Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

5.религиозные, регулируют отношения  верующих к Богу, церкви 

6.корпоративные, правила поведения  в обществе и коллективе 

8. нормы обычаев, традиций, привычек, исторически сложившиеся правила  поведения вошедшие в привычку.

 Нормы морали - одна из форм  общественного сознания, отражающая  представление людей о честном  и бесчестном, добре и зле, носят  неписаный характер.

 Нормы права - устанавливаются  и санкционируются гос.вом и обеспечиваются возможностью применения гос. принуждения. Они выражают гос-ую волю и регулируют наиболее важные общественные отношения.

Общие черты социальных норм

Поскольку все социальные нормы  носят общественный характер, регулируют в той или иной степени общественные отношения, они обладают общими чертами:

- формируются в процессе общественной  деятельности людей;

- являются образцом поведения  той или иной среды или в  целом общества того или иного  времени;

- определяют пределы должного  и возможного поведения относительно  конкретных лиц, на которых  они распространяются;

- способствуют обеспечению общественного  порядка в той или иной степени.

 

43. Соотношение норм права  и морали.

Соотношение между правом и моралью  сложное, оно включает в себя 4 компонента: единство, различие, взаимодействие и  противоречия.

 Единство права и морали  состоит в том, что: 

1. Они представляют собой разновидности  социальных норм, образующих целостную  систему нормативного регулирования  и в силу этого обладают  некоторыми общими чертами, у  них единая нормативная основа 

2. Право и мораль преследуют  одни и те же цели - совершенствование  общественной жизни, развитие  и обогащение личности, защиту  прав человека, утверждение идеалов  гуманизма, справедливости.

3. У них один и тот же  объект регулирования - общественные  отношения (только в разном  объеме), они адресуется одним  и тем же людям, слоям, группам,  их требования совпадают. 

4. Право и мораль определяют  границы должных и возможных  поступков субъектов, являются  средством выражения личных и  общественных интересов. 

5. В философском плане представляют  собой категории, обусловленные  экономическими, а также политическими,  культурными факторами, что делает  их социально однотипными. 

6. Выступают в качестве фундаментальных  общеисторических ценностей. 

 Отличительные особенности  права и морали:

1. Различаются по способам формирования. Нормы права создаются гос.вом, право выражает гос.ую волю. Нормы морали создаются не гос.вом, они не являются продуктом какой-то целенаправленной деятельности, возникают спонтанно в процессе деятельности людей.

2. Различаются по методам их  обеспечения. Право создается  и обеспечивается, охраняется гос.вом. За правом стоит аппарат принуждения, следящий за соблюдение правовых норм, ибо право не просьба и не совет, а властное требование, предписание. Мораль опирается не на силу закона, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет вмешательства государства.

3. Различаются по форме выражения.  Правовые норма закрепляются  в спец. юридических актах государства (законах, указах) группируются по отраслям, вносятся в кодексы, уставы. Моральные нормы - неписаные заповеди. (записаны лишь в манускриптах хрониках)

4. Различаются по характеру  и способам воздействия на  сознание и поведение людей.  Право регулирует поведения с  точки зрения юр.прав и обязанностей (законное-незаконное, наказуемое-ненаказуемое). Мораль подходит к человеческим поступкам с точки зрения добра и зла (похвального-постыдного, честного-лживого)

5. Различаются по характеру  и порядку ответственности за  их нарушение. Противоправные  деяния влекут реакцию государства,  юридическую ответственность. Нарушение  норм морали подвергается осуждению,  порицанию. 

6. Различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Право не в состоянии заставить  человека быть честным, правдивым,  справедливым. Мораль же призывает  к этому. 

7. Различаются по сферам действия. Моральное пространство шире  правового, границы их не совпадают.  Право не регламентирует и  не переходит границы человеческих  отношений (любовь, дружба)

8. Различные исторические судьбы. Мораль старше по возрасту, древнее,  она всегда существовала, тогда как право возникло на определенной ступеньке социальной эволюции.

 Взаимодействие права и морали.

 Право и мораль поддерживают  друг друга в упорядочении  общественных отношений, позитивном  влиянии на личность, формировании  юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования  во многом совпадают: действия  субъектов поощряемые правом, поощряются и моралью.

 Оба осуждают совершение  правонарушений, каждое противоправное  действие, как правило является противоморальным. Право предписывает соблюдать законы, того же просит и мораль. Во многих статьях Конституции РФ, в Декларации прав и свобод человека оценка права и морали сливается, так как право основывается на морали.

 Сегодня моральные основы  бытия подорваны. Преодоление  этих явлений важнейшая предпосылка  социального возрождения России. Право и мораль активно содействуют  в отправлении правосудия, как  уголовных дел, так и гражданских.  Сила закона увеличивает, если  опирается не только на власть, но и на мораль. Действие морали  зависит от четко функционирующей  юр. системы. 

 Противоречия между правом  и моралью. 

