нотариус был также одним из самых уважаемых и квалифицированных специалистов. Первые российские нотариальные акты относятся к началу XIV в. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. «писать на дому» разрешалось только определенные акты: о займе хлеба или денег, сговор-ные свадебные записи и духовные завещания. Остальные юридические акты должны были составляться «площадными» подьячими.
Радикальная реформа нотариального дела в России произошла в 1 866 г. Государство издало Положение о нотариате, которое получило силу закона. В соответствии с положением все нотариусы числились на государственной службе и не могли занимать какую-либо иную должность. Юрисдикция нотариуса распространялась только на территорию действия окружного суда, в ведомстве которого он состоял. Нотариальная система России до революции 1917 г. практически ничем не отличалась от нотариата большинства европейских государств.
После Октябрьской революции нотариат России существенно изменился и приобрел иной правовой статус. Его роль стала ничтожно незаметной.
С началом перестройки и переходом к рыночным отношениям, когда стало очевидно, что существующий нотариат не готов к работе в новых условиях, неоднократно ставился вопрос о реанимации российского нотариата. Ужесточение требований рыночной экономики по защите прав владения имуществом сдвинуло решение этого вопроса с «мертвой точки», и с принятием в 1993 г. Основ законодательства РФ о нотариате ситуация изменилась коренным образом.
4.Предмет, метод и система нотариата.
Предметом регулирования нотариального права являются нотариальные действия, за совершением которых обращаются к нотариусу физические и юридические лица.
Как правило, под методом правового регулирования понимается совокупность юридических способов и приёмов регулирования, воздействия на отношения и деятельность, которые являются предметом данной отрасли права. В нотариальном праве методология правового регулирования производна от отраслей права, в которых находятся её нормативные истоки, т.е. права публичного и частного. Из этого следует, что в нотариальном праве сочетаются и одновременно действуют элементы императивного характера с диспозитивным началом, а именно: с одной стороны, нотариальное право жестко регламентирует деятельность нотариусов по реализации норм материального и процедурно-процессуального права; с другой, в рамках отношений, регулируемых нотариальным правом, находят осуществление субъективные права тех отраслей права, которые строятся на равенстве и диспозитивности их субъектов.
Подтверждением императивных начал метода нотариального права является следующее:
нормы права обеспечивают положение нотариуса как представителя публичной власти;
нотариальные действия выступают в качестве основных юридических фактов;
при совершении нотариальных действий, нотариус осуществляет свою деятельность в рамках нотариального производства, основанного на жестко урегулированном процессуальном порядке.
Подтверждением диспозитивных начал метода нотариального права является следующее:
система гарантий прав участников нотариального производства, соблюдение которых возложено на нотариуса;
исходящая из диспозитивного характера гражданских прав свобода обращения к нотариусу за совершением нотариального действия.
Система нотариального права. Нотариальное право содержит как вопросы организации нотариата в РФ, так и вопросы порядка совершения нотариальных действий. Следовательно, нотариальное право является процессуально-процедурным правом. Система нотариального права образуется различными элементами и подразделяется на общую и особенную части.
Институты нотариального права, которые составляют общую часть:
понятие, принципы организации нотариата и нотариального производства, функции нотариата в правовой системе, источники нотариального права;
правила доступа к профессии нотариуса;
организация нотариата и органов нотариального самоуправления;
субъекты нотариального права и их взаимоотношения;
нотариальная этика;
система зарубежного нотариата и деятельность российского нотариата в рамках Международного союза латинского нотариата.
Институты нотариального права, составляющие особенную часть:
экономика нотариальной деятельности;
общие правила нотариального производства;
особенности совершения отдельных видов нотариальной деятельности;
вопросы международного частного права и международного гражданского процесса нотариальной деятельности.
Нотариальная деятельность носит правовой характер, т.е. нотариусы совершают нотариальные действия на основании закона и в порядке, установленном законом. Эта деятельность основывается на принципах, закрепленных в правовых нормах и отражающих наиболее существенные черты деятельности нотариата.
2.Место нотариата в системе правоохранительных органов. Разграничение компетенции между судом и нотариатом.
Вопрос о месте нотариата в правовой системе России в целом и в системе гражданской юрисдикции весьма значим и актуален. Здесь высказываются самые различные, порой полярные точки зрения. Для понимания данного вопроса важно принять во внимание следующее. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или нотариат, действующий как объединение нотариусов в качестве лиц либеральной профессии) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы.