 Тесное взаимодействие права  и морали не означает, что этот  процесс ровный и гладкий. Часто  между ними возникают противоречия, расхождения, нередко они противостоят  друг другу. Пример: Не зарегистрированный  брак не влечет юр.последствий, и отец ребенка, родившегося вне брака, не обязан платить по закону алименты до установления отцовства. По закону так, а по морали иначе.

 

44. Понятие и виды форм (источников) права.

Термин «источник права» следует  рассмотреть с трех сторон: с материальной, идеологии, формально юридической. Под материальным источником права  понимаются материальные условия жизни  общества, формы собственности, интересы и потребности людей. Под идеологическим источником права, различают правовые учения, доктрины, правосознание. Источником права в формально-юридическом  смысле понимают форму права. Форма  права - это способ выражения вовне  государственной воли, юридических  правил поведения.

 Выделяют 4 основные формы права: 

1. Нормативный акт - это правовой  акт, содержащий нормы права  и направленный на урегулирование  определенных общественных отношений. (Конституция, законы, подзаконные  акты) Нормативный акт - доминирующий  источник права во всех правовых  системах мира. Он имеет ряд  неоспоримых преимуществ. 

1. Нормативный акт может быть  издан оперативно, в любой своей  части изменен, что позволяет  относительно быстро реагировать  на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило,  определенным образом систематизированы,  что позволяет легко осуществлять  поиск нужного документа для  применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют  точно фиксировать содержание  правовых норм, что помогает проводить  единую политику, не допускать  произвольного толкования и применения  норм.

4. Нормативные акты поддерживаются  Г, им охраняются. В случае нарушения  положений нормативных актов  нарушители преследуются и наказываются  на основании закона.

2. Правовой обычай - это исторически  сложившееся правило поведения,  содержащееся в сознании людей  и вошедшее в привычку. .). В РФ правовой обычай имеет незначительное распространение (ст. 5 гр-го кодекса РФ – она признает обычаи делового оборота в кач-ве правовых норм). Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

3. Юридический прецедент - это  судебное или административное  решение по конкретному юр.делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дела. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов. В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

4. Нормативный договор - соглашение  между правотворческими субъектами  в результате которого возникает новая норма права. В отличие от нормативного акта, договоры выступают результатом соглашения между субъектами по поводу деятельности представляющей обоюдный интерес. Нормативный договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется Г-м. В РФ наибольшей юридической силой обладает международный договор.

 

45. Понятие, признаки  и виды нормативно-правовых актов. 

Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие  нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

 Нормативный акт издается  органами обладающими компетенцией  в строго установленной форме,  является офиц. документом.

 Признаки нормативно-правовых  актов: 

1. Имеют государственный характер, выражают волю государства. 

2. Издаются специально уполномоченными  органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

3. Издаются в ходе установленных  законодательством процедур (правотворческих) 

4. Имеют определенную сферу  действия. Можно выделить предметное  действие, т.е. распространение на  общественные отношения, действие  в пространстве, во времени, по  кругу лиц. 

5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

 Виды нормативно-правовых актов: 

 По юридической силе нормативно-правовые  акты подразделяются на законы  и подзаконные акты.

 Виды законов: Конституция,  Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов  Федерации. 

 Виды подзаконных актов: Указы  Президента РФ, постановления правительства,  приказы, инструкции и положения  министерств и ведомств, решения  и постановления местных органов  гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

 В зависимости от особенностей  правового положения субъекта  правотворчества нормативные акты  разделяются на:

-нормативные акты государственных  органов 

-нормативные акты иных соц.  структур (муницип.органов, акцион.общ.)

- нормативные акты совместного  характера (госуд.органов и иных соц.структур)

- нормативные акты принятые на референдуме

 В зависимости от сферы  действия делятся на : общефедеральные,  нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного  самоупр., локальные норм.акты.

 В зависимости от срока  действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

 Нормативные акты следует  отличать от актов применения  права (приговора, решения). Их  отличия в следующем: 

1. Нормативные акты содержат  оригинальные нормы права, а  правоприменительные не содержат.

2. Нормативные и правоприменительные  акты издаются неодинаковым кругом  субъектов. Нормативный круг уже,  нежели правопримен.

3. Различны наименования и структура  нормативных и правоприменительных  актов. 

4. Нормативные акты направлены  неопределенному кругу лиц, а  правоприменительные адресованы  конкретному лицу.

5. Нормативные акты не исчерпываются  однократным исполнением, действуют постоянно до своей отмены.

 

46. Понятие, признаки  и виды законов. 

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной  власти, выражающий волю народа, обладающий высшей юр. силой, регулирующий общественные отношения.

 Признаки закона:

1. Принимается только органом  законодательной власти или референдумом 

2. Порядок его подготовки и  издания определяется Конституцией  РФ и Регламентами палат Федерального  Собрания РФ,

3. В идеале закон выражает  волю и интересы народа 

4. Обладает высшей юр. силой,  все подзаконные акты должны  соответствовать ему и не противоречить. 

5. Регулирует важные ключевые  общественные отношения 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"