До становления концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Так, многие специалисты в свое время поддержали точку зрения Н.Б. Зейдера, обосновавшего так называемый широкий предмет гражданского процессуального права. Н.Б. Зейдер включал в предмет гражданского процессуального права деятельность не только суда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включая нотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев. Нотариат традиционно включается также и в предмет гражданского процессуального права как учебной дисциплины, поскольку другое место среди учебных дисциплин ему найти сложно.
В настоящее время такой подход вряд ли плодотворен. Согласно ст. 10 Конституции России государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему вряд ли возможно. Задачи судов в системе разделения властей сводятся к осуществлению правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата. Они осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов, а также при рассмотрении споров в исковом порядке, связанных с оспариванием нотариальных сделок. Приводимые иногда доводы в пользу организационного руководства нотариатом со стороны судебной системы со ссылкой на дореволюционный опыт несостоятельны, поскольку государственному устройству Российской империи не было известно разделение властей. Такой же опыт имел место и в советский период, когда, например, по Положению о государственном нотариате РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г., ряд организационных функций по руководству нотариатом осуществлял Верховный Суд РСФСР и краевые, областные и приравненные к ним суды. Однако понятно, что в тот период разделения властей как принципа организации осуществления государственной власти не существовало и суды занимали одно место в общем ряду правоохранительных органов.
На наш взгляд, правильнее определить в современных условиях место нотариата как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции. Под гражданской юрисдикцией понимается деятельность всех органов, которые наделены полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота. При этом важным признаком органов гражданской юрисдикции является то положение, что их деятельность происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности. Обоснование необходимости и целесообразности сохранения нотариуса именно в системе гражданской юрисдикции позитивно, поскольку тем самым отделяется обычная гражданско-правовая процедура от системы нотариального производства. Конечно, нотариальное производство не сводимо к гражданскому или арбитражному процессу, да в этом и нет необходимости, однако достаточно большое число общих признаков связывают гражданское и нотариальное производство, подчеркивают качественное отличие нотариального производства от гражданско-правовых процедур, используемых в рамках взаимодействия участников гражданского оборота.
Спорная часть гражданской юрисдикции осуществляется в основном судами, а значительная часть органов бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющих удостоверительные, правореализационные и регистрационные полномочия (нотариат, система принудительного исполнения, органы регистрации актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество, юридических лиц, общественных объединений), – в рамках органов юстиции. Поэтому вполне логично и правомерно относить нотариат к ведению органов юстиции, которые осуществляют организацию деятельности значительной части органов бесспорной юрисдикции. Другое дело, что формы и порядок такой организации зависят от целого ряда различных обстоятельств, конкретных политико-правовых решений, способов регистрационно-
Отличие нотариата и суда. Наиболее близок к нотариату из органов гражданской юрисдикции такой орган, как суд. Между ними достаточно много общего. Во-первых, суд и нотариат действуют в публично-правовой сфере, осуществляя свои полномочия от имени государства. Суды осуществляют правосудие именем РФ (например, ст. 194 ГПК). Нотариусы также осуществляют нотариальные действия от имени РФ (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). Во-вторых, имеется ряд общих принципов организации и деятельности судов и органов нотариата. Например, как нотариусы, так и судьи руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, они независимы по самому статусу своей юридической профессии. Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в равной степени действуют правила соблюдения языка судопроизводства.
В-третьих, важным является общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ, а нотариат – согласно ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Вместе с тем преимущественным и в нотариате является правовое регулирование на федеральном уровне. Такой единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку две указанные системы являются одним из цементирующих факторов сохранения единства России и существования единого правового пространства, обеспечивающего единый стандарт юридической защиты прав граждан и организаций.
Вместе с тем между судебной и нотариальной деятельностью имеются существенные отличия. Так, судебная деятельность представляет собой по содержанию правосудие, которое может осуществляться только судом. Судебные функции носят исключительный характер и согласно ст. 118 Конституции РФ могут осуществляться только судами. Правосудие есть форма осуществления судебной власти, которая во взаимосвязи с законодательной и исполнительной властями объективирует государственную власть РФ. Что касается деятельности нотариуса, то его деятельность правосудием не является, исключительный характер нотариальные функции не носят, поскольку могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами.